ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1622
Скачиваний: 5
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется Правительством РФ.
При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в ЕГРЮЛ.
5. Для государственной регистрации религиозных организаций помимо представления учредительных документов требуется в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предоставление сведений об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, а также об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
Основания для отказа в государственной регистрации религиозной организации установлены ст. 12 вышеназванного Закона. Помимо оснований, применимых к любому юридическому лицу в соответствии с нормами комментируемого Закона, религиозная организация не может быть зарегистрирована, если ее цели и деятельность противоречат Конституции РФ и законодательству РФ, а также если создаваемая организация не признана в качестве религиозной.
6. Государственная регистрация профессиональных союзов осуществляется с учетом требований Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в уведомительном порядке. Статья 8 данного Закона допускает возможность деятельности профсоюзов без прохождения государственной регистрации в качестве юридических лиц. В этом случае они не приобретают статус юридического лица и соответственно не имеют возможности участвовать в гражданско-правовых отношениях, т.е. не могут иметь в собственности имущество и денежные средства, необходимые для материального обеспечения своей деятельности.
Для государственной регистрации профсоюзов в течение месяца с момента их образования в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в субъекте Федерации должны быть представлены:
- подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
- заверенные копии решений съездов (собраний, конференций) о создании профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников соответствующих профсоюзов.
Поскольку регистрация профсоюзов носит уведомительный характер, федеральный орган государственной регистрации не вправе отказать им в государственной регистрации.
7. В отличие от порядка регистрации неполитических общественных объединений специальный порядок государственной регистрации политических партий является разрешительным. При этом требования, установленные Законом о политических партиях, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации, также касаются прежде всего публично-правового статуса создаваемой партии. Статус юридического лица необходим политической партии не для реализации целей, с которыми она создается, а для участия в хозяйственном обороте с целью обеспечения ее деятельности. В связи с этим в случае создания политической партии первичной является оценка государственным органом представленных документов с точки зрения соответствия организации именно требованиям публично-правового характера.
Закон установил шестимесячный срок с момента проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общественного движения, принявшего решение о преобразовании в политическую партию, не позднее которого документы, необходимые для государственной регистрации, должны быть представлены в федеральный уполномоченный орган. Перечень указанных документов для вновь создаваемых (на учредительном съезде) партий определен ст. 16 Закона о политических партиях и включает в себя:
- заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
- устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии;
- программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии;
- заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, принятии устава политической партии и ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
- экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
- заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям п. 2 ст. 3 Закона о политических партиях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.
Статьи 17 и 18 Закона о политических партиях предусматривают перечень документов, которые должны быть представлены для государственной регистрации политической партией, создаваемой путем преобразования, и для регистрации регионального отделения политической партии.
Учитывая особый публичный характер деятельности политических партий, законодатель предусмотрел процедуру раскрытия информации об их создании, деятельности и ликвидации. Так, помимо информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, которая является открытой для всех пользователей, ст. 19 Закона о политических партиях предписывает обязательную публикацию сведений о создании и ликвидации политических партий в общероссийских периодических печатных изданиях.
Кроме того, федеральный уполномоченный орган ежегодно размещает перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.
Однако следует учитывать, что информация о членах политической партии, предоставляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение этой информации без согласия соответствующих членов политической партии не допускается.
Что касается оснований для отказа в государственной регистрации политической партии, то помимо оснований, общих для всех юридических лиц, к таковым относятся:
- противоречие положений устава политической партии Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам;
- несоответствие наименования и (или) символики политической партии требованиям ст. 6 и 7 Закона о политических партиях.
8. Специальный порядок государственной регистрации предусмотрен для торгово-промышленных палат Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 (в ред. от 8 декабря 2003 г.) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1>. Однако следует отметить, что положения указанного Закона необходимо применять с учетом приведенного выше положения Указа Президента РФ, наделившего полномочиями по государственной регистрации общественных объединений Федеральную регистрационную службу. В этой части Закон о торгово-промышленных палатах нуждается в корректировке.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4855.
Равно как и в отношении других общественных объединений, решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом, уполномоченным в сфере регистрации общественных объединений, или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия указанных органов по вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется Правительством РФ.
Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствующем субъекте Федерации подаются следующие документы:
- заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;
- устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
- протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
- решение Торгово-промышленной палаты РФ о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
- документ об уплате государственной пошлины.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и предоставленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
Не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о торгово-промышленной палате заявителю выдается документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в ЕГРЮЛ. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово-промышленной палате в ЕГРЮЛ, должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в ЕГРЮЛ.
Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона о регистрации, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента внесения такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о торгово-промышленной палате.
Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с требованием о ее ликвидации.
Изменения, вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация торгово-промышленной палаты.
Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения установленного Законом о торгово-промышленных палатах порядка создания торгово-промышленной палаты или несоответствия ее устава законодательству РФ. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным. Об отказе в регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства РФ, которым противоречит представленный устав. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.