ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2982
Скачиваний: 1
Согласно Правилам использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории городского округа Фрязино Московской области, принятым решением Совета депутатов городского округа Фрязино МО от 15 мая 2008 г. N 337 <348>, водными объектами общего пользования на территории г. Фрязино являются озеро Большое, река Любасеевка (включая технические пруды ФГУП НПП "Исток"). На указанных водных объектах запрещаются:
--------------------------------
<348> Вестник (приложение к газете "Ключъ"). 18.06.2008. N 2.
- забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения во всех без исключения водных объектах общего пользования без соответствующего разрешения органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора;
- купание во всех без исключения водных объектах общего пользования без соответствующего разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора и без оборудования мест для купания в соответствии с действующим законодательством;
- использование маломерных судов с моторами и гидроциклов на всех без исключения водных объектах общего пользования;
- загрязнение и засорение водных объектов;
- сброс в водоемы г. Фрязино отходов производства и потребления без очистки;
- распитие спиртных напитков (в том числе в пределах береговой полосы);
- купание домашних животных и скота, стирка белья;
- плавание на досках, бревнах, автомобильных камерах и других аналогичных предметах;
- охота на водоплавающую дичь.
В границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах запрещаются:
- выпас сельскохозяйственных животных;
- движение, стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), мойка транспортных средств.
Следует иметь в виду также ряд положений Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 23 декабря 1988 г. N 351 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей" <349>. Например, в местах, отведенных для купания, и выше их по течению до 500 метров запрещается стирка белья и купание животных; водные объекты для купания располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов судов, нефтеналивных приспособлений; в местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 метра в секунду; границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25 - 30 метров один от другого и до 25 метров от мест с глубиной 1,3 метра; в местах, запрещенных для купания, устанавливаются знаки безопасности на воде "Купаться запрещено" и др.
--------------------------------
<349> Документ опубликован не был.
Согласно части 1 статьи 11 ВК РФ использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, осуществляется на основании договора водопользования (если указанный водный объект находится в публичной собственности) (см. комментарий к ст. 11 ВК РФ). В ст. 16 ВК предусмотрен особый порядок для заключения такого рода договора, согласно которому договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора <350> (см. комментарий к ст. 16 ВК РФ).
--------------------------------
<350> См.: Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (вместе с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования) // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2046.
При этом использование водных объектов для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (ч. 2 ст. 11 ВК РФ). В случае купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 ВК РФ не требуется ни договор, ни решение (ч. 3 ст. 11 ВК РФ).
Необходимо отметить, что водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами <351> (см. комментарий к ст. 66 ВК РФ). Например, в соответствии с режимом особой охраны территории заказника "Малые Курилы" запрещается осуществление рекреационной деятельности (в том числе организация мест отдыха и разведение костров) за пределами специально предусмотренных для этого мест, запрещается также оборудование экологических троп и мест отдыха <352>.
--------------------------------
<351> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
<352> См.: Приказ Минприроды РФ от 19 августа 2009 г. N 253 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Малые Курилы" // Российская газета. 2009. N 188.
В соответствии с частью 2 комментируемой статьи проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Прежде всего, необходимо обратиться к соответствующим положениям Градостроительного кодекса РФ <353>, в котором прямо указано, что в случае если градостроительные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, то к ним применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ (ч. 3 ст. 4).
--------------------------------
<353> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
В Градостроительном кодексе РФ дано понятие территориям общего пользования. Это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). К ним следует относить здания, строения и сооружения для рекреационных целей (например, пляжные строения и сооружения).
При этом пляжные строения и сооружения в виде временных построек, киосков, навесов и других подобных построек не относятся согласно Градостроительному кодексу РФ к объектам капитального строительства. Согласно ст. 1 объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства).
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться в числе прочего зоны рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Статья 51. Использование водных объектов для целей рыболовства и охоты
Комментарий к статье 51
В соответствии с частью первой комментируемой статьи водные объекты рыбохозяйственного значения используются для целей рыболовства в соответствии с законодательством о водных биологических ресурсах.
Следует особо подчеркнуть, что законодатель специально не использует формулировку "могут использоваться" или "может осуществляться", чтобы подчеркнуть, что пользование указанными водными объектами осуществляется только в соответствии с их целевым характером - для рыболовства.
В настоящее время законодательство о водных биологических ресурсах состоит из Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ (ред. От 03.12.2008) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), иных федеральных законов и законов субъектов РФ. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут также регулироваться указами Президента РФ. Правительство РФ принимает постановления в пределах полномочий, определенных Законом о рыболовстве и указами Президента РФ.
Законодательством определено, что водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных Законом о рыболовстве случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.
Водные объекты рыбохозяйственного значения используются в целях промышленного, любительского и спортивного рыболовства, в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, а также в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
Необходимо отметить, что основные (общие) принципы водного законодательства, сформулированные в статье 3 ВК РФ, корреспондируют с принципами, содержащимися в статье 2 Закона о рыболовстве. Более того, в некоторых случаях они взаимно дополняют и уточняют друг друга.
Так, ВК законодательно закрепляет значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, что обеспечивается соответствующим регулированием водных отношений, которое осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Законом о рыболовстве закрепляется принцип учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
ВК содержит принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием, а также принцип сохранения особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.
Данные принципы водного законодательства дополняются принципами Закона о рыболовстве, согласно которым устанавливается приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
Это означает, что использование водных объектов в целях рыболовства не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не должно наносить ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов, а в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов осуществление рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного назначения может ограничиваться или запрещаться в порядке, установленном федеральными законами.
Федеральным агентством по рыболовству (далее - Росрыболовство) Приказом от 16 марта 2009 г. N 191 "Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" к особо ценным объектам отнесены: белуга, калуга, калуга зейско-буреинской популяции, осетр амурский, осетр персидский, осетр русский, осетр сибирский, севрюга.
Ценными видами (обитающими в водных объектах, регулируемых ВК) являются: белорыбица, кижуч, китайский окунь (ауха), кумжа (форель), кутум, лосось атлантический, лосось озерный, микижа (пресноводная жилая форма), муксун, нельма, нерка, омуль байкальский, сиг (пресноводная жилая форма), судак, сима, стерлядь, таймень, угорь речной, чавыча, чир.
На реализацию конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства, а также нести конституционно-правовую обязанность по сохранению окружающей среды направлен принцип участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, их обязанностей по охране водных объектов, а также в решении вопросов рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно этому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, а также на состояние водных биоресурсов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством, а также обязаны учитывать интересы населения, для которого рыболовство является основой существования.
Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов реализуются в принципах пользования водными объектами рыбохозяйственного значения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности, а также для осуществления традиционного природопользования.
Принцип регулирования водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей дополняется принципом установления дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы.
Заложенный ВК принцип регулирования водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) реализуется в статье 17 Закона о рыболовстве, согласно которой рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.