Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4666

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


N

Наименование водохранилища

Место расположения

1.

Белгородское водохранилище

Белгородская область

2.

Богучанское водохранилище

Красноярский край, Иркутская область

3.

Борисоглебское водохранилище

Мурманская область

4.

Братское водохранилище

Иркутская область

5.

Бурейское водохранилище

Хабаровский край, Амурская область

6.

Вазузское водохранилище

Смоленская область, Тверская область

7.

Вельевское водохранилище

Новгородская область

8.

Верхневолжское водохранилище

Тверская область

9.

Верхне-Рузское водохранилище

Московская область

10.

Верхне-Свирское водохранили-
ще (речная часть)

Ленинградская область

11.

Вилюйское водохранилище

Республика Саха (Якутия), Иркутская область

12.

Волгоградское водохранилище

Волгоградская область, Саратовская область

13.

Волховское водохранилище

Ленинградская область, Новгородская область

14.

Воткинское водохранилище

Удмуртская Республика, Пермский край

15.

Вышневолоцкое водохранилище

Тверская область

16.

Горьковское водохранилище

Ивановская область, Костромская область,
Нижегородская область, Ярославская область

17.

Егорлыкское водохранилище

Ставропольский край

18.

Зейское водохранилище

Амурская область

19.

Иваньковское водохранилище

Московская область, Тверская область

20.

Икшинское водохранилище

Московская область

21.

Иовское водохранилище

Республика Карелия, Мурманская область

22.

Иремельское водохранилище

Республика Башкортостан, Челябинская
область

23.

Ириклинское водохранилище

Оренбургская область

24.

Иркутское водохранилище

Иркутская область

25.

Истринское водохранилище

Московская область

26.

Кайтакоски водохранилище

Мурманская область

27.

Камское водохранилище

Пермский край

28.

Клязьминское водохранилище

Московская область

29.

Княжегубское водохранилище

Республика Карелия, Мурманская область

30.

Колымское водохранилище

Магаданская область

31.

Краснодарское водохранилище

Республика Адыгея, Краснодарский край

32.

Красноярское водохранилище

Республика Хакасия, Красноярский край

33.

Кубанское (Большое)
водохранилище

Карачаево-Черкесская Республика

34.

Куйбышевское водохранилище

Республика Марий Эл, Республика Татарстан,
Чувашская Республика, Самарская область,
Ульяновская область

35.

Курское водохранилище

Ставропольский край

36.

Лесогорское водохранилище

Ленинградская область

37.

Майнское водохранилище

Республика Хакасия, Красноярский край

38.

Михайловское водохранилище

Курская область, Орловская область

39.

Можайское водохранилище

Московская область

40.

Нарвское водохранилище

Ленинградская область

41.

Нижнекамское водохранилище

Республика Башкортостан, Республика
Татарстан, Удмуртская Республика

42.

Новосибирское водохранилище

Алтайский край, Новосибирская область

43.

Ново-Троицкое водохранилище

Ставропольский край

44.

Нязепетровское водохранилище

Челябинская область

45.

Озернинское водохранилище

Московская область

46.

Пестовское водохранилище

Московская область

47.

Правдинское водохранилище
(ГЭС-3)

Калининградская область

48.

Пролетарское водохранилище

Республика Калмыкия, Ставропольский край,
Ростовская область

49.

Пронское водохранилище

Рязанская область, Тульская область

50.

Пяловское водохранилище

Московская область

51.

Раякоски водохранилище

Мурманская область

52.

Рублевское водохранилище

Московская область

53.

Рузское водохранилище

Московская область

54.

Рыбинское водохранилище

Вологодская область, Тверская область,
Ярославская область

55.

Саратовское водохранилище

Самарская область, Саратовская область,
Ульяновская область

56.

Саяно-Шушенское водохрани-
лище Красноярский край

Республика Тыва, Республика Хакасия

57.

Светогорское водохранилище

Ленинградская область

58.

Сенгилеевское водохранилище

Ставропольский край

59.

Старооскольское
водохранилище

Белгородская область, Курская область

60.

Угличское водохранилище

Тверская область, Ярославская область

61.

Усть-Илимское водохранилище

Иркутская область

62.

Учинское (Акуловское)
водохранилище

Московская область

63.

Химкинское водохранилище

Московская область

64.

