ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2997
Скачиваний: 1
--------------------------------
<188> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.
<189> См.: Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 38.
На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) <190> и Приказа Росводресурсов N 32 <191> установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ N 238 <192>. Квоты забора (изъятия) водных ресурсов и квоты сброса сточных вод устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основе заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ на установление квот забора (изъятия) водных ресурсов и квот сброса сточных вод, представляемых в территориальный орган Росводресурсов.
--------------------------------
<190> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.
<191> Приказ Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 "Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год" // Российская газета. 2010. N 69.
<192> Приказ Минприроды РФ от 30 июля 2009 г. N 238 "Об утверждении Методических указаний по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 41.
Таким образом, объем забора (изъятия) водных ресурсов, предусмотренный договором водопользования, не может превышать установленные лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
Как установлено в части 3 комментируемой статьи, за превышение установленного договором объема забора (изъятия) водных ресурсов водопользователь обязан уплатить штраф в размере пятикратной платы за пользование водным объектом. Ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются в соответствии со ст. 20 ВК РФ. В Постановлении Правительства РФ N 876 <193> установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
--------------------------------
<193> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 (ред. от 01.12.2007) "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 324.
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Комментарий к статье 19
В части 1 комментируемой статьи предусматривается передача водопользователем своих прав и обязанностей по договору другому лицу.
Важно, что передача прав по договору водопользования другому лицу возможна только с согласия уполномоченного органа, осуществляющего предоставление водных объектов в пользование. Согласно ч. 4 ст. 11 ВК РФ и п. п. 4 - 6 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (ред. от 04.03.2009) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" <194> (далее - Постановление Правительства РФ N 844), решения о предоставлении водных объектов в пользование и, соответственно, согласие на передачу прав по договору водопользования другому лицу выдают:
--------------------------------
<194> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.
а) Росводресурсы и территориальные органы - при предоставлении в пользование водохранилищ или их частей, перечень которых устанавливается Правительством РФ <195> в целях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844 <196>, а также морей или их отдельных частей;
--------------------------------
<195> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.
<196> Исчерпывающий перечень целей предоставления водных объектов в пользование на основании решений Росводресурсов и территориальных органов включает следующие: а) обеспечение обороны страны и безопасности государства; б) сброс сточных и (или) дренажных вод; в) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; г) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; д) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; е) разведка и добыча полезных ископаемых; ж) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; з) подъем затонувших судов; и) сплав древесины в плотах и с применением кошелей; к) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); л) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (см.: п. 2 Постановления Правительства РФ N 844).
б) органы исполнительной власти субъектов РФ - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844, за исключением водных объектов, решения о предоставлении которых принимаются Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами и водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства; а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;
в) органы местного самоуправления - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844.
Важно учесть, что решения о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства и, соответственно, согласие на передачу прав по договору водопользования выдаются Правительством РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ N 844), но при этом заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Росводресурсов по месту расположения водного объекта (п. 8 Постановления Правительства РФ N 844).
Важно, что водопользователь вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В ч. 2 ст. 5 ВК РФ определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
При передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу следует руководствоваться положениями Административного регламента Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 347 <197>. В частности, устанавливается последовательность действий при осуществлении административной процедуры по согласованию передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу:
--------------------------------
<197> Приказ Минприроды России от 26 декабря 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 6 июля. N 27.
1) прием и регистрация документов о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу;
2) рассмотрение принятых документов о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу;
3) внесение подписанного договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования на регистрацию в государственном водном реестре и последующее направление зарегистрированного договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования заявителю.
Срок рассмотрения документов о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу составляет тридцать календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления в территориальном органе Росводресурсов.
Водопользователь представляет заявление о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу с сопроводительным письмом и прилагаемыми к заявлению документами в территориальный орган Росводресурсов по месту водопользования.
Должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов для предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании договора водопользования в территориальном органе Росводресурсов, проверяет:
1) наличие указанного в заявлении права пользования водным объектом на основании договора водопользования у заявителя;
2) не приобретено ли право на заключение договора водопользования на аукционе;
3) не является ли целью использования водного объекта, право пользования которым заявитель вправе передать другому лицу, забор (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
4) выполнение лицом, которому заявитель вправе передать свои права и обязанности по договору водопользования, условий водопользования договоров водопользования, лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водными объектами и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Решение о возможности передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу принимается в следующих случаях:
- заявитель обладает указанным в заявлении правом пользования водным объектом на основании договора водопользования;
- предметом договора водопользования не является использование акватории водного объекта;
- целью использования данного объекта не является забор (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Отказ в передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Общий срок административного действия по рассмотрению заявления о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу составляет двадцать пять дней.
После поступление заключения о возможности передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу с приложением документов и материалов, полученных на этапе рассмотрения, от должностного лица, ответственного за рассмотрение заявления в территориальном органе Росводресурсов, осуществляется подготовка и подписание договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования.
Должностное лицо, ответственное за подготовку и подписание согласия о передаче прав и обязанностей по договору водопользования:
1) подготавливает проект согласия о передаче прав и обязанностей по договору водопользования;
2) подписывает у руководителя территориального органа Росводресурсов согласие на передачу прав и обязанностей;
3) передает непосредственно или направляет по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении согласие на передачу прав и обязанностей по договору водопользования.
Заявитель и лицо, которому заявитель вправе передать права и обязанности по договору водопользования, после получения согласия о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу подписывают указанный договор и направляют его в территориальный орган Росводресурсов.
Далее осуществляется внесение подписанного договора водопользования (в трех экземплярах) о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу на регистрацию в государственном водном реестре и последующее направление зарегистрированного договора заявителю (Приказ Минприроды РФ N 347).
Договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре. При этом необходимо руководствоваться Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными Приказом МПР РФ N 216 <198>.
--------------------------------
<198> Приказ МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 41.
Важно, что к отношениям по передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу применяется гражданское законодательство. Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В гражданское законодательство включены указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. Кроме того, в гражданское законодательство входят постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, правило части 1 комментируемой статьи о передаче прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу существенно расширяет перечень законодательных актов, подлежащих применению в данном случае. Помимо федеральных законов к названным отношениям с учетом вышеназванных правил могут применяться подзаконные акты гражданского законодательства: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо учесть, что названные нормативные правовые акты должны относиться к гражданскому законодательству. Как установлено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Таким образом, субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие заключение гражданско-правовых договоров.