Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1466

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изложенное свидетельствует о том, что государство не готово противостоять вредному воздействию вод.


Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства


Комментарий к статье 68


1.1. ВК не содержит даже отсылочного положения, предваряющего нормы об ответственности за нарушение водного законодательства, о том, что споры, связанные с использованием и охраной водных объектов, разрешаются в порядке, установленном законодательством. Такие споры в зависимости от участников водных отношений, предмета спора и других обстоятельств дел разрешаются различными судами <1>.

--------------------------------

<1> Об обращении в Конституционный Суд РФ см.: Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". М.: Частное право, 2006.


Комментируемая статья в зависимости от нарушения того или иного положения водного законодательства (не только ВК) допускает установление административной или уголовной ответственности, привлечение к которой не освобождает виновных от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный вред в полном объеме за свой счет.

1.2. КоАП устанавливает следующую административную ответственность:

- за уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ - штраф на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ (часть 2 статьи 7.2);

- за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - штраф на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ (статья 7.6);

- за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, а также централизованной или нецентрализованной системы питьевого водоснабжения или системы водоотведения городов и сельских поселений - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ (статья 7.7);

- за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ (часть 1 статьи 7.8);


- за самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 2 статьи 7.8);

- за самовольную переуступку права пользования водным объектом - штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ (статья 7.10);

- за самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ (статья 7.20);

- за искажение экологической информации о состоянии водных объектов - штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ (статья 8.5);

- за нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов - штраф на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (часть 1 статьи 8.12);

- за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 8.12);

- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ (часть 1 статьи 8.13);

- за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 8.13);


- за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ (часть 3 статьи 8.13);

- за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, - штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 4 статьи 8.13);

- за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах - штраф на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ (часть 5 статьи 8.13);

- за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати до двадцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 8.14);

- за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений - штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ (часть 2 статьи 8.14);

- за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - штраф на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ (статья 8.15);

- за невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях - штраф в размере от десяти до двадцати МРОТ (часть 1 статьи 8.16);


- за невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений - штраф в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (часть 2 статьи 8.16);

- за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ - штраф на должностных лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот МРОТ с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двух тысяч до трех тысяч МРОТ с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (статья 8.19);

- за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения - штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 9.2).

Согласно статье 2.1 КоАП, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Должностное лицо (например, государственный инспектор по охране природы) подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, ОМС, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП).


1.3. Поскольку воды - компонент окружающей среды, то привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды и водного законодательства можно в течение года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП).

В соответствии со статьей 23.23 КоАП рассматривать дела о "водных" административных правонарушениях и, соответственно, привлекать к ответственности вправе государственные инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Вместе с тем на основании статьи 23.29 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2, статьей 7.6, частью 1 статьи 7.8, статьями 8.5 и 8.12, частями 1, 2 и 3 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15 и 8.19, вправе рассматривать также государственные инспектора по охране природы. Названное "двоевластие" инспекторов по использованию и охране водных объектов и инспекторов по охране природы объясняется отставанием положений КоАП от частых изменений системы и структуры органов исполнительной власти и перераспределения их полномочий, устанавливаемых актами Президента и Правительства. КоАП действует с 2002 года. Широкомасштабная реорганизация ФОИВ была проведена в 2004 году. Статья 23.23 КоАП впервые была изменена лишь Вводным законом в 2006 году, в статью 23.29 КоАП изменения не вносились.

В настоящее время полномочиями, предусмотренными как статьей 23.23, так и статьей 23.29 КоАП, обладают должностные лица Росприроднадзора (Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) и его территориальных органов. Должностные лица Федерального агентства водных ресурсов такими полномочиями не наделены, то есть не могут самостоятельно привлекать к ответственности, даже если обнаружат правонарушителей. Поэтому в настоящее время с точки зрения комментируемого ВК инспектор по использованию и охране водных объектов и инспектор по охране природы - одно и то же лицо. Но в связи с вступлением ВК в силу возможно дальнейшее перераспределение полномочий, переименование органов и должностных лиц, осуществляющих охрану водных объектов.

Кроме того, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.12, частью 2 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 и 9.2 КоАП, рассматриваются судьями в случаях, если государственный инспектор, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (статья 23.1 КоАП). Очевидно, такая передача будет производиться с целью обязать привлеченного к административной ответственности возместить причиненный вред решением суда.

Поскольку ВК содержит немало ссылок к различным отраслям законодательства, а водные объекты могут использоваться для различных целей, КоАП наделяет полномочиями по привлечению к ответственности за отдельные правонарушения, связанные с использованием водных объектов, также органы рыбоохраны, водного транспорта, экологического контроля и др. Статья 51 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наделяет правом наложения административных штрафов за нарушение санитарного законодательства главных государственных санитарных врачей и их заместителей.