ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1642
Скачиваний: 5
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Указанная запись свидетельствует о наличии изменений объема гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и комментарий к ней).
2. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.
В частности, Законом о торгово-промышленных палатах определено, что такие сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (абз. 2 п. 3 ст. 11).
Сообщения о ликвидации общественного объединения <1>, профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации <2>, религиозной организации <3> представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации общественных объединений.
--------------------------------
<1> См.: ст. 26 Закона об общественных объединениях.
<2> См.: п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах.
<3> См.: п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.
В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации <1>.
--------------------------------
<1> См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках.
3. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.
В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц <1>, судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).
4. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).
В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав <1>.
--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
Комментарий к статье 63
1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (момент - включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.
Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, описанный в комментируемой статье.
2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На этой же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.
3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, порядке и сроках заявлений требований кредиторов (о печатном органе см. комментарий к ст. 13 Закона о регистрации), а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом, например, в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного и ликвидационного балансов <1>.
--------------------------------
<1> Положение о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России, утверждено ЦБ РФ 16 января 2007 г. N 301-П.
С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК РФ), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.
4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.
В частности, Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 45) предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии, или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 26).
5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации и комментарий к ней).
С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 10 информационного письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.
В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.
Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона сделано не было.
Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.
Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов
Комментарий к статье 64
1. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ) в процедуре ликвидации юридического лица начинается этап расчетов с кредиторами, а именно выплаты им денежных сумм. Очередность таких выплат по предъявленным в процессе ликвидации юридического лица требованиям кредиторов и порядок удовлетворения таких требований устанавливает комментируемая статья. При этом речь идет именно об удовлетворении денежных требований кредиторов.
Всего комментируемая статья предусматривает четыре очереди, каждая из которых имеет преимущество перед последующей. Приоритет одной очереди перед другой заключается в том, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Требования, которые имеют приоритет перед другими требованиями, - это прежде всего требования так называемого социального характера, т.е. те, по которым кредиторами являются граждане. Эти требования составляют первую и вторую очереди.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (п. 2 ст. 1093 ГК РФ). Соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Один из случаев капитализации соответствующих платежей предусмотрен ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При ликвидации юридическое лицо, являющееся страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по данному Закону, обязано внести в Фонд социального страхования РФ капитализированные платежи для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью в Порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863.
Ликвидационная комиссия рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72.
Также в первую очередь включены выплаты по требованиям о компенсации морального вреда.
Комментируемая статья предусматривает еще ряд требований, включаемых в первую очередь, которые могут быть предъявлены при ликвидации банков, привлекающих средства граждан. К ним относятся:
во-первых, требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета. Исключение составляют требования граждан по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций, требования индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, из обязательств по счетам, открытым для осуществления их предпринимательской или профессиональной деятельности, которые в эту очередь не включаются;
во-вторых, требования государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", выполняющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с осуществлением ею выплат в возмещение по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.
в-третьих, требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с Федеральным законом "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3232.
Во вторую очередь включаются требования по выплате заработной платы гражданам, работающим по трудовому договору (в том числе выходных пособий), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Как правило, работники любого ликвидируемого юридического лица становятся наиболее незащищенными его кредиторами, и по этой причине законодатель предоставил им преимущественное удовлетворение их требований по отношению к другим требованиям (по обязательным платежам и гражданско-правовым обязательствам).