ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4645
Скачиваний: 1
Сравним: при заключении договора на НИР и ОКТР стороны специально оговаривают свои права на дальнейшее использование результатов работ. Если это специально в договоре не предусмотрено, право использования результата, в том числе в коммерческих целях, принадлежит заказчику, а исполнитель использует его только для удовлетворения собственных нужд (ст. 772 ГК). Результаты деятельности аудитора, оценщика, консультанта индивидуализированы, "привязаны" к условиям деятельности заказчика, его запросам. В отличие от результатов НИР и ОКТР на основе договоров об оказании услуг не создается результата - товара, т.е. объекта гражданского правоотношения, обладающего оборотоспособностью <1>.
--------------------------------
<1> Об указанном критерии, отличающем результат работ от услуг, - овеществленном результате, который остается в распоряжении заказчика, и обладающем качеством товара (оборотоспособностью), см.: Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник. Т. 2 / Под ред. О.М. Олейник. М., 2002. С. 432.
В литературе имеется на этот счет и другая точка зрения: устная консультация аудиторской организации охватывается отношениями по оказанию услуг, а письменное заключение той же организации должно регулироваться нормами о договоре подряда, поскольку есть вещественный результат (письменное заключение), а это определяет предмет обязательства как выполнение работы по написанию письменного заключения (Гражданское право. Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 542).
Более обоснованна точка зрения, согласно которой подобный результат деятельности аудитора - неотъемлемая часть соответствующих действий как таковых (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 221 - 222). Аудитор оказывает услуги по предоставлению аудиторского заключения, а способ выражения мнения аудитора - устный или письменный - не меняет экономической сущности услуг (Шаблова Е.Г. Услуга как объект гражданских прав // Российский юридический журнал. 2001. N 3. С. 52).
4. Услуги, воздействующие на личность, услуги типа экспертных (например, аудиторские услуги) осуществляются на основе лицензии, аккредитации. Условием выдачи лицензии, свидетельства об аккредитации является наличие в составе организации-услугодателя аттестованных специалистов.
5. В число услуг, охватываемых нормами гл. 39, входят услуги, обязательные для заказчика. Законом в ряде случаев на хозяйствующего субъекта возлагается обязанность пройти процедуру проверки документов и получить заключение о достоверности отчетности (обязательный аудит - ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности"), пригласить для оценки объектов независимого оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (ст. 23 Закона о техническом регулировании) и др.
Обязанность хозяйствующего субъекта заключить договор и получить обязательную услугу - публичная обязанность (перед государством), а не гражданско-правовая обязанность заключить договор. Например, аудиторская организация "Консультант" не имеет право требовать от ОАО "Визит" заключения договора об оказании аудиторских услуг на том основании, что любое открытое акционерное общество в силу закона обязано пройти аудиторскую проверку своей бухгалтерской отчетности. У проверяемого сохраняется возможность самостоятельно выбрать аудитора и вступить с ним в переговоры об условиях аудиторской проверки (сроках, вознаграждении). Полагаем, что услуги типа экспертных входят в число услуг, подпадающих под сферу регулирования гл. 39 ГК. (Об обязательных услугах типа экспертных см.: Откюкова Г.Д. Понятие, виды и реализация услуг // Вестник Российской академии образования. 2002. N 2. С. 52.)
6. Услуги оказываются исполнителем на основе задания заказчика. ГК не определяет ни форму, ни содержание такого задания. Из самой сущности рассматриваемых отношений вытекает, что договорам возмездного оказания услуг не всегда предшествуют факты выдачи таких заданий. Напротив, по многим видам услуг характер услуг (действий), их объем, сложность определяются исполнителем. Например, гражданин обратился в платную ветеринарную клинику по поводу заболевания животного. Характер услуг (ветеринарной помощи) зависит от диагноза выявленного заболевания. Хозяину животного могут предложить оставить его в клинике для сложной операции и последующего лечения.
В сфере информационных услуг задание заказчика может оформляться в виде заявки, заказа на обеспечение доступа к информационным ресурсам исполнителя, на поиск для заказчика и выдачу ему необходимой информации. В сфере рекламных услуг содержание задания формулируется обычно в тексте договора рекламодателя с рекламным агентством. К договору могут быть приложены эскизы, созданные заказчиком или агентством - по просьбе заказчика (например, эскизы рекламы, которая будет размещена на щитах, средствах транспорта и проч.). Задание заказчика предопределяет предмет договора, после заключения договора задание имеет значение критерия надлежащего исполнения обязательства.
7. Из комментируемого п. 2 ст. 779 ГК следует, что услуги надо понимать в широком смысле и в более узком. В первом значении они охватывают и работы подрядного типа (предусмотренные гл. 37, 38 ГК), и собственно услуги, т.е. действия, не приводящие к созданию овеществленного результата, который бы оставался в распоряжении заказчика. Перечень услуг, приведенный в п. 2 комментируемой статьи ГК, охватываемых гл. 39 ГК, не является исчерпывающим.
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).
По смыслу п. 2 ст. 779 ГК охватываются все виды услуг, которые ГК пока не выделены в самостоятельные типы договоров и которым не посвящены отдельные главы ГК (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1998. С. 320 - 321). Например, в сфере связи действуют Федеральные законы от 7 июля 2003 г. "О связи" (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895), от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697), подзаконные акты - различные правила оказания услуг связи. На наш взгляд, созданы все предпосылки для кодификации - включения норм об услугах связи в самостоятельную главу ГК.
По каждому виду услуг, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи ГК (за исключением, пожалуй, консультационных), приняты и регулируют эти услуги специальные законы и (или) подзаконные акты. Помимо перечисленных выше:
в сфере оказания информационных услуг - Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609);
в сфере образовательных услуг - Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 г.) (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150); Федеральный закон от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135);
в сфере туризма - Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491);
в сфере оказания платных медицинских услуг - Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 194));
в сфере ветеринарии - Правила оказания платных ветеринарных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898 (СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4012)).
Из текста ст. 779 ГК вроде бы следует, что к указанным в ней видам договоров возмездного оказания услуг применяются исключительно правила гл. 39 ГК. Однако далее (в ст. 781 ГК) говорится, что в части порядка оплаты услуг рассматриваемые отношения регулируются не только ГК, но и другими федеральными законами. Как показывает анализ этих законов и подзаконных актов, они касаются широкого круга отношений в сфере услуг, а не только порядка расчетов за услуги. Например, Закон "О почтовой связи" детально регулирует отношения, связанные с ответственностью за утрату, порчу, недоставку или задержку в доставке почтовых отправлений, несоблюдение тайны связи.
Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг
Комментарий к статье 780
Как известно, по общим правилам ГК исполнение обязательства может быть возложено на третье лицо, если из закона, договора, существа обязательства не вытекает обязанности личного исполнения обязательства (ст. 313 ГК). В сфере работ и услуг, не охватываемых гл. 39 ГК, широко распространены, например, договоры субкомиссии, субагентские договоры, договоры субподряда, по которым исполнение возлагается на другое лицо. При этом подрядчик, комиссионер, агент остаются ответственными перед клиентом за действия третьего лица - субподрядчика, субкомиссионера, субагента.
В соответствии с комментируемой статьей запрещено передавать исполнение третьим лицам. Если в договоре есть согласие заказчика на исполнение обязательства другим лицом, такое исполнение будет правомерным.
Комментируемая статья по ее названию шире, нежели содержание самой статьи. Из названия следует, что речь в статье вроде бы должна идти об исполнении обязательства в целом (включая срок, место исполнения), фактически же в ней говорится о субъекте исполнения - таковой должен совпадать со стороной договора услугодателем.
Статья 781. Оплата услуг
Комментарий к статье 781
1. Цена услуг определяется соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК).
Из перечисленных в п. 2 ст. 779 ГК услуг только определенные услуги связи регулируются путем установления тарифов. Речь идет об услугах субъектов связи, относящихся к сфере естественной монополии. В силу ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях" (СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426) к таковым относятся услуги общедоступной электрической и телефонной связи. На федеральном уровне органом регулирования цен является Федеральная служба по тарифам, действующая на основе Положения об этой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332.
