Файл: ГК_1_комм_гл17_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 530

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.


Статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяя порядок государственной регистрации сервитутов, не учитывает того обстоятельства, что сервитут может быть установлен судебным решением. В ней указывается, что на основании заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, государственная регистрация сервитутов проводится при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Это недоразумение устранено в Методических рекомендациях о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132.

3. Специфика правового положения собственника служащей вещи определяется п. п. 2 и 5 комментируемой статьи. Оставаясь собственником вещи, сохраняя правомочия по владению, пользованию и распоряжению ею, он ограничен в своих возможностях необходимостью претерпевать действия сервитуария, определенные условиями установления сервитута.

В то же время собственник служащей вещи вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерной платы за пользование этой вещью - земельным участком. Сказанное не означает, что соглашение об установлении сервитута следует квалифицировать как основание возникновения договорного обязательства, например обязательства по возмездному оказанию услуг. Соглашение об установлении сервитута обременяет служащую вещь и сохраняет свою силу в случае отчуждения третьим лицам как служащей, так и господствующей вещи.

Употребляя термин "соразмерная плата", законодатель, как это часто бывает, использовал оценочную категорию. Наполнить ее содержанием должны стороны соглашения об установлении сервитута либо суд, разрешающий спор о его установлении или условиях. И в этом случае суд также должен руководствоваться исключительно соображениями разумности и справедливости. Утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут при этом применению не подлежат, поскольку комментируемой статьей не предусмотрено принятие какого-либо нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за пользование участком при сервитуте. В соответствии с п. 7 ст. 3 ГК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, исключительно в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.


Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок


Комментарий к статье 275


1. В комментарии к ст. 274 ГК РФ упоминалось о том, что сервитут следует судьбе обремененной им вещи. Положения комментируемой статьи раскрывают это правило.


2. Зависимый характер сервитута как ограниченного вещного права, предоставляющего возможность пользования чужой вещью, проявляется в том, что такое право не может быть уступлено по договору купли-продажи, не может стать предметом залога и вообще не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В то же время, например, наследник господствующей вещи приобретает сервитут в силу универсального правопреемства.


Статья 276. Прекращение сервитута


Комментарий к статье 276


1. Комментируемая статья устанавливает специальный порядок прекращения сервитута - по требованию собственника служащей вещи. Вместе с тем нельзя не признать, что сервитут, установленный соглашением, может быть прекращен в связи с расторжением такого соглашения его сторонами в добровольном порядке.

В любом случае ввиду того, что сервитут регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращение сервитута требует отражения в реестре. Сама процедура погашения регистрационной записи о сервитуте определена п. п. 62 - 66 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 <1>. Однако указанный нормативный правовой акт не определяет, что является основанием для совершения регистратором таких действий. И лишь в Приказе Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки" разъясняется, что в качестве документов - оснований, подтверждающих досрочное прекращение сервитута на земельный участок, рекомендуется истребовать соглашение о прекращении сервитута, заключенное собственником земельного участка и лицом, в пользу которого установлен сервитут, либо решение суда о прекращении сервитута. Таким образом, регистрация прекращения сервитута осуществляется исключительно по заявительному принципу.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 8. Ст. 963.


Вместе с тем действующие нормы ГК РФ не исключают заключения соглашения об установлении сервитута, содержащего условие о предельном сроке существования такого вещного права, исчисляемом периодом времени. В перспективе, по мере совершенствования гражданского законодательства, от такой свободы усмотрения сторон, возможно, следует отказаться. В настоящее время приложение N 5 к Постановлению Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, устанавливая форму листа записи о сервитуте, содержит графу "Срок". Пункт 51 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывает, что в графу "Срок" заносятся даты начала и окончания сервитута или дата начала сервитута и его продолжительность, а в случае, когда срок сервитута не определен, вместо продолжительности сервитута пишутся слова: "Срок не определен". Это обстоятельство дает основания полагать, что с формально-юридической позиции истечение внесенного в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним срока действия сервитута автоматически погашает ранее совершенную запись.


2. Основаниями для обращения собственника служащей вещи с требованием о прекращении сервитута могут быть:

- отпадение оснований, по которым он был установлен (например, завершение строительства, прокладки трубопровода и пр.);

- появившаяся невозможность использования собственником своего участка в соответствии с его целевым назначением.

В последнем случае действует принцип соразмерности ограничений, в самом общем виде сформулированный в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ.


Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений


Комментарий к статье 277


1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 274 ГК РФ, объектами сервитута могут выступать не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Зачастую необходимость установления сервитута связана с проходом на этаж здания или в отдельные помещения здания, принадлежащие сервитуарию, что требует использования лестниц и, возможно, иных мест общего пользования. Так, например, в одном из судебных дел истец требовал от собственника торгового комплекса установления бессрочного сервитута на нежилые помещения, расположенные в здании торгового комплекса: N 1 и 24 литеры "XVIII" в литере "A1" на втором этаже для работников и арендаторов с 7.00 до 21.00 часов и для посетителей с 10.00 до 21.00, N 1 литеры "I" в литере "A3" на первом этаже для работников, арендаторов и посетителей круглосуточно, N 10 литеры "I" в литере "A3" на первом этаже для работников и арендаторов с 7.00 до 22.00 часов <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 30 июня 2009 г. N ВАС-7852/09 по делу N А21-1800/2008.


2. Основания возникновения сервитута, условия осуществления и прекращения сервитута в отношении объектов, не относящихся к земельным участкам, определяются ст. ст. 274 - 276 ГК РФ (см. комментарий к ним).


Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок


Комментарий к статье 278


1. В ст. 44 ЗК РФ содержится правило, в соответствии с которым право собственности на земельный участок прекращается в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии с общим правилом, содержащимся в п. 1 ст. 237 ГК РФ, изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. Норма комментируемой статьи является императивной и сужает это правило, поэтому иной порядок, кроме судебного, не допускается. Это обусловлено особой значимостью земли как природного ресурса, пространственного базиса, основы любого недвижимого имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля признается в качестве основы жизни и деятельности народов.

2. Поскольку в комментируемой статье говорится об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника, это означает, что основания для обращения такого взыскания имеют гражданско-правовой характер, так как обязательство - это гражданско-правовое отношение. То есть обращение взыскания может произойти в случаях, когда собственник участка не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности перед кредитором.


Вообще обращение взыскания на земельный участок может произойти по любым обязательствам его собственника, в том числе и по обязательствам, обеспеченным залогом этого участка.

Земельный участок, на который обращается взыскание, может находиться в собственности любого субъекта гражданского права - публично-правового образования, физического или юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 126 ГК РФ обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Между тем более вероятна ситуация, когда взыскание будет обращаться на земельный участок, принадлежащий гражданину или организации. Однако опять же в силу особого правового режима земельного участка существуют ограничения в обращении взыскания на земельные участки. Так, в соответствии с п. 1 ст. 446 ГПК РФ запрещается обращать взыскание на земельные участки, на которых расположено жилое помещение, если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в этом помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания. Исключением является ситуация, когда это помещение - предмет ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Такое же правило содержится в ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

3. Определенные нюансы существуют в порядке обращения взыскания на земельный участок, принадлежащий на праве собственности организации-должнику. Данный порядок установлен в ст. 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Обращение взыскания на участок может произойти только в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, причем земельный участок как объект, на который может быть обращено взыскание, занимает в перечне третье (если участок непосредственно не участвует в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг) и четвертое (если участок задействован в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг) места.

В п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сказано, что при применении нормы ст. 278 ГК РФ необходимо учитывать особенности обращения взыскания на земельный участок, заложенный по договору об ипотеке, в том числе и на земельный участок, заложенный вместе с расположенным на нем зданием или сооружением, предусмотренные правилами Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Так, в ст. 68 данного Закона, которая называется "Особенности обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации", сказано, что приобретатель земельного участка, так же как и залогодатель, должен руководствоваться требованиями о его разрешенном использовании.



Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд


Комментарий к статье 279


1. По общему правилу принудительное изъятие принадлежащего собственнику имущества не допускается, за исключением случаев, когда основания для такого изъятия установлены федеральным законом (ст. 235 ГК РФ).

Комментируемая статья в дополнение к предусмотренным в ст. 242 (реквизиция) и ст. 243 (конфискация) ГК РФ основаниям принудительного изъятия имущества устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка. При этом такое изъятие осуществляется только путем выкупа и только для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

2. Из всего огромного разнообразия и множества объектов права собственности комментируемая статья устанавливает специальные правила только в отношении одного вида таких объектов - земельного участка. И для этого имеются весьма значимые и весомые основания. Земельные участки всегда занимают первостепенное, главенствующее положение и им придается определяющее значение не только с позиций права, но и практически в любых иных отношениях, затрагивающих землю (земельный участок).

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земельный кодекс РФ в развитие конституционных положений о земле определяет ее, во-первых, как природный объект и природный ресурс, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, во-вторых, как природный ресурс, используемый в качестве средств производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и, в-третьих, одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю (см. ст. 1 ЗК РФ). Из такого объемного определения видно достаточно сложное переплетение публичных и частных интересов в правовом регулировании объектов земельных отношений. Учитывая многогранность и исключительную значимость земли в жизнедеятельности как государства, так и отдельно взятого человека, принудительное изъятие земельного участка в интересах и по инициативе наиболее сильного участника гражданских отношений - государства (муниципалитета) в любом случае для теряющего свою землю частного собственника будет в достаточной степени болезненной процедурой, поскольку для подавляющего большинства граждан земля (земельный участок) ассоциируется не столько с ее юридическим значением как объекта права, имеющего определенную стоимость, сколько с ее социальным значением и сложившимися традициями, когда земля ассоциируется как кормилица, родное (кровное) место и т.п.