Цимлянское водохранилище

Волгоградская область, Ростовская область

65.

Чебоксарское водохранилище

Республика Марий Эл, Чувашская Республика,
Нижегородская область

66.

Чограйское водохранилище

Республика Калмыкия, Ставропольский край

67.

Шапсугское водохранилище

Республика Адыгея

68.

Шлинское водохранилище

Новгородская область, Тверская область

69.

Янискоски водохранилище

Мурманская область

70.

Яузское водохранилище

Смоленская область, Тверская область

71.

Озеро Байкал

Республика Бурятия, Иркутская область

72.

Онежское озеро

Республика Карелия, Вологодская область,
Ленинградская область





Границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории закреплены распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р "О границах Байкальской природной территории" <442>. Год спустя (в 2007 г.) были утверждены единые образцы знаков, обозначающих границы центральной экологической зоны <443>.

--------------------------------

<442> СЗ РФ. 2006. N 49 (2 ч.). Ст. 5256.

<443> Приказ МПР РФ от 05.03.2007 N 46 "Об утверждении единых образцов знаков для обозначения экологических зон Байкальской природной территории и их границ" // БНА РФ. 2007. N 19.


7. Статистическая справка.

По территории России протекает свыше 2,5 миллионов рек с общей длиной более 8 млн. км. Подавляющее большинство из них (94,9%) имеют длину 25 км и менее. На территории страны около 120 тыс. рек длиной более 10 км, их общая протяженность - 2,3 млн. км. Самые длинные реки: Лена, Енисей, Обь, Волга, Амур. Число средних рек, длиной от 101 до 500 км, составляет 2833, или 0,1%, число больших - 214, или всего 0,008%. Большинство рек (90,4%) несут свои воды в Северный Ледовитый и Тихий океаны. В Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах, где проживает свыше 65% населения России, насчитывается всего 193942 реки, или 7,5%. В Российской Федерации расположено около 2 млн. пресных и соленых озер. Самые крупные: Байкал, Ладожское, Онежское - во главе с соленым Каспийским морем <444>. Большинство озер (98%) - небольшие (менее 1 кв. км) и мелководные (глубина 1 - 1,5 м), ресурсы их возобновляются очень медленно <445>.

--------------------------------

<444> http://worldgeo.ru/europe/rus

<445> Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 181.


На территории России находятся в эксплуатации около 30 тыс. регулирующих речной сток водохранилищ и прудов общим объемом более 800 куб. км. Их суммарный полезный объем составляет 342 куб. км, причем более 90% приходится на водохранилища, имеющие емкость свыше 10 млн. куб. м. Емкостью выше 1 млн. куб. м обладают 2650 водохранилищ. Протяженность береговой линии водохранилищ составляет 75,4 тыс. км.

Из общего количества водохранилищ комплексно используются около 230 объектов, а остальные - только отдельными отраслями хозяйства: для нужд энергетики - 30, сельского хозяйства - 1761, водоснабжения - 297, прочих нужд - 586 объектов.

В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,5 тыс. кв. км), Братское (5,5), Волгоградское (3,1), Красноярское (2,0 тыс. кв. км) водохранилища. Самые крупные водохранилища находятся в Восточной Сибири. Средний объем одного водохранилища достигает здесь 26,4 куб. км, на Дальнем Востоке - 7,4 куб. км <446>.

--------------------------------

<446> Доклад "О состоянии и использовании водных ресурсов РФ в 2007 году" // http://protown.ru/information/hide/2820.html.


8. Проблемные ситуации и трудности применения. Большинство спорных ситуаций возникает в связи с нарушением природопользователями правового режима прибрежных защитных полос и водоохранных зон. К основным причинам следует отнести низкий уровень доступности информации о ширине водоохранных зон и водозащитных береговых полос. Это можно сделать, только обратившись к специализированным источникам информации (например, данных Государственного водного реестра, Государственного земельного кадастра). Определить на местности примерную ширину указанных зон (полос), а соответственно, иметь представление о границах дозволенного, могут лишь лица, обладающие специальными знаниями (вид водного объекта, его размеры, в т.ч. площадь или длину, угол уклона берега).


