ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4612
Скачиваний: 2
Существуют различные периоды, такие как половодье, межень, паводок, характеризующие различные водные режимы водного объекта. Они ежегодно повторяются в один и тот же сезон и связаны с недостаточностью водного ресурса водного объекта, поднятием уровня воды в реке, возникающим в результате быстрого таяния снега, ледников, дождей, или высоким и длительным подъемом уровня воды, вызываемым таянием снега или ледников. Правовое значение водного режима состоит в том, что он определяет количественную составляющую водного объекта, влияющую на различные виды водопользования и дающую возможность планирования использования и охраны водных объектов.
Понятие "водный режим" не устанавливает минимума водных масс, которые образуют водные объекты. В разных регионах и климатических зонах хозяйственная и иная ценность скоплений одинакового объема воды может быть далеко не одинаковой. В северных районах, где много постоянных водоемов, хозяйственная ценность пересыхающих мелководий может быть минимальной. Они рассматриваются как объекты для осушения. Это может неблагоприятно сказаться на некоторых видах охраны и пользования водоемом: от рекреации до водопоя скота и от забора воды до охраны дикой фауны. При закреплении земель в частную собственность во многих районах России учитывают, входят ли эти земли или их части в водоохранные зоны, при этом на новых собственников возлагают необходимые ограничения. Водный режим водного объекта - явление, повторяющееся в определенные гидрологические сезоны в связи с изменением климатических условий.
4.6. Дренажные воды - это воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты. Сброс воды в водные объекты является одним из видов водопользования. Естественно, что такого рода вода требует определенного регулирования, поскольку непосредственно влияет на количественную и качественную составляющую водного объекта - водный ресурс.
4.7. Водный фонд. Данное понятие, определяемое в доктрине и законодательстве как совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, традиционно представлено во всех водных кодексах России. В советский период водный фонд входили все водные объекты, находящиеся в исключительной государственной собственности. Его содержание изменилось.
Сейчас водный фонд определяется в Кодексе как совокупность всех водных объектов на территории Российской Федерации. Статья 1 Водного кодекса 1995 г. определяла водный фонд как совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. В настоящее время государственный водный кадастр трансформирован в государственный водный реестр, в котором отражаются состояние водных объектов, водопользования, а также сведения о водопользователях. Действующий Кодекс не связывает понятие водного фонда с обязательным включением водных объектов в государственный водный реестр. Таким образом, само понятие водного фонда постепенно теряет свое правовое содержание.
В водный фонд включаются все водные объекты, определенные ст. 5 Кодекса. В настоящее время понятие "водный фонд" имеет как публично-, так и частноправовое содержание, поскольку в него включаются водные объекты, которые могут находиться в разных формах собственности, в том числе и в частной собственности (пруды и обводненные карьеры).
С изменением понятия водного фонда изменяется и состав земель водного фонда. Статья 102 ЗК РФ к землям водного фонда относит земли:
- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Из понятия водного фонда исключена вся публично-правовая природоохранная составляющая (водоохранные зоны, зоны санитарной охраны и т.д.)
4.8. Водопользование, водопотребление, водопотребитель. Понятие водопользования получило в новом Кодексе единое толкование. Оно означает в самом общем виде использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, а водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Отметим, что в настоящее время в Кодексе определено не только понятие "водопользование", но и понятие "водопотребление". Понятие "водопользование" в статье 1 фактически приводится дважды: сначала в общем виде, а затем в его специфическом значении, связанном с понятием "водопотребление". Понятие "водопотребление" основано на широко распространенной практике, когда в роли посредника выступает специализированная водохозяйственная организация, которая сама в воде не нуждается, а забирает ее из водоема или реки лишь для того, чтобы передать потребителям. В связи с этим водопотребители получают воду только из систем водоснабжения. Понятие "водопотребитель" носит гражданско-правовое содержание. Водопотребитель - любая специализированная водохозяйственная организация, которая забирает водный ресурс из водного объекта и передает его конечному пользователю.
4.9. Водохозяйственная система. Из нового Водного кодекса РФ исключено понятие "водохозяйственные объекты", которые нередко имеют и другие названия - "водохозяйственные сооружения", "гидротехнические сооружения". Кодекс ввел более широкое понятие "водохозяйственная система". Это комплекс гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов. Водохозяйственная система непосредственно взаимодействует с водным объектом. Это подчеркивается и в одном из принципов водного законодательства, определяющем, что основа регулирования отношений в области использования и охраны водных объектов исходит из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Водохозяйственные системы могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности, принадлежать предприятиям различных отраслей и производств, которые используют их как для своих нужд, так и в интересах третьих лиц. Если водохозяйственные системы эксплуатируются только для удовлетворения нужд третьих лиц, то они признаются водохозяйственными организациями. Таковыми, например, являются водохозяйственные организации, обеспечивающие водоснабжение жителей населенных пунктов.
Нередко определенным предприятиям, например, сельскохозяйственным, нет необходимости создавать специальную водохозяйственную организацию, так как любое из этих предприятий может само непосредственно обеспечить эксплуатацию гидротехнических сооружений и устройств. Таким образом, правовой режим водохозяйственных систем имеет в большей степени гражданско-правовое содержание. Тем не менее данное понятие входит в терминологию водного законодательства благодаря взаимосвязи таких систем с водными объектами. Существует определенная сложность в разграничении понятий "канал" и "водохранилище" с понятием "водохозяйственная система". Водохранилища обеспечивают комплексное, многостороннее использование водных ресурсов.
