Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2782

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством РФ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <376> (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

--------------------------------

<376> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3588.


Согласно ст. 1 указанного Закона авария - это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, перечень которых приводится в Приложении 1 указанного Закона;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

К числу мер по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий на опасном производственном объекте, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, можно отнести, в частности, установление требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Кроме того, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <377> (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), применительно ч. 3 комментируемой статьи, определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области всего водного пространства в пределах РФ или его части, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

--------------------------------

<377> Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. N 35. Ст. 3648.



В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация, является зоной чрезвычайной ситуации.

Предотвращению загрязнения водных объектов вследствие чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ, способствуют такие меры, как организация и проведение аварийно-спасательных и другие неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие меры.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы, а именно нормативы допустимых сбросов веществ, Методика разработки которых утверждена в соответствии с Постановлением Правительства РФ <378>.

--------------------------------

<378> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).


Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" <379> радиоактивные вещества определяет как вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение.

--------------------------------

<379> Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4552.


Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <380> (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.


--------------------------------

<380> Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3510.


Федеральный закон N 109-ФЗ под пестицидами понимает химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). В свою очередь, под агрохимикатами - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О радиационной безопасности населения" <381> определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

--------------------------------

<381> Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О радиационной безопасности населения" // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 141.


В соответствии с Федеральным законом 3-ФЗ естественный радиационный фон - это доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения:

- для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

- для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.


В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

Часть 5 комментируемой статьи запрещает осуществлять захоронение в водных объектах ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 170-ФЗ ядерные материалы - это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества - вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение. Вместе с тем ядерные отходы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается, определяет как радиоактивные отходы.

Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ определяет захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, часть 5 комментируемой статьи запрещает осуществлять захоронение радиоактивных отходов в водных объектах.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Легальное определение сточных вод дано в ст. 1 ВК РФ: сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Содержание понятий "радиоактивные вещества", "пестициды", "агрохимикаты" раскрыто в комментарии к части 4 комментируемой статьи.

В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.


При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).

Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. При этом при сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.

При сбросе сточных вод во внутренние морские воды и территориальное море РФ расчет НДС производится с учетом степени смешения и разбавления сточных вод морской водой при условии соблюдения требований и нормативов установленного вида водопользования.

Кроме того, в Методике содержатся критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты, и допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод.

Часть 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества.

Федеральный закон от N 170-ФЗ радиоактивные вещества определяет как вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение.

В соответствии с приложением 1 Федерального закона N 116-ФЗ токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;