ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2976
Скачиваний: 1
В Порядке использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Тюменской области в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 24 февраля 2009 г. N 41-п, аналогичным образом закреплено право безвозмездного пользования водными объектами. При этом лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера на территории Тюменской области, имеют приоритетное право по отношению к иным хозяйствующим субъектам на получение водных объектов в пользование для осуществления иных, не относящихся к традиционным, видов хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.
Схожие нормы содержатся в нормативных правовых актах, принятых во исполнение комментируемой статьи на территориях различных субъектов РФ: Постановление Правительства Республики Бурятия от декабря 2007 г. N 385 "Об установлении порядка использования водных объектов в Республике Бурятия в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"; Постановление Правительства Хабаровского края от 23 октября 2007 г. N 207-пр "О порядке использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ на территории Хабаровского края"; Постановление Администрации Иркутской области от 12 апреля 2007 г. N 61-па "Об утверждении положения о порядке использования водных объектов в Иркутской области в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Сибири"; Постановление Администрации Тюменской области от 24 февраля 2009 г. N 41-п "Об утверждении порядка использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Тюменской области в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов"; Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 30 ноября 2009 г. N 12-Н/П "Об утверждении порядка использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Забайкальского края"; Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 октября 2008 г. N 536-А "Об утверждении порядка использования водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" и т.д.
Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Комментарий к статье 55
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Это конституционное положение является отправным для природоресурсного законодательства в целом, и водного законодательства в частности.
Согласно ст. 3 комментируемого Кодекса водное законодательство основывается на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Соблюдению этого принципа способствуют установленные комментируемой статьей основные требования к охране водных объектов, которые входят в систему требований в области охраны окружающей среды или природоохранных требований.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" <361> под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) понимает предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
--------------------------------
<361> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 133.
Следует отметить, что природоохранные требования в области охраны водных объектов дифференцированы в зависимости от вида водного объекта и характера водопользования. Так, комментируемым Кодексом предусмотрена охрана болот (ст. 57), ледников и снежников (ст. 58), подземных вод (ст. 59), охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (ст. 62) и т.д.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность собственников водных объектов осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
Право собственности на водные объекты по общему правилу принадлежит РФ как публично-правовому образованию (ч. 1 ст. 8). Кроме того, законодатель допускает следующее исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
Часть 1 комментируемой статьи оперирует такими понятиями, как "засорение", "загрязнения" и "истощение". Важно отметить, что действующий ВК РФ, за исключением последнего, не раскрывает их содержание. Однако ВК РФ от 18 октября 1995 г. содержал их дефиниции. Так, под загрязнением водных объектов понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов, квалифицировался как засорение водных объектов.
Статья 1 ВК РФ определяет истощение вод как постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Кроме того, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что охрану водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 комментируемого Кодекса.
В частности, в соответствии со ст. 24 ВК РФ органы государственной власти РФ в целях обеспечения охраны водных объектов обладают такими полномочиями в области водных отношений, как:
1) разработка, утверждение и реализация схем охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
2) осуществление федерального государственного контроля и надзора за охраной водных объектов;
3) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
4) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов, которые создаются в том числе и в целях охраны водных объектов;
5) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
6) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
7) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;
8) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за охраной водных объектов, региональному государственному контролю и надзору за охраной водных объектов;
9) утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за охраной водных объектов.
Согласно ст. 25 ВК РФ в целях охраны водных объектов органы государственной власти субъектов РФ в области водных отношений обладают следующими полномочиями:
1) разрабатывают и утверждают программы субъектов РФ по охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов РФ;
2) осуществляют региональный государственный контроль и надзор за охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
3) участвуют в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
4) осуществляют меры по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;
5) утверждают перечень объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за охраной водных объектов.
Кроме того, ст. 26 ВК РФ предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ. В частности, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют меры по охране водных объектов и по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ <362>, который конкретизирует перечень этих полномочий.
--------------------------------
<362> Приказ МПР РФ от 18.03.2008 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.04.2008. N 17.
Так, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, предполагает:
1) установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
2) предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ, включает:
1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;
2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);
3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;
4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.
Следует отметить, что указанные полномочия не распространяются на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Правительство РФ утверждает перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ <363>.
--------------------------------
<363> Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.01.2009. N 2. Ст. 335.
В целях охраны водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, органы местного самоуправления осуществляют меры по охране таких водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (ст. 27 ВК РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 28.03.2010) "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" <364> Минприроды РФ осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере охраны природных ресурсов, включая водные объекты.
--------------------------------
<364> Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 28.03.2010) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. N 22. Ст. 2581.
В свою очередь, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за охраной водных объектов) <365>.
--------------------------------
<365> Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 28.03.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. N 32. Ст. 3347.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" <366> Росводресурсы организует: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ; осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений. Кроме того, Федеральное агентство водных ресурсов РФ осуществляет разработку и реализацию в установленном порядке схем охраны водных объектов и гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ, необходимое для их разработки, а также государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения.