ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1618
Скачиваний: 5
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. от 28 марта 2008 г.).
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию <1>, документами, удостоверяющими личность гражданина, являются:
--------------------------------
<1> Пункт 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. от 28 марта 2008 г.).
- паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации;
- паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 84 НК РФ раскрывает содержание понятия "идентификационный номер налогоплательщика", под которым понимается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории Российской Федерации номер, присваиваемый каждому налогоплательщику.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов РФ <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" // Российская газета. N 64. 30.03.2004. Фактически утратил силу в части утверждения форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц в связи с изданием Приказа ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@, которым утверждены новые формы.
Требование указать в заявлении данные паспорта, иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер при его наличии основано на обязанности регистрирующего органа исключить любое сомнение относительно личности гражданина, представившего документы для государственной регистрации. Кроме того, это необходимо для точного установления лица, которое будет нести установленную законодательством административную и уголовную ответственность в случае нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
4. Поскольку в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, то важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит.
Комментируемый Закон обязывает заявителя нотариально удостоверить подпись заявителя на заявлении.
Комментируя положение данного Закона о нотариальном удостоверении подписи заявителя на указанном заявлении, необходимо отметить следующее. Впервые требование нотариально удостоверять подписи физических лиц на учредительных документах появилось в Положении об акционерных обществах <1>, в п. 17 которого было указано, что заявка на регистрацию акционерного общества подписывается учредителями, является формальным договором и нотариально удостоверяется, а согласно п. 25 регистрация акционерного общества осуществляется Министерством финансов РСФСР на основании нотариально удостоверенной заявки на регистрацию, нотариально заверенной копии устава общества и нотариально заверенного протокола учредительного собрания (кроме случая, когда учредитель один).
--------------------------------
<1> Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" (с изм. от 15 апреля 1992 г.) // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 262 данное Постановление признано утратившим силу.
Постановлением Верховного Совета РФ от 4 марта 1992 г. N 2439-1 "Об отмене нотариального засвидетельствования подписей при регистрации предприятий" <1> обязательность нотариального засвидетельствования подписей была отменена. Органу, проводящему регистрацию вновь создаваемых предприятий, предписано ограничиться сверкой паспортных данных лиц, чьи подписи стоят под уставом и другими документами регистрируемого предприятия.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 13. Ст. 661.
Круг документов, на которых свидетельствуется подлинность подписи, очень широк и разнообразен.
При совершении этого нотариального действия нотариус не удостоверяет содержание заявления, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
5. В абз. 4 п. 1 комментируемой статьи определяется круг субъектов, уполномоченных представить для регистрации документы. К таковым Закон относит:
1) руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Состав и перечень органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц с учетом их организационно-правовых форм ГК РФ, а также законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица.
Например, согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. от 29 апреля 2008 г.) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении; применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные указанным Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа, является протокол общего собрания учредителей (участников, членов, акционеров) либо решение учредителя в случае, когда юридическое лицо учреждается одним физическим лицом. Указанный протокол либо решение должны быть представлены регистрирующему органу совместно с другими необходимыми для государственной регистрации документами.
Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) избрание единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако названный Закон позволяет отнести решение данного вопроса к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Соответственно документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа, будет являться протокол общего собрания акционеров либо протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета).
Следует обратить внимание на то, что Закон об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает, что полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. В качестве управляющего может выступать физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или юридическое лицо (управляющая компания). В этом случае между обществом и управляющим заключается гражданско-правовой договор, в котором содержатся условия о порядке осуществления управляющим функций по управлению обществом, его компетенции, положения о вознаграждении управляющего, его ответственности, иные условия.
Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). В данном случае документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, будет являться соответствующее решение собственника, например решение Комитета по управлению городским имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" установлено, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, порядок избрания или назначения единоличного исполнительного органа указан в законодательных актах, определяющих правовой статус юридического лица конкретной организационно-правовой формы, и в некоторых иных правовых актах и учредительных документах;
2) учредителя (учредителей) юридического лица при его создании.
Под термином "учредитель" следует понимать физическое или юридическое лицо, принявшее решение об учреждении юридического лица.
Физическое лицо в соответствии со ст. 18 ГК РФ может выступать в качестве учредителя с момента достижения совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста. Законом установлены два исключения из указанного правила: эмансипация и вступление несовершеннолетнего в брак (см. п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ).
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ).
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе выступить в качестве учредителя (участника) хозяйственного общества только с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Более подробно о возможности участия несовершеннолетних, малолетних и недееспособных граждан в качестве участников хозяйственных обществ см.: Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общества с ограниченной ответственностью: правовое положение: Практический комментарий. Законы и другие правовые акты. Образцы документов. М.: Изд. группа "НОРМА-ИНФРА-М", 1999. С. 116 - 121.
Юридические лица вправе выступать в качестве учредителей (участников) другого юридического лица с соблюдением порядка, установленного законодательством о юридических лицах определенной организационно-правовой формы и учредительными документами. Например, решение вопроса об участии акционерного общества в других хозяйственных обществах относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Однако принятие решений по вопросам об участии акционерного общества в объединениях коммерческих организаций (ассоциациях, союзах), финансово-промышленных группах и холдинговых компаниях осуществляет общее собрание акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества (ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Аналогичные положения можно найти в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения об участии общества с ограниченной ответственностью в создании другого хозяйственного общества относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такой вывод следует из толкования ст. 33 названного Закона, определяющей исключительную компетенцию общего собрания участников. В подп. 13 п. 2 указанной статьи установлено, что в компетенции общего собрания участников общества находится решение иных вопросов, "предусмотренных настоящим Федеральным законом". Дело в том, что данный Закон не предусматривает принятие решения об участии общества в другом обществе именно общим собранием участников. Логично (и это находит свое отражение в практике государственной регистрации), что подобное решение принимает исполнительный орган общества. Данное решение подлежит оформлению в форме распорядительного документа (приказа, распоряжения и т.п.).
Рассматривая возможность участия государственного или муниципального унитарного предприятия в качестве учредителя, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Решение об учреждении унитарным предприятием других юридических лиц принимает исполнительный орган унитарного предприятия. Поскольку создание юридических лиц связано с формированием уставного капитала и внесением в качестве вклада в уставный капитал денег, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, следует обратить внимание на положения п. 2 ст. 295 ГК РФ, согласно которым предприятие "не вправе... вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.