Федеральная служба по тарифам, в частности, устанавливает тарифы:
на внутреннюю письменную корреспонденцию (почтовые карточки, письма, бандероли);
на внутренние телеграммы;
на предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния).
Цена платных образовательных, медицинских, ветеринарных и иных услуг устанавливается организациями, оказывающими услуги, самостоятельно. Например, цена услуг образовательных, медицинских учреждений различается в зависимости от уровня квалификации преподавательского состава, врачей, наличия материальной базы оказания услуг, наличия аккредитации (для вуза), предопределяющих качество оказываемых услуг.
В зависимости от соотношения оказания услуг и момента поступления платы за них оплата может быть предварительной (предваряет оказание услуги), последующей (оплата после оказания услуг), с применением авансирования (предварительной частичной оплаты). Вузы, как правило, взимают со студентов предоплату за каждый предстоящий учебный семестр.
По форме оплаты - платежи могут производиться наличными деньгами или путем безналичного расчета. При оказании услуг гражданам-потребителям расчеты с ними, как правило, производятся наличными деньгами в кассу организации. Во взаимоотношениях между организациями, например, за информационные, консультационные услуги, услуги телефонной связи и проч., организации-клиенты рассчитываются за услуги в безналичной форме.
В случае регулирования государством услуг оператора связи оператор связи обязан по требованию абонента-гражданина предоставить ему возможность оплаты за доступ к сети рассрочку платежа на срок не менее шести месяцев с первоначальным взносом не более 30% установленной платы (п. 1 ст. 54 Закона "О связи"). Местные телефонные соединения оплачиваются по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты. Услуги связи, медицинские услуги предоставляются на основе публичного договора (ст. 426 ГК). Цена таких услуг одинакова для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены льготы по оплате услуг для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Многие из договоров возмездного оказания услуг являются договорами присоединения (ст. 428 ГК). Например, вузы, клиники, организации связи, иные услугодатели заранее разрабатывают тексты договоров, заключаемых со своими клиентами. Соответственно, если условия о цене, порядке оплаты содержатся в текстах этих проектов договоров, они с каждым заказчиком, клиентом не согласовываются.
2. Невозможность исполнения, вызванная виновными действиями заказчика, не освобождает его от обязанности оплаты услуг. Равным образом виновно созданная невозможность исполнения обязательства не дает заказчику, клиенту права требовать возврата оплаченных за услуги средств. Здесь применяется общее правило ГК: виновный в невозможности исполнения обязательства должником кредитор не вправе требовать исполненное им по обязательству (п. 2 ст. 416 ГК). Например, студент А. исправно платил вузу за обучение в течение трех лет (при пятилетнем обучении). На четвертом курсе он перестал посещать занятия и переехал в другой город, где поступил в другой институт. Он не имеет право требовать от вуза возврата денег. Студент по своей вине создал ситуацию невозможности оказания услуг: окончания вуза с выдачей соответствующего диплома. Если по вине заказчика услуги вообще не оказаны, то, очевидно, следует говорить не об оплате услуг (они не оказаны), а об ответственности заказчика в форме убытков (ст. 15 ГК).
Пункт 2 ст. 781 является диспозитивной нормой, соответственно, соглашением сторон может быть предусмотрен возврат средств заказчику - полностью или частично. Аналогичное последствие может быть предусмотрено законом.
3. По общему правилу невозможность исполнения прекращает обязательство, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 с. 416 ГК).
Комментируемый п. 3 ст. 781 ГК содержит исключение из этого общего правила: заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные им расходы. На практике, как правило, речь идет об оплате объема оказанных услуг. Оплата в этом случае фактических расходов не является формой имущественной ответственности, речь идет о риске возникновения убытков исполнителя, который частично принимает на себя заказчик. О подобных рисках его уведомляют до заключения договора, соответствующие условия о распределении рисков между исполнителем и заказчиком предусматриваются в тексте договора.