Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1467

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Вводный закон, признавая бездействие на территории РФ норм водного законодательства, содержащихся в актах Союза ССР, не закрепил еще одно положение, которое свойственно почти всем ФЗ последнего времени - о приведении актов Президента и Правительства в соответствие с ним и с ВК, а также о сроках принятия нормативных актов во исполнение ВК.

Представляется, что такие акты должны быть приняты до 1 января 2007 года - даты введения ВК в действие. Срок для их разработки и принятия - более полугода со дня официального опубликования ВК - вполне достаточный. Ведь те, кто должен их разрабатывать и принимать, не только знали о прохождении ВК в Государственной Думе, но и сами участвовали в его разработке. Для специалистов новый ВК неожиданностью не стал.


Статья 5


Комментарий к статье 5


Статья 5 Вводного закона касается всех водопользователей, получивших водные объекты в пользование в соответствии с ВК-95. Она сохраняет им водопользование до истечения срока действия лицензий и договоров на водопользование. Такие водопользователи вправе (не обязаны) по своему усмотрению, а не по усмотрению госорганов заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии с комментируемым ВК. Специально оговаривается, что при этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей (а не госорганов).

Комментируемая статья нацелена на постепенный переход к новым водным отношениям. Как отмечалось в финансово-экономическом обосновании к проекту Вводного закона (такой документ прилагается к каждому вносимому в Государственную Думу законопроекту), "переход от действующей лицензионной системы пользования водными объектами к договорным отношениям будет осуществлен постепенно, в срок до 15 лет, и не приведет к финансовым и экономическим последствиям для бюджетной системы и хозяйствующих субъектов".

Принятие решений о предоставлении водных объектов в пользование или заключение новых договоров водопользования в соответствии с комментируемым ВК (что возможно только после 1 января 2007 года) прекращает действие не только прежних лицензий и договоров о водопользовании, но и решений Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ о предоставлении водных объектов в пользование. Они прекращают действие также по истечении срока действия ранее выданных лицензий на водопользование и договоров водопользования либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 10 ВК (см. комментарий к ней).


Статья 6


Комментарий к статье 6


Данное положение действует в отношении водных объектов, которые до 1 января 2007 года в пользование не предоставлялись. В отношении таких водных объектов порядок предоставления их в пользование после 1 января 2007 года определяется комментируемым ВК. Однако статья 6 Вводного закона не запрещает предоставлять их в пользование до 1 января 2007 года по правилам ВК-95.



Статья 7


Комментарий к статье 7


Комментируемая статья достаточно логично и обоснованно определяет собственников земельных участков, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер. К таким земельным участкам относятся участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии (часть 5 статьи 7 Вводного закона).

В соответствии со статьей 5 ВК пруды и обводненные карьеры относятся к поверхностным водным объектам, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для прудов и обводненных карьеров определяется по нормальному подпорному уровню воды.

Статья 7 Вводного закона допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами в собственности РФ, ее субъектов, различных муниципальных образований, организаций и граждан, в том числе у участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Она учитывает деление муниципальных образований на муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения, введенное ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

О собственности на пруды и обводненные карьеры см. также комментарий к статье 8 ВК.


Статья 8


Комментарий к статье 8


Аналогичное положение закреплено в части 9 статьи 31 ВК. Как следует из комментируемой статьи, указанная в ней информация должна быть размещена с 1 января до 1 июля 2007 года.

В настоящее время ФОИВ, уполномоченным Правительством на осуществление функций по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, является Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), находящееся в ведении МПР. Сайт МПР: mnr.gov.ru.


Статья 9


Комментарий к статье 9


Статья 9 "открывает" перечень статей Вводного закона, которые вносят изменения в другие ФЗ. Но лишь две из них - статьи 12 и 19, вносящие изменения в НК и ФЗ о переводе, - вступают в силу одновременно с ВК с 1 января 2007 года; остальные "изменяющие" статьи вступили в силу 5 июня 2006 года одновременно с Вводным законом (статья 21 Вводного закона).

Комментируемая статья вносит изменения в часть первую ГК, действующую с 1 января 1995 года (ВК-95 действовал с 20 ноября 1995 года). Пункт 1 статьи 130 ГК определяет объекты, относящиеся к недвижимости. Комментируемая статья с 5 июня 2006 года обособленные водные объекты из них исключила. Данное изменение обусловлено упорядочением регулирования не только водных, но и земельных и имущественных отношений.

ЗК одним из основных принципов земельного законодательства установил "единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами". Другими словами, водный объект понимается как вода, находящаяся на земельном участке (а не вне его), составляющая с земельным участком - дном и берегами - единый природный и имущественный объект. Такой вывод следует также из содержания части 5 статьи 7, статей 10 и 15 Вводного закона (см. комментарий к ним). В результате указание на водные объекты как на самостоятельные объекты недвижимости в статье 130 ГК стало лишним и было исключено.


Изменения в другие положения части первой ГК имеют в основном редакционный характер.


Статья 10


Комментарий к статье 10


Абзац третий статьи 1 ФЗ о регистрации определяет недвижимость, права на которую подлежат государственной регистрации в соответствии с ним. Комментируемая статья обособленные водные объекты из них исключает, поскольку они признаны неотъемлемой частью соответствующих земельных участков (см. комментарий к статье 9 Вводного закона). Одновременно статья 10 Вводного закона дополняет ФЗ о регистрации новой статьей 22.1 о регистрации прав на сооружения, расположенные на водных объектах (с земельными участками), об ограничениях (обременениях) этих прав и сделок с такими сооружениями, но не прав и сделок с самими водными объектами.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения на водных объектах, являются документы, подготовленные в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений. Данное положение статьи 22.1 ФЗ о регистрации означает необходимость представления документов, предусмотренных как ФЗ о регистрации, так и ВК. В соответствии с ВК к договору водопользования или решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (часть 3 статьи 13, часть 2 статьи 22).

ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены дополнительные требования к сделкам с водным объектом, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и к их регистрации, которые можно рассматривать как исключение из установленного ЗК принципа единства судьбы земельного участка с расположенными на нем иными недвижимыми объектами: участок водного объекта и объект археологического наследия, располагающийся на нем, находятся в гражданском обороте раздельно; собственнику объекта археологического наследия, располагающегося на участке водного объекта, для государственной регистрации прав на него необходимо получить и представить паспорт объекта культурного наследия.


Статья 11


Комментарий к статье 11


Комментируемая статья, дополняя пункт 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подпунктом 59, расширяет перечень "расходных" полномочий, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов РФ. Тем самым установлено, что данная деятельность не должна финансироваться из федерального бюджета. Дополнительное финансирование из федерального бюджета - право, но не обязанность федеральных ОГВ.


Подпункт "ч" пункта 2 статьи 26.11 названного ФЗ допускал нахождение в собственности субъекта РФ обособленных водных объектов, расположенных в пределах территории субъекта РФ, а также имущества, необходимого для их обустройства. Но субъекты РФ сохраняют право быть собственниками прудов и обводненных карьеров в соответствии со статьей 7 Вводного закона и статьей 8 ВК (см. комментарий к ним).


Статья 12


Комментарий к статье 12


Статья 333.3 НК устанавливает ставки сборов за пользование объектами ВБР. В пункте 4 статьи 333.3 НК приведена таблица с наименованиями объектов ВБР и ставками сбора. Ставки сбора установлены в зависимости от водных объектов, из которых добываются ВБР.

Статья 333.8 НК определяет плательщиков водного налога. В редакции комментируемой статьи ими не признаются лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие комментируемого ВК (не ВК-95), то есть после 1 января 2007 года. Следовательно, лица, осуществляющие водопользование после 1 января 2007 года на основании договоров и решений, заключенных (принятых) до 1 января 2007 года, остаются плательщиками водного налога.

Положения главы 25.1 НК ("Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов") и главы 25.2 НК ("Водный налог") рассматриваются также в связи с комментарием к статье 20 ВК "Плата за пользование водными объектами". Об уплате земельного налога с земельных участков, занятых водными объектами, см. комментарий к статье 31 ВК.

О вступлении в силу статьи 12 Вводного закона см. комментарий к статье 21 Вводного закона.


Статья 13


Комментарий к статье 13


Статья 13 Вводного закона вступила в силу 5 июня 2006 года. А ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ. Следовательно, в редакции статьи 13 Вводного закона он действовал с 5 по 30 июня 2006 года, то есть всего 25 дней.

Поскольку в настоящее время ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" уже не действует, статья 13 Вводного закона, формально не отмененная, фактически утратила силу.


Статья 14


Комментарий к статье 14


1. Комментируемая статья вносит изменения в различные положения главного акта земельного законодательства - ЗК.

Абзац четвертый пункта 2 статьи 18 ЗК в первоначальной редакции устанавливал, что в собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, отнесенные к ЗВФ, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ. Статья 14 Вводного закона эти слова исключила. Но еще раньше (ФЗ от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) были признаны утратившими силу с 1 июля 2006 года все положения пункта 2 статьи 18 ЗК. Другими словами, абзац четвертый пункта 2 статьи 18 ЗК, как и ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (см. комментарий к статье 13 Вводного закона), действовал только с 5 по 30 июня 2006 года.


2. Комментируемая статья излагает в новой редакции подпункт 3 пункта 5 статьи 27 ЗК, ограничивая оборотоспособность, то есть возможность совершения сделок с земельными участками, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Слова "в пределах которых расположены водные объекты", а не "занятые водными объектами" означают, что ограничены в обороте не только земельные участки, полностью занятые водными объектами, но и земельные участки, занятые водными объектами частично. И те и другие ограничены в обороте, даже если разграничение государственной собственности на них не завершено.

Статья 14 Вводного закона также дополняет статью 27 ЗК новым пунктом 8, запрещающим приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК. Данное положение согласуется с положениями статей 3 и 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункта 12 статьи 85 ЗК, измененных комментируемой статьей, в соответствии с которыми приватизации не подлежит имущество, отнесенное ФЗ к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается; отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования в поселениях, к которым относятся набережные, водные объекты, пляжи.

По сути, в пункте 8 статьи 27 ЗК говорится об изъятии из оборота (сделок) земельных участков в пределах береговой полосы, поскольку "земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством" (абзац первый пункта 2 статьи 27 ЗК). Поэтому его положение следовало закрепить в пункте 4 статьи 27 ЗК, перечисляющем земельные участки, изъятые из оборота. Но это юридико-техническая особенность.

В новом ВК нет нормы, аналогичной статье 132 ВК-95, о том, что сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, являются недействительными. Но это не означает возможность совершения с водными объектами любых сделок, с любыми условиями. Если сделка с водным объектом (земельным участком с водным объектом) нарушает законодательство, то она подпадает под действие статьи 168 ГК о недействительности сделок, согласно которой "сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения".

3.1. Принципиальное значение имеет изложение в новой редакции статьи 102 ЗК. Теперь она относит к ЗВФ только земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые ГТС и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Причем к ЗВФ продолжают относиться только земли непосредственно "под водой". Береговая полоса к ЗВФ уже не относится (см. комментарий к статье 6 ВК).