Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2788

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<366> Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. N 25. Ст. 2564.


Согласно ч. 2 комментируемой статьи физические и юридические лица - пользователи водных объектов обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в ВК РФ и отдельные законодательные акты РФ" <367> введена новая статья 7.1 ВК РФ, регламентирующая порядок осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов. Легальное определение водохозяйственных мероприятий отсутствует. Касательно мероприятий по охране водных объектов можно сказать, что их определение вытекает из смыслов понятий охраны окружающей среды (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ) и охраны водных объектов (ст. 1 ВК РФ). Таким образом, под мероприятиями по охране водных объектов понимается меры, осуществляемые органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, направленные на сохранение и восстановление водных объектов. К числу мероприятий по охране водных объектов можно отнести, в частности, разработку схем охраны водных объектов, целью которых является обеспечение охраны водных объектов (ст. 33).

--------------------------------

<367> Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ // Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.


Что касается водохозяйственных мероприятий, то представляется возможным с целью определения примерного перечня мероприятий, которые могут быть причислены к водохозяйственным и водоохранным, обратиться к Перечню водохозяйственных и водоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета в виде субвенций, предоставляемых бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в 2009 году, утвержденному Правительством Республики Саха (Якутия) и согласованному с Росводресурсы <368>.

--------------------------------

<368> "Перечень водохозяйственных и водоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета в виде субвенций, предоставляемых бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2009 году", утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) // Официальный сайт Московско-Окского Бассейного водного управления www.m-obvu.ru/activity/measures/index.php.


Так, например, анализируя данный Перечень, к водохозяйственным мероприятиям можно отнести противопаводковые и предупредительные мероприятия, в том числе дноуглубительные и русловыправительные работы, расчистка русла.



Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 56


Часть 1 комментируемой статьи вводит запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" <369> (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

--------------------------------

<369> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998. Ст. 3009.


Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ определяет:

- отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Кроме того, ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В целях реализации этой нормы утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды <370>.

--------------------------------

<370> Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // Природно-ресурсные ведомости. N 45. 2001.


Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии со следующими критериями, приведенными в таблице 1:


Таблица 1


N п/п

СТЕПЕНЬ
вредного воздействия
опасных отходов на
ОПС

КРИТЕРИИ
отнесения опасных отходов
к классу опасности для
ОПС

КЛАСС ОПАСНОСТИ
отхода для ОПС

1.

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ

Экологическая система
необратимо нарушена.
Период восстановления
отсутствует

I КЛАСС
ЧРЕЗВЫЧАЙНО
ОПАСНЫЕ

2.

ВЫСОКАЯ

Экологическая система
сильно нарушена. Период
восстановления не менее
30 лет после полного
устранения источника
вредного воздействия

II КЛАСС
ВЫСОКООПАСНЫЕ

3.

СРЕДНЯЯ

Экологическая система
нарушена. Период
восстановления не менее
10 лет после снижения
вредного воздействия от
существующего источника

III КЛАСС
УМЕРЕННО
ОПАСНЫЕ

4.

НИЗКАЯ

Экологическая система
нарушена. Период
самовосстановления не
менее 3-х лет

IV КЛАСС
МАЛООПАСНЫЕ

5.

ОЧЕНЬ НИЗКАЯ

Экологическая система
практически не нарушена

V КЛАСС
ПРАКТИЧЕСКИ
НЕОПАСНЫЕ



Таким образом, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с указанными критериями отходы от производства и потребления подразделяются на пять классов опасности:

1 класс - чрезвычайно опасные отходы;

2 класс - высокоопасные отходы;

3 класс - умеренно опасные отходы;

4 класс - малоопасные отходы;

5 класс - практически неопасные отходы.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя, характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход, для ОПС.

Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС, основанный на биотестировании водной вытяжки отходов, осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях и используется в следующих случаях:

- для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленного расчетным методом;

- при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

- при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" (ст. 24) предусматривает установление в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления нормативов их образования и лимиты на их размещение в соответствии с законодательством. В свою очередь, ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ развивает это положение, устанавливая, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В целях реализации этой нормы Постановлением Правительства РФ утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <371> (далее - Правила), которые определяют порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

--------------------------------

<371> Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 (ред. от 29.08.2007) "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" // Собрание законодательства РФ. 26.06.2000. N 26. Ст. 2772.


В соответствии с Правилами норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Что касается лимитов на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то их срок приравнивается сроку действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Легальное определение понятия "твердые взвешенные частицы" отсутствует. В научной литературе твердые взвешенные частицы (далее - ТВЧ) определяются как загрязнитель воздуха, состоящий из смеси взвешенных в воздухе частиц, которые могут быть как твердыми, так и жидкими, и представлять собой сложную смесь органических и неорганических веществ. Основными компонентами ТВЧ являются сульфаты, нитраты, аммиак, хлористый натрий, углерод, минеральная пыль и вода <372>. Присутствие ТВЧ в водных объектах зависит от таких антропогенных факторов, как, например, сельское хозяйство, горные разработки и т.д., и может оказывать неблагоприятное воздействие на состояние водных объектов. В этой связи для субъектов хозяйственной и иной деятельности установлены нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов), при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды <373>.

--------------------------------

<372> Кабаева И.В., Шестаков А.Г., Артюхин А.С. О распространении и оседании пылевых частиц размером до 10 мкм в горизонтальном турбулентном потоке // Интернет-вестник ВолгГАСУ www.vestnik.vqasu.ru.


<373> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).


В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" <374> утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей <375> (далее - Методика).

--------------------------------

<374> В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4088.

<375> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).


Данная Методика определяет нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ (нормативы допустимых сбросов веществ) как нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Величины нормативов допустимых сбросов (далее - ВНДС) определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то ВНДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

ВНДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ).

ВНДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение ВНДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях:

при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);

при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;

при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.