ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2983
Скачиваний: 1
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.
Таким образом, с целью предотвращения причинения вреда здоровью человека, окружающей среде в целом, и водным объектам в частности, проведение взрывных работ, при которых используется ядерная и иные виды промышленных технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается.
Таким образом, комментируемая статья предусматривает охрану водных объектов от следующих видов причинения вреда водным объектам:
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие сброса и захоронения в них отходов производства потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы;
- загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
- загрязнения и засорения водных объектов радиоактивными веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями в водных объектах вследствие превышения, соответственно, предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством РФ нормативов;
- загрязнения и засорения водных объектов в результате захоронения в них ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
- загрязнения и засорения водных объектов радиоактивными и (или) токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ.
Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения
Комментарий к статье 57
Согласно части 1 статьи 57 ВК РФ не допускается загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.
Легального определения болота нет, но имеется научное определение, с которым согласны большинство ученых. Болото (также топь, трясина, зыбкое место) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли <382>.
--------------------------------
<382> Географический энциклопедический словарь / Гл. редактор А.Ф. Трешников. М.: Советская энциклопедия, 1988. 432 с.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ВК РФ болота относятся к поверхностным водным объектам. Под охраной водных объектов, в соответствии с ч. 17 ст. 1 ВК РФ, следует понимать систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. В целях предупреждения и устранения загрязнения болот должны определяться его границы. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается для болот от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
В целях предупреждения и устранения загрязнения болот должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, в которых осуществляются сброс или иное поступление в болота вредных веществ, ухудшающих качество болот, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов болот.
Болото считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне болота, а также из-за образования в нем вредных веществ изменились (ухудшились) нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов болот.
Основные водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в Федеральных законах от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно нормам экологического законодательства, в частности Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы должны ими обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Они могут складироваться и захоронятся в местах, определяемых решениями органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" нарушение установленных правил складирования и захоронения отходов влечет ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов в судебном порядке по предписанию государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. Применение ядохимикатов, нефтепродуктов и других химических средств должно допускаться в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" говорится, что ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства в сельском хозяйстве могут использоваться при соблюдении специальных требований, направленных на предупреждение вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Неиспользованные ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства должны направляться на специальные полигоны и оборудованные для них накопители. Нарушение правил использования химических веществ, создающее угрозу здоровью человека, химическим загрязнением окружающей природной среды, влечет запрещение использования соответствующих химических препаратов по решению федеральных органов исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно части 2 статьи 57 ВК РФ осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.
В соответствии с п. 15 ст. 1 ВК РФ под истощением вод следует понимать постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Истощение вод проводится путем их осушения, устранения водных ресурсов. К созданию угрозы истощения вод, следовательно, могут привести действия, меняющие в негативную сторону не только их количественные, но и качественные (например, снижение способности к самоочищению, помутнение и т.п.) характеристики. Действиями, которые создают такую угрозу, являются в первую очередь превышения лимитов забора воды, проведение строительных или иных работ, нарушающих естественный баланс, нерациональное водоотведение, изменение стока и т.п.
В рамках охраны болот от загрязнения и засорения за нарушение данных норм предусмотрены административная и уголовная ответственность.
В соответствии с Рамсарской конвенцией от 2 февраля 1971 года "о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц" болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции. Одним из основных условий присоединения к Рамсарской конвенции является объявление правительством страны хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 утвержден список из 35 Рамсарских угодий России общей площадью около 10 млн. га.
Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
Комментарий к статье 58
Согласно части 1 статьи 58 ВК РФ не допускается несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. В настоящее время легальных определений ледника и снежника нет, но в ст. 13 ВК РФ 1995 года такие определения давались. Под ледником следовало понимать движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Под снежниками необходимо было понимать неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Так как ВК РФ 1995 года утратил силу, то данные определения утратили юридическую силу.
Согласно гляциологическому словарю под ред. В.М. Котлякова ледники можно определить как массу льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающую вязко-пластическое течение под действием силы тяжести и принявшую форму потока, системы потоков, купола (щита) или плавучей плиты. Образуются ледники в результате накопления и последующего преобразования твердых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе. Снежники определяются как неподвижное скопление снега в местах, защищенных от ветра и солнца, ниже снеговой линии, сохраняющееся после стаивания окружающего снежного покрова (сезонный снежник) или не тающее в течение всего года (постоянный снежник, перелеток).
Снежники представляют собой переходную стадию между ледниками и сезонным покровом снега и льда. Эти своеобразные водные объекты возникают в ложбинах, нишах, карах, под гребнем и бровкой террас, на крутых склонах и их подножьях, прочих защищенных от ветра и солнца местах. Причины образования снежников заключаются в замедленности таяния сезонных покровов снега и льда, воздействии ветра и лавин (так возникают навеянные и лавинные снежники). Ледники и снежники экологически близки и даже эволюционно связаны друг с другом. Возникающие у оснований горных склонов или близ береговых уступов снежники могут стать ледниками, а при деградации ледников снежники выступают как их остаток. С другой стороны, снежники отличаются от ледников меньшими размерами, отсутствием явных признаков движения и разделения на зоны убыли и прироста <383>.
--------------------------------
<383> Малая советская энциклопедия / Ред. Б.А. Введенский. М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. 8. С. 636.
Согласно ч. 2 ст. 5 ВК РФ ледники и снежники относятся к поверхностным водным объектам. Под охраной водных объектов, в соответствии с ч. 17 ст. 1 ВК РФ, следует понимать систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
В целях предупреждения и устранения загрязнения ледников и снежников должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляются сброс или иное поступление в ледники и снежники вредных веществ, ухудшающих качество ледников и снежников, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние ледяного и снежного покрова.
Болото считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или внутри ледника и снежника, а также из-за образования в нем вредных веществ изменились (ухудшились) нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние ледяного и снежного покрова.
Основные водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в Федеральных законах от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно нормам экологического законодательства, в частности Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы должны ими обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Они могут складироваться и захороняться в местах, определяемых решениями органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" нарушение установленных правил складирования и захоронения отходов влечет ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов в судебном порядке по предписанию государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. Применение ядохимикатов, нефтепродуктов и других химических средств должно допускаться в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" говорится, что ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства в сельском хозяйстве могут использоваться при соблюдении специальных требований, направленных на предупреждение вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Неиспользованные ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства должны направляться на специальные полигоны и оборудованные для них накопители. Нарушение правил использования химических веществ, создающее угрозу здоровью человека, химическим загрязнением окружающей природной среде, влечет запрещение использования соответствующих химических препаратов по решению федеральных органов исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.