ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2990
Скачиваний: 1
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Важно, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях и при наличии одновременно четырех условий, названных выше (см. п. 2 ст. 451 ГК РФ).
Важно отметить, что в силу ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В Административном регламенте Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 347 <185>, предусматривается процедура по изменению условий или расторжению договора водопользования. Как установлено в п. 3.5 Приказа Минприроды РФ N 347, изменение условий или расторжение договора водопользования осуществляется в следующей последовательности:
--------------------------------
<185> Приказ Минприроды России от 26 декабря 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 6 июля. N 27.
1) прием и регистрация документов для заключения дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования;
2) рассмотрение принятых документов для заключения дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования;
3) подготовка дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования;
4) подписание дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования;
5) внесение подписанного дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий на регистрацию в государственном водном реестре или соглашения сторон о расторжении договора водопользования для внесения данных о нем в государственный водный реестр и последующее направление зарегистрированного дополнительного соглашения заявителю или соглашения сторон, данные о котором внесены в государственный водный реестр.
Срок подписания дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования составляет тридцать календарных дней с момента регистрации соответствующих документов в территориальном органе Росводресурсов.
Водопользователи предъявляют заявления об изменении условий или о расторжении договора водопользования с обосновывающими материалами в территориальный орган Росводресурсов.
Должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов для заключения соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования в территориальном органе Росводресурсов:
1) проверяет достоверность изложенных в документах материалов;
2) проверяет, не было ли право пользования водным объектом приобретено на аукционе.
Важно, что при заключении договора водопользования, право на заключение которого было приобретено на аукционе, не допускается вносить изменения в условия договора на основании соглашения, заключенного между сторонами этого договора или в одностороннем порядке.
Общий срок рассмотрения принятых документов для заключения дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования составляет двадцать пять календарных дней.
Общий срок подготовки дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования составляет два календарных дня.
Экземпляры соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования направляются заявителю в течение тридцати дней с момента регистрации заявления или извещения об изменении условий или о расторжении договора водопользования и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов.
В течение тридцати календарных дней с даты получения двух экземпляров соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования заявитель подписывает соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования и направляет его в территориальный орган Росводресурсов.
В случае если заявитель выражает несогласие с условиями направленного ему соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования, то заявитель вправе направить в территориальный орган Росводресурсов извещение о несогласии с условиями проекта соглашения сторон об изменении условий или о расторжении договора водопользования.
Должностное лицо, ответственное за подписание дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования в территориальном органе Росводресурсов:
1) в течение пяти рабочих дней с момента подписания дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования вносит указанное дополнительное соглашение на регистрацию в государственном водном реестре или соглашение сторон для внесения данных о нем в государственный водный реестр;
2) в течение двух рабочих дней с момента получения зарегистрированных экземпляров дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или соглашения сторон о расторжении договора водопользования, данные о котором внесены в государственный водный реестр, направляет один экземпляр водопользователю с приложением оригиналов всех документов, полученных при подготовке и подписании данного дополнительного соглашения или соглашения сторон.
Важно, что дополнительное соглашение к договору водопользования об изменении условий признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре. Соглашение сторон о расторжении договора водопользования признается заключенным с момента внесения данных о нем в государственный водный реестр. Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору водопользования об изменении условий или внесение в государственный водный реестр данных о соглашении сторон о расторжении договора водопользования в государственном водном реестре осуществляется в соответствии с Приказом МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" <186>.
--------------------------------
<186> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 41.
Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
Комментарий к статье 18
Согласно части 1 комментируемой статьи, гражданское законодательство применяется к отношениям по привлечению сторон договора водопользования к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В гражданское законодательство включены указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. Кроме того, в гражданское законодательство входят постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, правило части 1 комментируемой статьи о применении гражданского законодательства к отношениям по привлечению сторон договора водопользования к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств существенно расширяет перечень законодательных актов, подлежащих применению в данном случае. Помимо федеральных законов к названным отношениям с учетом вышеназванных правил могут применяться подзаконные акты гражданского законодательства: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо учесть, что названные нормативные правовые акты должны относиться к гражданскому законодательству. Как установлено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Таким образом, субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие заключение гражданско-правовых договоров.
Важно, что сторона договора водопользования может быть привлечена к ответственности по гражданскому законодательству как за полное неисполнение своего обязательства, так и за ненадлежащее исполнение, то есть исполнение не в полном объеме, с нарушением сроков, предмета договора, в ненадлежащем месте, в ненадлежащей валюте. Общие требования к исполнению обязательств установлены в главе 22 ГК РФ "Исполнения обязательств".
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства одной из сторон договора водопользования, другая сторона может заявлять требования в силу главы 25 ГК РФ "Ответственность за нарушение обязательств". В частности, предусматривается возмещение убытков (ст. 393 ГК РФ), взыскание неустойки (ст. ст. 394, 395 ГК РФ), взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (ст. 395 ГК РФ).
В части 2 комментируемой статьи предусмотрено применение к водопользователю, нарушающему сроки несения платы за пользование водным объектом, штрафной меры, состоящей в обязанности уплатить сумму пеней.
Важно, что начисление пеней производится в соответствии с правилами части 2 комментируемой статьи:
- основанием начисления пеней является несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом;
- пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом;
- начисление пеней начинается со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом;
- размер пеней составляет одну стопятидесятую действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ), но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Размер ставки рефинансирования устанавливается ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В части 3 комментируемой статьи предусмотрено применение к водопользователю, превысившему установленный договором объем забора (изъятия) водных ресурсов, штрафной меры.
В соответствии с формой примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 (ред. от 22.04.2009) "О подготовке и заключении договора водопользования" <187> (далее - Постановление Правительства N 165), в договоре предусматривается объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов водопользователем.
--------------------------------
<187> СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1033.
Важно, что в силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" <188> (далее - Постановление Правительства РФ N 223) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ, являющиеся частью лимитов, до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов. Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы <189>.