Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3029

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<77> Постановление городского округа Балашиха МО от 17 марта 2008 г. N 9/276 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории городского округа Балашиха" // Факт. 29.04.2008. N 33.

<78> Постановление руководителя администрации городского округа Домодедово Московской области от 19 мая 2009 г. N 1458 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа Домодедово, для личных и бытовых нужд" (документ опубликован не был).

<79> Решение Совета депутатов городского округа Климовск МО от 20 декабря 2007 г. N 3/16 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории городского округа Климовск Московской области" // Местные вести. 26.12.2007. N 101.

<80> Решение Совета депутатов городского округа Рошаль Московской области от 15 июля 2009 г. N 3/49 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории городского округа Рошаль" (документ опубликован не был).

<81> Решение Совета депутатов городского округа Фрязино МО от 15 мая 2008 г. N 337 "О принятии Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории городского округа Фрязино Московской области" // Вестник (приложение к газете "Ключъ"). 18.06.2008. N 2.


Согласно части 4 комментируемой статьи на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Зачастую наложение такого рода запретов обусловлено большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (заражение болезнетворными бактериями, загрязнения химическими веществами и т.п.), в результате чего вода может стать непригодной для питания <82>.

--------------------------------

<82> См.: Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. N 5.


К примеру, в тексте Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, установленных Постановлением городского округа Балашиха МО от 17 марта 2008 г. N 9/276 (далее - Правила городского округа Балашиха МО), водный объект общего пользования определяется как поверхностный водный объект, находящийся в государственной или муниципальной собственности, доступный для бесплатного использования гражданами для удовлетворения личных и бытовых нужд (п. 3).

Согласно п. 4 Правил городского округа Балашиха МО использование водных объектов общего пользования допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.


В соответствии с п. 5 при осуществлении общего водопользования разрешается:

- пользоваться водными объектами для отдыха, туризма, спорта, любительского и спортивного рыболовства в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, других целей, связанных с использованием водных объектов для личных (бытовых) нужд;

- пользоваться береговой полосой для передвижения (без использования транспорта) и пребывания у водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов устанавливается для рек Пехорка, Чернавка (Черная), Вьюнка - 20 метров, для всех других рек и водных объектов, расположенных на территории городского округа Балашиха, - 5 метров;

- осуществлять общее водопользование в соответствии с водным законодательством РФ.

В соответствии с п. 6 при осуществлении общего водопользования запрещается:

- купание в запрещенных местах, где выставлены информационные знаки и предупредительные щиты;

- стирка белья и купание животных в местах, отведенных для купания людей, и выше их по течению до 500 м;

- движение автотранспортных средств (кроме автомобилей специального назначения) в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, за исключением их движения по дорогам, стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- мойка автотранспортных средств и другой техники в водных объектах и на их берегах (береговой полосе водного объекта);

- размещение отвалов размываемых грунтов, складирование бытового и строительного мусора (захламление), минеральных удобрений и ядохимикатов на береговой полосе водного объекта;

- сброс в водные объекты жидких и твердых бытовых отходов, химических веществ, в том числе сброс сельскохозяйственных и ливневых сточных вод;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн на прибрежной полосе водного объекта.

Согласно части 5 комментируемой статьи информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков (например, "Купание запрещено", "Якорь не бросать!" и др.), устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

К примеру, п. 8 Правил городского округа Балашиха МО предусмотрено, что о правилах осуществления общего водопользования или его запрещении население оповещается:

- через средства массовой информации;

- специальными информационными знаками, располагаемыми вблизи водных объектов;


- иными способами.

Части 6, 7 и 8 комментируемой статьи устанавливают правила пользования береговой полосой. Ее историческое название - бечевник ("бечева" - канат для тяги судов). Первоначально бечевником именовали полосу вдоль каналов и рек, которая использовалась для тяги судов за счет лошадиной или людской силы. В Российской империи закреплялось свободное пользование данной полосой (в 10 - 15 м) для нужд судоходства <83>.

--------------------------------

<83> Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. N 5. Цит. по: Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Дмитриева. Ленинград: Судостроение, 1991. Т. 1. С. 144.


Например, в ВК РФ от 1995 г. полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования была названа бечевником (ст. 20).

Современный ВК РФ полосу земли вдоль береговой линии водного объекта (границы водного объекта) общего пользования называет береговой полосой. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров. При этом береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется (ч. 7).

Следует также обратить внимание на ряд положений земельного законодательства. В частности, п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ <84>, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования <85>.

--------------------------------

<84> Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

<85> Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3075.


Часть 8 определяет, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <86> граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. В данном случае ограничения могут устанавливаться, как правило, только в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования. При этом любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.


--------------------------------

<86> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5270.


Статья 7. Участники водных отношений


Комментарий к статье 7


В комментируемой статье определен субъектный состав водных правоотношений - Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица. Все они могут участвовать в водных отношениях в разных качествах - как собственники водных объектов, водопользователи, регуляторы водных отношений, то есть субъекты, формирующие водное законодательство, исполняющие его предписания и контролирующие процесс исполнения водного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Физические и юридические лица выступают в водных отношениях как водопользователи - лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 8 ст. 1 ВК РФ). При этом водопользователями могут быть как российские, так и иностранные лица (применительно к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства). Они становятся субъектами водных правоотношений с момента возникновения у них конкретных прав на водные объекты.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут выступать в водных отношениях:

во-первых, как регуляторы водных правоотношений в отношении водных объектов, находящихся под их юрисдикцией на их территории;

во-вторых, как собственники водных объектов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении.

В первом случае публично-территориальные (государственные и муниципальные) образования вступают в отношения, имеющие властный характер и отличающиеся неравенством участвующих в них сторон. Во втором случае они становятся участниками правоотношений, предполагающих юридическое равенство участвующих сторон.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние участвуют в водных отношениях в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в первую очередь - Водным кодексом РФ (ст. ст. 24, 25, 26 и др.).

Федеральными регуляторами являются: Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), осуществляющее законодательное регулирование водных отношений, а также органы исполнительной власти, наделенные регулятивными полномочиями в сфере водных отношений. В первую очередь это Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России). В водных отношениях могут участвовать и другие федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Минприроды России - Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).


В водных отношениях могут участвовать и другие федеральные органы исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), Министерство транспорта РФ (Минтранс России), находящееся в его ведении Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и др.

Региональные регуляторы - это представительные и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, а также региональные органы исполнительной власти общей компетенции (высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), правительство субъекта Российской Федерации) и исполнительные органы специальной компетенции - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции в области использования и охраны водных объектов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (например, Министерство природных ресурсов Калужской области, Комприроды Нижегородской области, Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области и др.).

Органы местного самоуправления в своей деятельности реализуют полномочия муниципальных образований в сфере водных отношений (полномочия собственника водного объекта, полномочия в отношении водных объектов общего пользования и др.), предусмотренные статьей 27 Водного кодекса РФ.


Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов


Комментарий к статье 7.1


Данная статья была введена в действующий ВК РФ Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Часть 1 настоящей статьи определяет, на ком лежит обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов. ВК РФ не содержит легального определения термина "водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов", однако в статье 1 ВК РФ дано определение понятия "водное хозяйство", под которым следует понимать деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод.

Водный кодекс РФ 1995 года также содержал определение аналогичного термина "водохозяйственная деятельность", под которой понималась деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Таким образом, законодатель, употребляя в части 1 настоящей статьи термин "водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов", под этим понимает деятельность государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц по изучению, использованию водных объектов, а также по предотвращению и ликвидации негативного воздействия вод.