Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1606

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политическая партия как вид общественной организации выделена комментируемой статьей не случайно <1>: одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"). Соответственно возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические, последствия.

--------------------------------

<1> Заметим, что запрет на банкротство касается только политических партий, остальные общественные организации конкурсноспособны.


Второй абзац комментируемой статьи провозглашает по существу правовой принцип: ведь помимо упорядочивания процесса производства расчетов с кредиторами банкротство как институт гражданского права служит и другой цели - выведения из имущественного оборота несостоятельного участника. Для граждан процесс выведения заключается в освобождении их от долгов после производства расчетов с кредиторами за счет реализации их имущества <1>. Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами. Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом - должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. 125 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", подтверждает этот принцип: не ликвидируется то лицо, признанное банкротом, которое восстановило свою платежеспособность (рассчиталось с кредиторами). Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

--------------------------------

<1> Иными словами, после признания банкротами граждане свою "жизнь" участников имущественного оборота могут начать "с чистого листа".


2. Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: гражданское право, устанавливая право юридического лица на банкротство, подчеркивает единственный способ реализации такого права - судебный. Соответственно сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный (процессуальный) характер.

Именно процессуальными законами (или имеющими значительную процессуальную составляющую) регулируются признаки банкротства (основание признания должника банкротом), порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. К таким законам относится прежде всего Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1>.


--------------------------------

<1> Хотя ГК РФ говорит о Законе о банкротстве в единственном числе, систему законов, регулирующих банкротство, составляют также специальные законы: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ, определяющий правила проведения арбитражным судом судебного процесса по делу о банкротстве.


Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 127-ФЗ являются в совокупности: неисполнение должником денежного обязательства или (и) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом Закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона).

Порядок ликвидации юридического лица - банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке:

1) возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве на основании поступившего в суд заявления самого должника, конкурсного кредитора (кредитора по гражданско-правовому, имеющему денежный характер обязательству), уполномоченного органа (лица, управомоченного Российской Федерацией собирать обязательные платежи - налоги и сборы; уполномоченным органом в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в субъектах и муниципальных образованиях);

2) введение арбитражным судом в отношении должника процедуры наблюдения. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом;

3) проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом;

4) открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. 61 - 64 ГК РФ, а путем осуществления конкурсного производства.


Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются:

- выявление всех кредиторов должника, т.е. имеющих и денежные, и неденежные требования к должнику, и установление очередности удовлетворения их требований;

- формирование конкурсной массы - сосредоточение во владении должника (реально - конкурсного управляющего) имущества, принадлежащего юридическому лицу, признанному банкротом;

- реализация, как правило, путем продажи конкурсной массы;

- производство расчетов с кредиторами на справедливой и соразмерной основе;

5) исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица - банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст. 64 ГК РФ.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам (обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом). Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства. Все указанные платежи возмещаются за счет имущества должника вне очереди <1>.

--------------------------------

<1> Нередко все денежные средства, вырученные от реализации конкурсной массы, расходуются только на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.


При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке - в третьей очереди, при банкротстве закон обе эти категории лиц, которым банкрот должен, уравнивает - они включаются в третью (последнюю) очередь, не имея никаких преимуществ друг перед другом <1>.

--------------------------------

<1> Фактически - предпоследнюю, последней является очередь кредиторов, "опоздавших" своевременно заявить свои требования и включенных в очередь, называемую очередью "за реестром".


8 августа 2001 года N 129-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,

от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ,

от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 27.10.2008 N 175-ФЗ)


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом


Комментарий к статье 1


1. Гражданский кодекс РФ предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51), а также физического лица (гражданина) в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23). При этом в отношении юридического лица в Законе о введении ГК РФ (ст. 8) указывается на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным федеральным законом. Поскольку в п. 3 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, то логично, что законодатель принял объединяющий законодательный акт, который регулирует государственную регистрацию как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.


2. Реализуя положения ГК РФ, комментируемый Закон (далее - Закон о регистрации, Закон) предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т.е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, а гражданин становится индивидуальным предпринимателем. С момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Настоящий Закон предусматривает также регистрацию иных действий в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя.

3. Комментируемая статья содержит определение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которого можно выделить следующие три признака.

Первый - это государственный акт, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти - налоговыми органами (см. ст. 2 Закона и комментарий к ней).

Второй - это акт, который имеет правообразующее значение. Для организации - с его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица; для гражданина - приобретается статус индивидуального предпринимателя.

Третий - это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях третьими лицами.

4. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является комментируемый Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Законом о регистрации. Как уже указывалось, с учетом ст. 23 ГК РФ предметом Закона является также государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП). Оба реестра открыты для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде. Юридическое лицо считается созданным, а гражданин становится индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации.

Наряду со ст. 51 ГК РФ содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость осуществления государственной регистрации действий, влияющих на положение юридического лица: ст. 52 "Учредительные документы юридического лица", ст. 57 "Реорганизация юридического лица", ст. 59 "Передаточный акт и разделительный баланс", а также другие нормы, содержащиеся как в части первой, так и в части второй Кодекса. Такое же положение и с индивидуальным предпринимателем (например, ст. 25 "Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя").


Важно отметить, что в случаях расхождения комментируемого Закона или актов, принятых в его развитие, с ГК РФ приоритет, безусловно, следует отдавать Кодексу.

Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц. Это федеральные законы, так же как и комментируемый Закон, принятые на основании и во исполнение ГК РФ: "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О товариществах собственников жилья", "О некоммерческих организациях" и некоторые другие.

Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить комментируемому Закону, и иными федеральными законами. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ. Конечно же, постановления Правительства РФ не должны противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.

5. Комментируемым Законом прямо предусмотрены акты Правительства РФ, регулирующие следующие вопросы:

- об определении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц;

- о Едином государственном реестре юридических лиц;

- об установлении размера платы за предоставление содержащихся в государственном реестре сведений;

- об определении случаев и порядка бесплатного предоставления содержащихся в государственном реестре сведений по запросам органов государственной власти;

- об установлении требований к оформлению документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, количества представляемых копий данных документов и дополнительных способов их представления;

- об утверждении форм и содержания документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц;

- о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц;

- о порядке взаимодействия Центрального банка РФ и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц;

- об установлении перечня государственных органов, в которые должны представляться сведения о государственной регистрации юридического лица, состава данных сведений и порядка последующего предоставления юридическому лицу информации о его учетных данных;