Для иллюстрации достаточно ознакомиться с частью 12 комментируемой статьи. Она содержит правило, согласно которому ширина водоохранных зон проточных и сточных озер и соответствующих водотоков, расположенных в границах болот, устанавливается размере 50 м. Применение данного положения осложняется отсутствием легального определения понятия "болото", граница которого устанавливается "по границе залежи торфа на нулевой глубине". Возникает вопрос о том, куда обращаться за информацией о такой границе.

Что касается водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов, то указано, что они совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Однако не установлены правила определения ширины их прибрежных защитных полос. В случае если ширина такой полосы будет определена по общим правилам части 11, то она может быть шире полосы отвода. В таком случае возникает неопределенность относительно состава режимных ограничений и пределы их действия в пространстве.


Статья 66. Особо охраняемые водные объекты


Комментарий к статье 66


1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, устанавливающих цели создания особо охраняемых водных объектов (часть 1), а также особенности их правового режима посредством отсылки к законодательству об особо охраняемых природных территориях (часть 2).

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний. Наиболее очевидной целью комментируемой статьи является развитие одного из принципов водного законодательства, закрепленного в статье 3 комментируемого Кодекса. Этот принцип сформулирован следующим образом: сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами (см. комментарий к ст. 3).

Сфера действия при буквальном толковании комментируемой статьи является весьма широкой, что предопределяется большим разнообразием целей, в которых могут создаваться особо охраняемые водные объекты (природоохранные, культурные, научные, эстетические, рекреационные и оздоровительные цели). Это роднит комментируемую статью с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <447>, поскольку особо охраняемые природные территории также создаются в целях охраны объектов, имеющих особое "природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение".

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (под ред. О.Л. Дубовик) включен в информационный банк.


<447> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024. См.: Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.


Формально в силу части 2 комментируемой статьи сфера применения положений об особо охраняемых водных объектах сужена по сравнению с формулировкой принципа, закрепленного в статье 3. Если принцип 3 предусматривает возможность введения ограничений федеральными законами вообще, то часть 2 сводит возможность введения ограничений к положениям законодательства об особо охраняемых природных территориях. Однако такое сужение не имеет принципиального значения, поскольку охрана подземных водных объектов все равно регулируется законодательством о недрах, а законодательство об особо охраняемых природных территориях также регулирует отношения по поводу использования поверхности и водного пространства над ней.


Адресатом положений статьи является неопределенно широкий круг субъектов, к которому относятся и природопользователи, и органы государственной власти, и органы местного самоуправления. Конкретный круг участников правового режима особо охраняемых водных объектов подлежит уточнению на основании документов, закрепляющих статус, режим особой охраны и его границы.

3. Основные понятия. К ним относятся "особо охраняемый водный объект", "законодательство об особо охраняемых природных территориях", "режим особой охраны".

3.1. Особо охраняемый водный объект. В соответствии со статьей 118 ВК РФ 1995 г. особо охраняемыми водными объектами могли признаваться "природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение". Правом придания природной водной экосистеме статуса особо охраняемого водного объекта были наделены органы исполнительной власти по представлению "специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды".

Особо охраняемый водный объект мог быть федерального, регионального или местного значения, что отражало общую тенденцию к децентрализации управления природопользованием в 1990-х годах. Предусматривалась возможность организации особо охраняемой природной территории в границах водного объекта или включения его полностью или частично в состав такой территории.

Статья 118 ВК РФ 1995 г. устанавливала открытый перечень категорий особо охраняемых водных объектов. К ним относились участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; водно-болотные угодья; водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам; зоны охраны истока или устья водных объектов; места нереста ценных видов рыб; иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Статья ВК РФ 1995 г. содержит отсылку к специальному законодательству "об особо охраняемых территориях", а комментируемая статья - к законодательству "об особо охраняемых природных территориях", что в данном случае не имеет принципиального значения <448>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (под ред. О.Л. Дубовик) включен в информационный банк.


<448> Понятия "особо охраняемая территория" и "особо охраняемая природная территория" до середины 90-х годов использовались как синонимы. Разграничение их значений произошло с принятием Федеральных законов 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды". Разграничение указанных понятий стало носить принципиальный характер для землепользователей с принятием Земельного кодекса РФ 2001 г., в котором установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Об истории возникновения указанных терминов, разграничении их значений см. подробнее: Каленченко М.М. Правовой режим территориальной охраны морской среды / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2009; Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.