ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2987
Скачиваний: 1
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют:
- контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;
- информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.
Согласно части 2 комментируемой статьи использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов" регулируется порядок использования поверхностных водных объектов для взлета и посадки воздушных судов.
Согласно этому Постановлению Правительства РФ использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ (кроме разового взлета и разовой посадки).
Границы акватории водного объекта, предоставленного в пользование для указанных целей, в дневное время обозначаются ограничительными буями и вехами, в ночное время - сигнальными огнями.
Кроме того, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов обязаны руководствоваться законодательством РФ, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов: отнесенных к особо охраняемым водным объектам; входящих в состав особо охраняемых природных территорий; расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения; расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон; содержащих природные лечебные ресурсы; расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны.
Наконец, отметим, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов (ст. 11 ВК РФ).
Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины
Комментарий к статье 48
В соответствии с частью первой комментируемой статьи водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Для раскрытия содержания комментируемой статьи рассмотрим порядок предоставления водного объекта для этих целей и вопросы реализации водопользователями обязанности по регулярной очистке водных объектов от затонувшей древесины. Водопользователи согласно ВК РФ это физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. В нашем конкретном случае получившие право на сплав древесины, который обычно осуществляется в плотах и кошелях (кошель - гонка, связка сплавных плотов, в кошеле обычно до 5 тыс. бревен, которые транспортируются судами).
В соответствии с ВК РФ на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сплава древесины в плотах и с применением кошелей. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (ред. от 04.03.2009) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Министерством природных ресурсов и экологии РФ разработана и утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Теперь собственно об обязанности. Все обязанности водопользователей, согласно ВК РФ, должны быть установлены в решении уполномоченного органа (Федерального агентства водных ресурсов, его территориального органа, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), которое является юридическим актом, содержащим властное распоряжение.
В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом при сплаве древесины капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий. Сбор древесины при ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом возлагается на буксировщика, за исключением сбора такой древесины на водных участках, на которых сбор древесины возложен на организации, осуществляющие сплав древесины. Собранная древесина должна быть доставлена буксировщиком в порт назначения (ст. 92 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 27.12.2009)).
Согласно части второй комментируемой статьи сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются.
Первый запрет означает, что сплав древесины возможен только при плотовом сплаве с буксируемым судном, чтобы не препятствовать судоходству и не создавать аварийных ситуаций для иных судов.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 27.12.2009) под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
А второй запрет связан с тем, что при молевом сплаве часть лесоматериалов в результате потери ими плавучести тонет, засоряя русла рек, в этом и проявляется охранительный характер данной правовой нормы.
На случай нарушения установленных запретов законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность.
Административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП). Статья 8.13 КоАП "Нарушение правил охраны водных объектов" в части третьей гласит, что незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Если же сплав древесины осуществляется с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов и если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то виновные привлекаются к уголовной ответственности по статье 257 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов". Наказание - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет. Размер причиненного ущерба в каждом конкретном случае рассчитывается специально.
Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей
Комментарий к статье 49
Согласно положениям комментируемой статьи водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В целях разъяснения положений комментируемой статьи напомним, что использование водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (все зависит от вида, целей и характера водопользования).
Однако в случае с комментируемой статьей речь не идет о подземных водных объектах, в том числе с его водными ресурсами, содержащими полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальными водами. Эти отношения регулируются по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Комментируемая статья отсылает к законодательству РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, тем самым сразу разграничивая эти отношения. Порядок эксплуатации водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, используемых для лечебных и оздоровительных целей, установлен Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Этот Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ. Под природными лечебными ресурсами в этом Федеральном законе понимаются: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
Вопросы охраны водных объектов при их использовании для лечебных и оздоровительных целей предусмотрены ВК РФ. ВК РФ устанавливает запрет на сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы. Так же п. 2 ч. 3 ст. 44 ВК РФ установлен запрет на сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (п. 1 ч. 2 ст. 44).
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Комментарий к статье 50
В комментируемой статье регламентируется порядок использования водных объектов для рекреационных целей, а именно - для отдыха, туризма и спорта. В соответствии с частью 1 использование водных объектов для указанных целей осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 6 ВК РФ).
В ст. 6 ВК РФ регулируется общее водопользование (общедоступность водных объектов), в основе которого лежит право каждого гражданина на доступ к поверхностным водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования должно осуществляться в соответствии:
- с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <347>;
--------------------------------
<347> См.: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" // СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5469.
- исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Например, согласно Правилам использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, установленных Постановлением городского округа Балашиха МО от 17 марта 2008 г. N 9/276 (далее - Правила городского округа Балашиха МО), использование водных объектов общего пользования допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 4). При осуществлении общего водопользования разрешается:
- пользоваться водными объектами для отдыха, туризма, спорта, любительского и спортивного рыболовства в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, других целей, связанных с использованием водных объектов для личных (бытовых) нужд;
- пользоваться береговой полосой для передвижения (без использования транспорта) и пребывания у водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов устанавливается для рек Пехорка, Чернавка (Черная), Вьюнка - 20 метров, для всех других рек и водных объектов, расположенных на территории городского округа Балашиха, - 5 метров;
- осуществлять общее водопользование в соответствии с водным законодательством РФ (п. 5.).