Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2991

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 32 "О введении в действие санитарных правил СП 2.1.4.1075-01" (вместе с Санитарными правилами "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СП 2.1.4.1075-01", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.10.2001) устанавливаются санитарные правила, которые определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. Территория зон санитарной охраны относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, на которой не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов.

Часть 3 комментируемой статьи гласит, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. В статье 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" говорится, что недра должны использоваться рационально, а также они должны охраняться, должны приниматься все усилия для предотвращения загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; для предотвращения размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Часть 4 статьи 43 ВК РФ говорит, что на территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. В статье 19 Закона "О недрах" сказано, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.



Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод


Комментарий к статье 44


Часть 1 комментируемой статьи очерчивает круг актов, которыми регулируется использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Это ВК РФ и законодательство в области охраны окружающей среды, а именно Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Сразу оговоримся, что под дренажными водами понимаются воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; а под сточными водами - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Очень важно, что сброс таких вод возможен только на основании решения уполномоченного органа.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Поскольку сброс сточных и дренажных вод - это весьма вредное воздействие на окружающую среду, существуют определенные нормативы, порядок утверждения которых установлен Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

Части вторая и третья комментируемой статьи содержат указание на пять категорий водных объектов, в которые запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод. Это водные объекты:

- содержащие природные лечебные ресурсы и водные объекты;

- отнесенные к особо охраняемым (имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и признанные особо охраняемыми, режим которых определяется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях");

- водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- водные объекты, расположенные в границах рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743 "Об утверждении правил установления рыбоохранных зон" ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 километров - 50 метров, от 10 до 50 километров - 100 метров, от 50 километров и более - 200 метров. Точно так же в данном документе определены рыбоохранные зоны и для других категорий водных объектов.


При этом необходимо упомянуть, что сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ).

4. Часть четвертая комментируемой статьи гласит, что сброс сточных и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.


Статья 45. Использование водохранилищ


Комментарий к статье 45


Комментируемая статья подробно регламентирует порядок использования водохранилищ, в частности порядок разработки и основное содержание правил использования водохранилищ. В ВК РФ от 1995 г. использование водохранилищ регулировалось не так подробно. Однако предусматривалось, что организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов (ст. 139).

Комментируемым кодексом термин "водохранилище" не определен. Согласно части 3 пункта 2 статьи 5 ВК РФ водохранилища как водоемы отнесены к поверхностным водным объектам (см. комментарий к ст. 5 ВК РФ). ВК РФ от 1995 г. водоемы определял как поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена.

В соответствии с Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденными Минздравом СССР 1 июля 1985 г. N 3907-85 <335>, под водохранилищем следует понимать искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водостоке с целью хранения воды и регулирования стока.

--------------------------------

<335> Документ опубликован не был.


Согласно части 1 комментируемой статьи использование водохранилищ должно осуществляться в соответствии с правилами использования водохранилищ. В свою очередь, указанные правила включают в себя:

- правила использования водных ресурсов водохранилищ;

- правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

В части 2 разъясняется следующее:

- правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ;

- правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов;


- установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями настоящей статьи.

Утверждение правил использования водохранилищ согласно статье 24 ВК РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области водных отношений. Кроме того, согласно части 2 статьи 26 ВК РФ передача осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ не распространяется на водохранилища, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водохранилищ устанавливается Правительством РФ <336>.

--------------------------------

<336> См.: Распоряжение Правительства РФ от 16 ноября 2006 г. N 1578-р "Об утверждении перечня водохранилищ" // СЗ РФ. 2006. N 48. Ст. 5059.


Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (редакция от 8 августа 2009 г.) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" <337> к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов относится установление режима пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ (п. 5.8).

--------------------------------

<337> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.


Термин "сработка водохранилища" имеет специфическое значение в гидрологии и нормативно не определен. В целом под сработкой водохранилища следует понимать понижение уровня воды при использовании накопленного ее запаса в большем количестве, чем поступает в водоем с водосбора <338>.

--------------------------------

<338> Научно-информационный портал Всероссийского института научной и технической информации. http://science.viniti.ru (дата обращения: 06.06.2010).


В части 3 настоящей статьи определено, что перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), устанавливается Правительством РФ. Данный перечень водохранилищ установлен распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 197-р <339>. Например, на территории Московской области выделены следующие водохранилища: Перервинское, Пестовское, Пяловское, Рублевское, Рузское, Сенежское, Учинское (Акуловское), Химкинское, Шатурское, на территории Кировской области - это водохранилища Белохолуницкое, Большое Кирсинское и Омутнинское.

--------------------------------

<339> СЗ РФ. 2009. N 8. Ст. 1032.


Сразу необходимо отметить, что согласно ч. 10 комментируемой статьи разработка, согласование и утверждение правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.


Этот порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" <340> (далее - Положение).

--------------------------------

<340> СЗ РФ. 2009. N 18 (2 ч.). Ст. 2247.


Приказом Росводресурсов от 3 июня 2009 г. N 118 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ <341>" утвержден План мероприятий по реализации указанного Постановления.

--------------------------------

<341> Документ опубликован не был.


Разработку, согласование и утверждение правил использования водохранилищ, включенных в указанный выше перечень водохранилищ, осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов. Разработка правил использования указанных водохранилищ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии РФ. На данный момент они не разработаны.

Допускаются раздельная разработка, согласование и утверждение правил использования водных ресурсов и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ (п. 4 Положения).

Использование остальных водохранилищ, не включенных в указанный перечень, согласно части 5 настоящей статьи осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Полномочия по утверждению типовых правил использования водохранилищ согласно Постановлению Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 757 (редакция от 4 марта 2009 г.) "О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии РФ в области водных отношений <342>" возложены на Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

--------------------------------

<342> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5461.


Важно отметить положения ст. 6.3 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (редакция от 14 июля 2008 г.) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <343>, а именно до утверждения в соответствии с комментируемой статьей ВК РФ правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие настоящего ВК РФ правила эксплуатации водохранилищ, но не позднее чем до 1 января 2015 года.

--------------------------------

<343> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.


В части 6 комментируемой статьи достаточно подробно описано содержание правил использования водных ресурсов водохранилища. Они должны содержать:

1) характеристики гидроузла, водохранилища либо нескольких водохранилищ или каскада водохранилищ и их возможностей, позволяющих регулировать уровень воды в водохранилищах;