Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2793

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Согласно части 2 статьи 51 ВК РФ водные объекты или их части, являющиеся средой обитания объектов животного мира, отнесенные к охотничьим ресурсам, могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства.

Водные объекты могут быть средой (ареалом) обитания теплокровных животных, которые используют для дыхания воздух. Эти животные являются ценными объектами хозяйственной деятельности человека, источниками сырья, могут удовлетворять его бытовые и иные потребности, а в некоторых случаях быть основой его устойчивого существования и развития.

Вместе с тем законодатель использует формулировку, что водные объекты "могут использоваться" для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства. Исходя из смысла статьи основным критерием возможного использования водных объектов в указанных целях является факт обитания объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам.

Таким образом, несмотря на принцип целевого характера использования водных объектов, любой водный объект может использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства, если такой деятельностью не нарушается установленный порядок пользования водными объектами и правовой режим его охраны.

Этим определяются большие возможности по осуществлению охоты на территории водных объектов в отличие от рыболовства, которое может быть реализовано только в акваториях водных объектов рыбохозяйственного значения с указанием пространственных границ такого пользования.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (ред. 31.05.2010) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Согласно статье 1 указанного Закона охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Частью 1 статьи 11 Закона об охоте к охотничьим ресурсам на территории РФ относятся:

млекопитающие:

а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;

б) медведи;

в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;


г) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации частью 2 указанной статьи к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

Частью 3 указанной статьи допускается возможность отнесения к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, если это предусматривается законами субъектов РФ.

Вместе с тем запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в красные книги субъектов РФ.

Согласно статье 1 Закона об охоте охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

В отличие от охоты охотничье хозяйство может вестись только в пределах охотничьих угодий.

Согласно статье 1 охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Исходя из смысла статьи 1 Закона об охоте целями охоты и ведения охотничьего хозяйства могут быть:

сохранение охотничьих ресурсов - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;

добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов;

оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства - услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.

Статьей 1 Закона об охоте различаются виды охоты, которая может быть промысловой, любительской и спортивной. Промысловая охота - это охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты. Любительская и спортивная охота - это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.

Согласно части 3 комментируемой статьи использование водных объектов для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.


В настоящее время законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов состоит из Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (ред. 31.05.2010) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законами субъектов РФ, а в части порядка определения зон охраны охотничьих ресурсов - ЛК РФ.

Необходимо отметить, что законодатель исключил из сферы действия указанного закона отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

Правовое регулирование использования водных объектов для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства основывается на принципах, содержащихся в ВК РФ, а также принципах, установленных в статье 2 Закона об охоте.

Частью 1 статьи Закона об охоте в качестве принципа устанавливается обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.

ВК содержит принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием, а также принцип сохранения особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.

Это положение дополняется принципами Закона об охоте, согласно которым устанавливается дифференцированный правовой режим охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов, а также устанавливается порядок определения объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.

Это означает, что использование водных объектов в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не должно наносить ущерб окружающей среде и состоянию водных объектов, а в отношении животных, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в красные книги субъектов РФ охота запрещается. Данный принцип получил свою реализацию в статье 24 Закона об охоте, согласно которой перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" утверждено Положение "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ". В п. 5.2.51.2 данного Положения в компетенцию МПР РФ отнесено утверждение перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи.

Непосредственно лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.


Кроме указанных принципов, пользование водными объектами в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства должно осуществляться на основе принципа участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ, а также с учетом интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Статьей 37 Закона об охоте устанавливается порядок ведения Государственного охотхозяйственного реестра (далее - Охотхозяйственный реестр).

Охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В Охотхозяйственном реестре содержится документированная информация:

1) о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов;

2) о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий;

3) о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также об организациях, осуществляющих деятельность по закупке, производству и продаже продукции охоты;

4) об использовании и о сохранении охотничьих ресурсов;

5) об оказываемых услугах в сфере охотничьего хозяйства;

6) об охотниках:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с охотником;

г) данные основного документа, удостоверяющего личность;

д) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом;

е) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим индивидуальным предпринимателем;

ж) дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

з) дата и основание аннулирования охотничьего билета;

7) иная документированная информация об осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 51 Закона об охоте, а также ЛК РФ и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.


Платность пользования охотничьими ресурсами является принципом, согласно которому любое использование указанных ресурсов осуществляется за плату.

Размер платы, объекты обложения платой установлены главой 25.1 части 2 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

Согласно статье 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Согласно статье 333.2 объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ. Частями 1 и 2 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки таких сборов.


Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых


Комментарий к статье 52


Согласно части 1 комментируемой статьи использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с ВК РФ и законодательством о недрах. В данном случае скорее всего имеется в виду, что при разведке и добыче полезных ископаемых может быть оказано воздействие и на поверхностные водные объекты, использование которых, без сомнений, подлежит регулированию водным законодательством (в таком случае на недропользователей, например, будут распространяться основные требования к охране водных объектов). Это еще раз доказывает взаимосвязь поверхностных и подземных вод, в особенности в случае загрязнения и иного негативного воздействия.

Что касается подземных водных объектов (бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов), то при разведке и добыче из них полезных ископаемых будут применяться нормы законодательства РФ о недрах, в частности будут иметь силу все требования Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <354> (далее - Закон РФ "О недрах").

--------------------------------

<354> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.


Как уже ранее отмечалось, двойственность нормативного регулирования подземных водных объектов обусловлена тем, что подземные водные объекты, входя в предмет отношений, регулируемых водным законодательством, одновременно выступают объектом регулирования законодательства РФ о недрах, являясь специфическим минеральным ресурсом - подземными водами (это объект геологического изучения, разведки, добычи и охраны) (см. комментарий к п. 6 ст. 5 ВК РФ).

Недра - это "сложная природо-социальная система, представляющая собой и объект хозяйственной деятельности, и компонент экосистемы" <355>.