Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2803

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решения комиссии в день их принятия оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в заседании.

Комиссия по проведению аукциона выполняет следующие функции:

- принимает решение по итогам рассмотрения заявок;

- определяет победителя аукциона;

- совершает иные действия, связанные с проведением аукциона.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".

"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной цены предмета аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона вправе снизить "шаг аукциона", но не более чем в десять раз.

Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.

4. Оформление результатов аукциона.

Организатор аукциона и победитель аукциона в день проведения аукциона подписывают протокол аукциона, который имеет силу договора. Протокол подписывают также все присутствующие члены комиссии.

Протокол аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, а другой - в течение трех дней с даты подписания протокола аукциона передается победителю аукциона.

Информация о результатах аукциона в течение десяти дней с даты подписания протокола аукциона публикуется организатором аукциона в официальном печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Нарушение процедуры организации и проведения аукциона является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными.

Постановлением Правительства РФ N 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.


Договор водопользования заключается в соответствии с условиями, предусмотренными в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается вносить изменения в условия договора на основании соглашения, заключенного между сторонами этого договора или в одностороннем порядке.

Договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 165.

Основаниями для заключения договора водопользования являются:

- протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 230;

- документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение десяти рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка.

Победитель аукциона в течение десяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона.

Непредставление победителем аукциона в указанный срок подписанного договора водопользования расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой правовые последствия: другая сторона приобретает право обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

Договор водопользования подписывают:

- со стороны организатора аукциона - уполномоченное организатором аукциона должностное лицо;

- со стороны водопользователя - победитель аукциона (его уполномоченный представитель) при наличии у него документов, подтверждающих полномочия на подписание договора.

Договор водопользования должен быть подписан сторонами договора не позднее двадцати дней после завершения аукциона и оформления протокола аукциона или срока, указанного в извещении о проведении аукциона, и направлен организатором аукциона на государственную регистрацию в государственном водном реестре.

Предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.


При формировании условий и заключении договора необходимо руководствоваться положениями Административного регламента Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 347.

Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих согласований или предложений, но не более чем через тридцать шесть календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Окончательные условия использования водного объекта формирует должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов для заключения договора водопользования в территориальном органе Росводресурсов, с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования (Приказ Минприроды РФ N 347).

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Ведение государственного водного реестра осуществляется в силу Постановления Правительства РФ N 253.

Необходимо отметить, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в аукционе только одного участника, организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по проведению аукциона решения по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе или подписания протокола аукциона передает этому участнику аукциона один экземпляр протокола рассмотрения заявок или протокола аукциона и договор водопользования для его подписания. Указанный участник аукциона вправе подписать договор водопользования в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения комиссии. В тот же срок этот участник аукциона при подписании договора водопользования перечисляет денежные средства в размере начальной цены предмета аукциона с учетом внесенного задатка на счет, указанный организатором аукциона, и возвращает организатору аукциона подписанный договор водопользования с приложением к нему документов, подтверждающих перечисление указанных средств. Организатор аукциона в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанных документов обязан подписать договор водопользования и направить его на государственную регистрацию в государственном водном реестре.


Согласно части 4 комментируемой статьи, устанавливается запрет на изменение условий аукциона сторонами договора водопользования. При этом запрещается изменение условий аукциона как на основании соглашений сторон, так и в одностороннем порядке. Данные соглашения или одностороннее изменение условий, во всяком случае, являются ничтожными, как не соответствующие законодательству.

Условия аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлены в Постановлении Правительства N 230, которым утверждены соответствующие правила:

Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования;

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

Кроме того, отдельная часть условий аукциона разрабатывается и утверждается организатором аукциона:

- предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия;

- место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок;

- место, дата и время проведения аукциона;

- начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона";

- официальное печатное издание и официальный сайт, в котором размещена документация;

- банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;

- размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения;

- требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;

- порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;

- формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;

- порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями;

- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;

- срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

Заключение соглашений об изменении установленных условий аукциона или одностороннее изменение условий аукциона приводит к нарушению стабильности гражданского оборота, что может повлечь нарушение прав и законных интересов заявителей и третьих лиц. В связи с этим на основании императивных правил ч. 4 комментируемой статьи и ст. 168 ГК РФ соглашения об изменении установленных условий аукциона или одностороннее изменение условий аукциона являются ничтожными.


Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования


Комментарий к статье 17


В комментируемой статье предусматривается применение гражданского законодательства к отношениям по изменению и расторжению договора водопользования.

Необходимо отметить, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В гражданское законодательство включены указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. Кроме того, в гражданское законодательство входят постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, правило комментируемой статьи о применении гражданского законодательства к отношениям по изменению и расторжению договора водопользования существенно расширяет перечень законодательных актов, подлежащих применению в данном случае. Помимо федеральных законов к названным отношениям с учетом вышеназванных правил могут применяться подзаконные акты гражданского законодательства: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо учесть, что названные нормативные правовые акты должны относиться к гражданскому законодательству. Как установлено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Таким образом, субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие заключение гражданско-правовых договоров.


При изменении и расторжении договора водопользования прежде всего необходимо руководствоваться положениями главы 29 ГК РФ.

Основаниями изменения и расторжения договора признаются:

1) соглашение сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором;

2) требование одной из сторон, заявленное в суде при условии:

- существенного нарушения договора другой стороной;

- если иное предусмотрено законом или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Иные основания изменения и расторжения договора должны быть прямо предусмотрены в законе или в договоре. Согласно ч. 2 ст. 12 ВК РФ, к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. В связи с этим применению подлежит ст. 619 ГК РФ, а именно основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя (в данном случае - уполномоченного органа, предоставившего водный объект в пользование):

- невнесение более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа арендной платы (в данном случае - платы за пользование водным объектом);

- пользование водным объектом с существенным нарушением условий договора либо с неоднократными нарушениями (данному положению корреспондирует п. 28 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 (ред. от 22.04.2009) "О подготовке и заключении договора водопользования" <184>, - пользование водным объектом в соответствии с договором прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства РФ, а также при неиспользовании водного объекта в срок, установленный договором);

--------------------------------

<184> СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1033.


- пользование водным объектом, приводящее к его существенному ухудшению;

3) односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон;

4) важно, что согласно ст. 451 ГК РФ основанием изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий, предусмотренных в п. 2 ст. 451 ГК РФ: