Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2804

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) основные параметры и характеристики водохранилища, в том числе нормальный водоподпорный уровень, морфометрические, гидравлические, гидрологические и термические характеристики;

3) состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища);

4) основные характеристики водотока (режим поступления вод и режим стока вод, сведения о водосборной площади, границы водохранилища, регулирующего водный режим, координаты гидротехнических сооружений и величины потерь стока вод);

5) требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и безопасности хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока;

6) объем водопотребления;

7) порядок регулирования режима функционирования водохранилища, в том числе для предупреждения аварий и иных чрезвычайных ситуаций в Единой энергетической системе России и при ликвидации их последствий <344>;

--------------------------------

<344> См.: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.


8) порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

9) порядок проведения работ и предоставления информации в области гидрометеорологии;

10) сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций, и перечень соответствующих мероприятий.

В части 7 отдельно обозначено, что правила использования водных ресурсов водохранилищ могут включать в себя необходимые материалы в графической форме и формы необходимых документов.

В части 8 комментируемой статьи изложено обязательное содержание правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилища. В частности, к нему относится:

1) краткое описание водохранилища и гидротехнических сооружений, их основные параметры;

2) сведения о зонах воздействия водохранилища (зоне постоянного затопления, зоне периодического или временного затопления, зоне повышения уровня грунтовых вод, зоне возможного изменения берегов водохранилища, зоне климатического воздействия водохранилища, зоне воздействия многолетнего, сезонного, недельного, суточного регулирования поверхностного стока вод в водный объект ниже гидроузлов);


3) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в зимний период и в период пропуска паводков;

4) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и другие);

5) ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава древесины и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления (в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды), по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды;

6) порядок организации ремонтно-эксплуатационных работ;

7) порядок осуществления наблюдений за состоянием водохранилища (изменением стока вод, температурой воды, испарением, фильтрацией, химическим и биологическим составами воды, толщиной льда, движением наносов, заилением, изменением берегов и другими явлениями);

8) учет использования водных ресурсов водохранилища;

9) перечень способов наблюдений за техническим состоянием водохранилища и входящих в его состав сооружений, порядок осуществления таких наблюдений.

По аналогии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ в ч. 9 комментируемой статьи обозначено, что правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ могут включать в себя материалы в графической форме.

Такое детальное регулировании на уровне ВК РФ обусловлено тем, что водохозяйственное строительство вообще и гидротехническое в частности является активным вторжением человека в сложившиеся санитарно-гигиенические и экологические условия каждого конкретного региона.

Необходимо помнить о требованиях в области охраны окружающей среды, изложенных в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <345>, например, при размещении проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций (ст. 40). В ч. 1 ст. 42 ВК РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (см. комментарий к ст. 42 ВК РФ). В ст. 60 ВК РФ также предусмотрена охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы, в том числе гидротехнических сооружений, влияние которых на состояние водных объектов должно учитываться, а также должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Указано, что для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем (см. комментарий к ст. 60 ВК РФ).


--------------------------------

<345> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 1.


Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 45 ВК РФ правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, но не позднее чем до 1 января 2015 года допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие ВК РФ правила эксплуатации водохранилищ.

Поэтому следует обратить внимание на ряд положений еще не отмененного Постановления Совмина СССР от 2 февраля 1976 г. N 76 "Об утверждении Положения о порядке проведения мероприятий по подготовке зон затопления водохранилищ в связи со строительством гидроэлектростанций и водохранилищ" <346>.

--------------------------------

<346> СП СССР. 1976. N 5. Ст. 24.


Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 46


Любой вид использования водных объектов предполагает их бережное и рациональное использование. Охрана водных объектов предусмотрена, кроме ВК РФ, и другими нормативными правовыми актами, прежде всего природоохранным законодательством. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. А при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

В соответствии с частью первой комментируемой статьи использование водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Использование водных объектов для целей производства электрической энергии предполагает строительство гидроэлектростанций, которые являются частью гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является основой безопасности водных объектов и защитой интересов других водопользователей. В части второй комментируемой статьи законодатель использует термин "гидроэнергетические сооружения", однако ни в одном законодательном акте (впрочем, как и в подзаконных актах) не удалось обнаружить его дефиниций. На наш взгляд, данный термин является частью понятия "гидротехнические сооружения" и эти понятия соотносятся как общее и частное.


Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Сам Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Другим федеральным законом, которым регулируются отдельные виды отношений при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии является Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Согласно пункту 4 статьи 21 вышеназванного Закона органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют согласование использования водных объектов, предоставленных в пользование для целей производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ.

В целях охраны водных объектов при их эксплуатации для производства электрической энергии устанавливаются различные ограничения специально уполномоченными органами исполнительной власти. Так, например, Приказом Минприроды РФ от 26 декабря 2008 г. N 347 установлен перечень представляемых документов и материалов для использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии (например, в обязательном порядке предоставляются материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации).

Согласно части 2 комментируемой статьи водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Действительно, многие водохранилища такого порядка обеспечивают питьевой водой многие крупные населенные пункты. Однако первостепенной важностью должны являться и вопросы обеспечения режима сработки (выпуска воды) водохранилищ, так как от этого зависит и безопасность жителей близлежащих населенных пунктов. Режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (см. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов".



Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта


Комментарий к статье 47


Комментируемая статья одна из многих в ВК РФ, которая имеет отсылочный характер. В данном конкретном случае бланкетность нормы оправдана, т.к. предметом регулируемых отношений выступает использование водных объектов в качестве путей сообщения. Однако порядок использования и организация государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов остается прерогативой ВК РФ. В регулировании этих вопросов ВК РФ является законом специальным. Поэтому все участники отношений, регулируемых законодательством о водном транспорте, должны неукоснительно соблюдать нормы ВК РФ касательно рационального использования и охраны водных объектов. Часть 1 комментируемой статьи гласит, что использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Речь идет о кодифицированном акте, это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации N 24-ФЗ от 7 марта 2001 года.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ. Применительно к комментируемой статье необходимо обратить особое внимание на ст. ст. 39 - 40 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Статья 39 устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды путем обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращения загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами. Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. Статья 40 предусматривает, что контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Органами технического надзора и классификации судов РФ осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов.