Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1578

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- по собственной инициативе (в связи с принятием им решения о прекращении такой деятельности);

- в связи со смертью;

- в результате его несостоятельности (банкротства);

- в результате принудительного прекращения такой его деятельности по решению суда;

- в связи с лишением его права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок по приговору суда;

- в результате утраты им права временно или постоянно проживать на территории РФ.

При этом по своему предмету регулирования названная статья несколько шире, поскольку предусматривает также для отдельных случаев моменты, когда государственную регистрацию индивидуального предпринимателя следует считать утратившей силу (см. п. 10 и 11 комментируемой статьи).

2. Индивидуальный предприниматель на любом этапе своей предпринимательской деятельности может принять решение о прекращении данной деятельности. При этом гражданское законодательство РФ не предусматривает для данного случая специального института защиты прав кредиторов индивидуального предпринимателя, прекращающего свою предпринимательскую деятельность, в отличие от случая ликвидации юридического лица, когда государственная регистрация данного лица в связи с его ликвидацией возможна только после удовлетворения требований его кредиторов. И это вполне обоснованно, поскольку в отличие от юридического лица, которое как субъект права после ликвидации прекращает свое существование, гражданин после прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не теряет свою гражданскую правосубъектность, и его кредиторы по обязательствам, связанным с осуществлявшейся данным гражданином предпринимательской деятельностью, могут предъявить ему свои требования и после того, как его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу. Поэтому п. 1 комментируемой статьи предусматривает всего два документа, которые необходимо представить принявшему решение о прекращении своей деятельности индивидуальному предпринимателю:

1) заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, составленное по утвержденной Правительством РФ форме;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию.

Названное заявление должно быть подписано индивидуальным предпринимателем, прекращающим свою деятельность, и подлинность подписи данного предпринимателя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (см. комментарий к ст. 9 Закона).

Требование о представлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, связано с общим, установленным ст. 3 комментируемого Закона требованием о необходимости уплаты за государственную регистрацию <1> юридического лица или индивидуального предпринимателя государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 3 Закона).


--------------------------------

<1> Комментируемым Законом в содержание понятия "государственная регистрация" заложено совершение регистрационных действий, связанных не только с приобретением физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, но и любых других регистрационных действий, касающихся внесения изменений в ЕГРИП, в том числе в связи с прекращением предпринимательской деятельности по решению предпринимателя. В частности, согласно абз. 2 ст. 1 комментируемого Закона государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в ЕГРИП сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 1).


Вместе тем следует признать, что НК РФ не определяет конкретный размер государственной пошлины, которая подлежит уплате в случае государственной регистрации при прекращении предпринимательской деятельности по решению предпринимателя. Пункт 1 ст. 333.33 части второй НК РФ в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей устанавливает размеры государственной пошлины только за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (400 рублей) <1> и за выдачу дубликата <2> свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (80 рублей). Поэтому представляется, что в настоящее время регистрирующий орган в случае осуществления государственной регистрации при прекращении предпринимательской деятельности по решению предпринимателя не вправе требовать от данного предпринимателя документ об уплате государственной пошлины, предусмотренный подп. "б" п. 1 комментируемой статьи <3>.

--------------------------------

<1> Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является только одной из разновидностей регистрационных действий, связанных с государственной регистрацией индивидуального предпринимателя, и не охватывает по своему содержанию регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией при прекращении предпринимательской деятельности по решению предпринимателя.

<2> Регистрирующими органами не производится выдача копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат"; под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства (письмо ФНС России от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5@ (Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2005. N 7)).


<3> Это также подтверждают Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России (письмо ФНС России от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5@ (Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2005. N 7)).


3. В соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность (т.е. способность иметь права и нести обязанности, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности) прекращается у физического лица с его смертью <1>. С учетом этого комментируемая статья (п. 2) определяет порядок осуществления регистрирующим органом государственной регистрации при прекращении деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица. В частности, данный порядок в качестве основания для внесения регистрирующим органом в ЕГРИП записи о прекращении деятельности конкретного физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица предусматривает сведения о произведенной государственной регистрации смерти данного лица в случае их поступления в указанный орган в установленном законодательством РФ порядке от органа записи актов гражданского состояния.

--------------------------------

<1> К правовым последствиям смерти приравнено объявление судом физического лица умершим (ст. 45, 46 ГК РФ).


Согласно ст. 47 ГК РФ смерть любого физического лица является актом гражданского состояния, подлежащим обязательной государственной регистрации, которая производится органами записи актов гражданского состояния в порядке, определяемом законом об актах гражданского состояния. В настоящее время действует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, установленный Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>. Согласно ст. 64 названного Федерального закона основанием для государственной регистрации смерти являются документ установленной формы о смерти <2>, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, либо вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим. При этом в соответствии с п. 2 ст. 12 названного Федерального закона руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить в том числе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о государственной регистрации смерти физического лица. Конкретные сроки представления данных сведений в указанный орган законодательством РФ не определены. Вместе с тем следует иметь в виду, что в настоящее время указанным органом является налоговый орган <3>. В свою очередь ст. 85 НК РФ устанавливает обязанность для органов записи актов гражданского состояния сообщать о фактах регистрации смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения <4> в течение 10 дней.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

<2> Такая форма документа утверждена Приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. N 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 28).

<3> Пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3961).

<4> Именно по месту нахождения органа записи актов гражданского состояния, поскольку государственная регистрация смерти может производиться таким органом не только по последнему месту жительства умершего, но также по месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, либо в случае, если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.


4. В соответствии с п. 1 ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. При этом согласно данному пункту с момента вынесения решения о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя утрачивает силу его государственная регистрация в этом качестве. Для такого случая утраты статуса индивидуального предпринимателя п. 3 комментируемой статьи предусматривает отдельное основание для осуществления регистрирующим органом соответствующей государственной регистрации - поступление в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

В настоящее время дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражным судам (ст. 27 АПК РФ). При этом ст. 33 АПК РФ рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) непосредственно отнесено к специальной подведомственности данных судов. С учетом этого п. 3 ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> именно на арбитражный суд возложена обязанность направлять копию решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

--------------------------------


<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.


Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) может осуществляться только на основании копии соответствующего решения, поступившего из арбитражного суда.

5. В соответствии с законодательством РФ деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке по решению суда. В частности, законодательство РФ предусматривает случаи, когда государственный орган за допущенные индивидуальным предпринимателем нарушения вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности такого предпринимателя. К примеру, такими правами обладают:

- сам орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 25 комментируемого Закона);

- федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1>);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.


- органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 5, 6 и 80 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


- федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (п. 4 ст. 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1>);

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.


- федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами (ст. 5 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <1>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.


В связи с этим п. 4 комментируемой статьи определяет порядок осуществления регистрирующим органом государственной регистрации при принудительном прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. В рассматриваемых обстоятельствах прекращения деятельности "принудительность" означает отсутствие волевых действий, направленных на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, со стороны физического лица, зарегистрированного в таком качестве. Соответственно государственная регистрация осуществляется без предоставления в регистрирующий орган документов, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи. Указанный порядок в качестве основания для осуществления такой государственной регистрации определяет только поступившую в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке копию соответствующего решения суда. При этом в отличие от случаев прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей при их несостоятельности (банкротстве), когда в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд, принявший решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя, обязан направлять копию такого решения в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, для рассматриваемых случаев принудительного прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей такая обязанность для суда законодательством РФ не предусмотрена.