Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2792

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<355> См.: Вылегжанина Е.Е. Международно-правовые подходы к защите окружающей среды при недропользовании // Нефть, Газ и Право. 2007. N 4. С. 41.


В связи с чем в ст. 1 Закона РФ "О недрах" прямо указано на то, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательное закрепление термина "недра" содержится в преамбуле Закона РФ "О недрах", где недра определены как "часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения".

Согласно преамбуле Закон РФ "О недрах" также регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной таких специфических минеральных ресурсов, как подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Самым распространенным, экономически ценным, но не единственным полезным свойством недр, в результате использования которого взимаются платежи при пользовании недрами, являются полезные ископаемые <356>. Обычно на практике все полезные свойства недр объединяют под названием "полезные ископаемые", то же самое касается и подземных вод как специфического минерального ресурса.

--------------------------------

<356> Различные по своему физическому состоянию природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития экономики и техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки (твердые - различные руды, уголь, каменная соль и др., жидкие - нефть, минеральные воды, газообразные - горючий газ).


Следует обратить внимание на ст. 11 ВК РФ, которая регулирует порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Особенности предоставления зависят от конкретного вида водопользования (см. комментарий к ст. 11).

Согласно ч. 2 ст. 11 ВК РФ водные объекты публичной собственности (федеральной, субъекта РФ или муниципальной) предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для следующих целей, связанных с недропользованием, в том числе разведкой и добычей полезных ископаемых:

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.

Такой порядок предоставления более детально регламентирован в статьях 21 - 23 ВК РФ (см. комментарий к статьям 21 - 23 ВК РФ).


Согласно ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение ни договора водопользования, ни принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

- разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.

Следует отличать недропользование (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей, и др.) от градостроительных работ (строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и др.) (см. комментарий к ст. 61 ВК РФ).

Согласно части 2 комментируемой статьи при добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате:

- полной или частичной выработки торфа,

- полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями.

После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.

Болота являются поверхностным водным объектом (см. комментарий к ст. 5 ВК РФ). Согласно п. 5 ст. 1 ВК РФ под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Болота подлежат особой охране от загрязнения и засорения (см. комментарий к ст. 57 ВК РФ).

Торф отнесен п. 2 ст. 337 НК РФ к одним из видов добытого полезного ископаемого, налоговая ставка при его добыче установлена п. 2 ст. 342 НК РФ в размере 4 процентов (глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых").

Еще раз отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение ни договора водопользования, ни принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.

В Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (г. Рамсар, 2 февраля 1971 г.) <357> под водно-болотными угодьями понимаются районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.


--------------------------------

<357> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 462 - 466.


Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности


Комментарий к статье 53


Комментируемой статьей устанавливается изъятие из принципа целевого использования водных объектов принципа платности пользования водными объектами. Это обусловлено высокой степенью значимости обеспечения режима пожарной безопасности.

Так, водные ресурсы водных объектов, расположенных на лесных территориях, могут использоваться для тушения лесных пожаров.

Пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК определено, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Непосредственный порядок и система обеспечения пожарной безопасности осуществляется на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в ред. 25.11.2009) "О пожарной безопасности", а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о пожарной безопасности).

Технический регламент о пожарной безопасности предусматривает случаи, когда возможно использование природных или искусственных водоемов в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения. Так, статьей 68 Технического регламента о пожарной безопасности устанавливается, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Частью 2 данной статьи к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 99 Технического регламента о пожарной безопасности определены требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта. Так, в части 1 этой статьи устанавливается, что производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Частью 2 предусмотрено, что запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.

В приложениях к Техническому регламенту о пожарной безопасности устанавливаются нормативы расчета расходов воды на пожаротушение.

Согласно части 2 комментируемой статьи вводится законодательный запрет на использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей.



Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Комментарий к статье 54


Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. ст. 69, 72 Конституции РФ).

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе использования водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования (см. комментарий к ст. 3 ВК РФ). Согласно ч. 3 ст. 11 ВК РФ при осуществлении указанными народами традиционного природопользования не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. комментарий к ст. 11 ВК РФ). Согласно ст. 29 ВК РФ в состав бассейновых советов входят наряду с представителями уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В целях обеспечения реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в комментируемой статье отдельно регламентируется особый порядок использования ими водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно ч. 1 в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности указанных народов органами исполнительной власти субъекта РФ устанавливается порядок использования водных объектов.

В соответствии с частью 2 настоящей статьи лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <358> под коренными малочисленными народами РФ следует понимать народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. При этом существует Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.


--------------------------------

<358> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.


Также важным моментом для понимания содержания комментируемой статьи является понятие "традиционное природопользование", закрепленное в Федеральном законе от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <359>. В частности, под традиционным природопользованием коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ следует понимать исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 1). Целями данного Федерального закона являются: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия (ст. 4). На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений (ст. 10).

--------------------------------

<359> СЗ РФ. 2001. Ст. 1972.


Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р <360> утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционного хозяйствования малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

--------------------------------

<360> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.


В Порядке использования водных объектов в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2007 г. N 301-п, закреплено право малочисленных коренных народов использовать водные объекты безвозмездно в местах их традиционного проживания. При этом для остальных лиц в целях использования указанных водных объектов необходимо заключение договора водопользования либо принятия решения уполномоченным органом, что должно происходить с учетом мнения и интересов таких народов. Также установлено, что в случае несоблюдения правил охраны от загрязнения и засорения водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов либо нанесения им ущерба каким-либо другим путем такие народы имеют право на возмещение.