В новом Водном кодексе РФ они относятся к водным объектам. Водные ресурсы водохранилищ используются для различных нужд: выработки электроэнергии на ГЭС, водоснабжения и орошения, содействия судоходству, ведения рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, борьбы с наводнениями. При проектировании водохранилищ ГЭС выделяет их как особый объект капитального строительства, имеющий отдельную от гидроузла и от ГЭС стоимость. Таким образом, в ходе эксплуатации создаваемых водохранилищ статус водохозяйственной системы утрачивается, и они становятся водными объектами, а эксплуатирующая водохранилище ГЭС - водопользователем.
4.10. Негативное воздействие. В статье 1 ВК РФ 1995 г. использовалось сходное понятие - "вредное воздействие вод", которое включало в себя так называемые природные процессы, приближающиеся к стихийным бедствиям, когда соединенное воздействие воды и льда разрушает берега рек, береговые строения и сооружения, сносит мосты, вызывает наводнения. Борьба с особо опасными ледовыми явлениями должна производиться в рамках ликвидации чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, принимаются меры защиты и спасения при сильных наводнениях. В качестве примеров вредного воздействия вод назывались затопление и подтопление (земель, сооружений). Ныне действующий Кодекс предусматривает термин "негативное воздействие вод". К ним относится затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Следует иметь в виду, что эти процессы могут быть не только стихийными, но и вызванными действиями человека по изменению водного режима водных объектов. В последнем случае инициатор работ должен нести гражданскую и иную ответственность, если его действия нанесли ущерб земле, строениям, движимому имуществу. Некоторые водохозяйственные проекты, например, создания водохранилищ, причиняют существенный ущерб земле и другим объектам ради получения водных ресурсов. При этом наблюдаются и другие вредные воздействия накапливаемых вод, в частности, берегообрушение, вызываемое штормовыми волнами. Вредное воздействие вод может иметь место не только выше, но и ниже воздвигаемых плотин.
В зимний период через турбины ГЭС пропускаются повышенные объемы воды, накопленные в их водохранилищах. Нередко это вызывает зимние наводнения в нижних бьефах, от чего нарушаются ледовые дороги и переправы, смываются оставленные на лугах стога сена, и т.д. Если статьи 1 и 117 ВК РФ 1995 г. к видам вредного воздействия вод относили также заболачивание и засоление земель, эрозию почв, образование оврагов, оползней, селевых потоков "и других явлений", то негативное воздействие вод, проявляющееся в затоплении, подтоплении, разрушении берегов водных объектов, заболачивании и др., распространяется лишь на определенные территории и объекты. Борьба с засолением земель, эрозией почв, заболачиванием во многом регулируется земельным законодательством. Меры по защите земель и строений от вредного воздействия вод могут осуществляться в соответствии с надлежаще утвержденными проектами. Эти проекты принимают во внимание побочные последствия защитных мер.
Важное значение приобретает защита берегов от разрушения. Защита от размыва участка берега не должна усиливать размывов в других местах. По этой причине закон не поощряет самовольных действий на водных объектах и в их непосредственном окружении, даже если они направлены на защиту имущества от вредного воздействия вод. Меры по борьбе с наводнениями включают в себя отказ от застройки территорий, подвергающихся затоплению, или же проведение работ, которые делают эти территории более безопасными (например, намыв грунта выше уровня затопления). Такие меры предусматриваются строительными нормами и правилами.
4.11. Речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки стекает в море или озеро. В соответствии с этим определением, например, озеро Байкал (не впадающее в озеро или море) не имеет своего бассейна. В законодательстве других стран и в доктрине водного права даны более точные определения этого понятия. Так, в Рамочной водной директиве ЕС (от 23.10.2000 N 2000/60/ЕС) "речной бассейн" (частный случай - "бассейн водного объекта") определяется как "территория земли, с которой весь поверхностный поток течет через ряд ручьев, рек и, возможно, озер в море при устье или дельте одной реки" (п. 13 ст. 2). Этот термин определялся по Советскому энциклопедическому словарю: "Бассейн речной - часть земной поверхности, с которой сток воды поступает в речную систему". В комментируемой статье, на наш взгляд, произошло сужение понятия бассейна. Можно говорить о "бассейне водного объекта" как о водосборной территории, включающей гидравлически связанные поверхностные водные объекты.
4.12. Водохозяйственный участок - часть речного бассейна с определенными водохозяйственными характеристиками, позволяющими установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры водопользования. Понятие "водохозяйственный участок" близко к понятию "акватория". Между тем из содержания понятий не совсем ясно разграничение этих понятий. В большей степени понятие водохозяйственный участок связано с установлением лимитов. Лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры водопользования устанавливается подзаконными актами. Они установлены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод".
Лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности (лимиты), а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации являются частью лимитов (квоты) и до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов.
Лимиты устанавливаются с разбивкой по годам на основании сведений и предложений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов его территориальными органами, водохозяйственных балансов, сведений о водном объекте и водопользовании, в том числе содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков с учетом режима, состояния, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта.
Квоты устанавливаются с разбивкой по годам на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на установление квот. Заявки представляются в соответствующий территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов на соответствующий период.
4.13. О понятии охраны вод, их истощении, сточных водах см. комментарий к статьям 55 - 67.
Статья 2. Водное законодательство
Комментарий к статье 2
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из семи частей, в которых устанавливаются система правового регулирования водных отношений, круг источников права и их иерархия с учетом конституционных предписаний о разграничении нормотворческих полномочий в данной сфере. По своим целям и значению можно сказать, что статья 2 определяет систему законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по использованию и охране водных объектов, т.е. водные отношения.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели статьи состоят в том, чтобы сформировать структуру водного законодательства Российской Федерации и определить полномочия органов государственной власти федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов. Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, имеют самый широкий спектр действия, поскольку изначально предназначены для установления исчерпывающих основ правового регулирования водных отношений. Они предопределяют - без каких-либо исключений - круг законодательных и подзаконных источников права, а также круг субъектов, обладающих соответствующими правотворческими полномочиями.