ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4669
Скачиваний: 3
Режим второй зоны
Общие ограничения |
Допускаются |
Границы |
Запрет
на размещение объектов и сооружений,
не |
-
прогон и |
с
учетом |
Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Отметим, что ограничения, указанные в Положении, воспроизводятся в более поздних нормативных правовых актах. Так, например, в соответствии с Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" <399> "в лесах, расположенных на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, допускается проведение рубок с целью сохранения лесных насаждений основных лесных древесных пород". Кроме того, указанным Приказом предусмотрено, что в лесах, расположенных на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, уход за лесами и другие предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации мероприятия по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, осуществляются дифференцированно в пределах зон, выделенных в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
--------------------------------
<399> БНА РФ. 2007. N 38.
Следует также учитывать, что перечень ограничений на природопользование (режимные ограничения) является открытым. Ограничения также содержатся в комментируемом Кодексе, лесном, земельном законодательстве и других источниках.
Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в первой зоне осуществляют пользователи природных лечебных ресурсов, а во второй и третьей зонах - помимо пользователей, также землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
6. Установление границ и информационное обеспечение. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В случае, когда такой округ распространяется на территории двух или более субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ согласовываются в установленном порядке с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Сведения о режимах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, в границах которых расположены водные объекты, подлежат включению в Водный реестр <400>.
--------------------------------
<400> См.: Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" // СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.
Субъекты Российской Федерации также принимают нормативные акты, устанавливающие особенности использования различных зон округов. Эти сведения предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем объеме <401>:
--------------------------------
<401> См.: Приказ МПР РФ от 21.08.2007 N 215 "Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр" // БНА РФ. 2007. N 50.
- наименование лечебно-оздоровительной местности или курорта, значение (региональное или местное), местоположение;
- наименование и реквизиты нормативного правового акта о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения;
- общие сведения об округе санитарной (горно-санитарной) охраны;
- наименование водных объектов, расположенных на территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны;
- режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны, установленный для лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах которых расположены водные объекты.
7. Проблемные ситуации и трудности применения. Большинство спорных ситуаций возникает в связи с наличием у округов санитарной (горно-санитарной) охраны статуса особо охраняемой природной территории. Правовой режим особо охраняемой природной территории предполагает наличие существенных ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в их границах <402>.
--------------------------------
<402> См. подробнее: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006.
Наличие в границах особо охраняемых природных территорий поселений порождает высокий уровень правовой неопределенности в связи с необходимостью определения вида разрешенного использования земельных участков. Дело в том, что земли курортов и лечебно-оздоровительных местностей в силу статьи 94 ЗК РФ относятся к землям особо охраняемых природных территорий независимо от принадлежности земельного участка к землям поселений <403>. В случае возникновения спорных ситуаций по вопросу использования земель поселений, находящихся в границах территории, имеющей статус особо охраняемой природной территории, суды распространяют на них в полном объеме соответствующие ограничения. Разъяснения органов власти не способствуют уяснению ситуации <404>.
--------------------------------
<403> См. подробнее: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006.
<404> См., например: письмо Минэкономразвития от 20.01.2011 N Д23-135 в ответ на вопрос об определении вида разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов, на котором располагается ряд зданий и сооружений (артезианская скважина, станция обезжелезивания рассола, продовольственно-вещевой склад, здание цеха полуфабрикатов, здание гаража, здание корнеплодохранилища), относящихся к санаторию и предназначенных для его обслуживания.
Следует признать, что проблема усугубляется низким уровнем информационного обеспечения деятельности по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы таких округов, как правило, не обозначены на местности, а в границах таких округов располагаются населенные пункты. Деятельность по формированию Водного реестра началась сравнительно недавно (в 2007 г.), и поэтому природопользователям достаточно сложно получить полную информацию о границах округов и действующих в них ограничениях.
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Комментарий к статье 65
1. Общий обзор статьи. Статья включает 18 частей, устанавливающих особенности таких элементов правового режима водоохранных зон и защитных прибрежных полос, как особенности объекта-носителя режима, режимные ограничения и границы их действия в пространстве.
Часть 1 содержит определение и цели установления специального режима осуществления деятельности в границах водоохранных зон.
Часть 2 предусматривает специфическую разновидность зонирования водоохранных зон (в виде прибрежных защитных полос), а также возможность введения дополнительных ограничений в границах прибрежных защитных полос.
Части 3 - 10 устанавливают требования к размерам водоохранных зон и правила определения их границ. При этом часть 7 содержит отсылочную норму к Федеральному закону от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" <405>.
--------------------------------
<405> СЗ РФ. 1999, N 18. Ст. 2220.
Части 11 - 14 устанавливают требования к размерам прибрежных защитных полос и правила определения их границ.
Часть 15 содержит перечень режимных ограничений в границах водоохранных зон, а часть 16 устанавливает допустимые виды воздействия в их границах, а также условия правомерности такого воздействия.
Часть 17 содержит перечень дополнительных режимных ограничений в границах прибрежных защитных полос, возможность которых предусмотрена частью 2 комментируемой статьи.
В соответствии с частью 18 правом устанавливать порядок установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос наделяется Правительство РФ. Соответственно, Правительство РФ вправе самостоятельно определять субъектов, обязанных устанавливать такие границы на местности.
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
Целью статьи является обеспечение повышенной защиты водных объектов от неблагоприятного воздействия посредством введения дополнительных ограничений и запретов на территориях, прилегающих к таким объектам.
Сфера действия статьи чрезвычайно широка, поскольку касается всех водных объектов на территории Российской Федерации.
Поэтому адресатами статьи является неопределенно широкий круг лиц, постоянно или временно использующих территории, прилегающие к водным объектам. Специальным адресатом статьи является Правительство РФ, которое, в свою очередь, вправе определять круг лиц, обязанных устанавливать границы предусмотренных статьей зон на местности. В соответствии с пунктом 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <406> к ним относятся органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.
--------------------------------
<406> Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 415.
3. Основные понятия. Ими являются термины, значение которых было раскрыто выше ("береговая линия", "море", "река", "канал", "ручей", "озеро", "водохранилище" - см. комментарий к ст. 5; "акватория", "водный объект", "истощение вод" - см. комментарий к ст. 1; "среда обитания животного и растительного мира" - см. комментарий к ст. 3). Специфическими для комментируемой статьи являются такие понятия, как "водоохранная зона", "прибрежная защитная полоса", "полоса отвода канала", "населенный пункт", "ливневая канализация", "набережная", "парапет", "водный объект, имеющий особое ценное рыбохозяйственное значение".
3.1. Водоохранная зона. Слово зона (от греческого swvn - пояс) обозначает участок, область, пояс или полосу, обладающие определенным качественным признаком <407>.
--------------------------------
<407> Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1972. Т. 9. С. 572.
Установление различного рода зон в экологическом законодательстве является одним из способов территориальной охраны путем выделения участков с особыми условиями пользования (см., например, ст. ст. 48 и 49 Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <408>). Зонирование применяется для установления различных правовых режимов для участков пространства, которые до установления зон имели однородный правовой режим <409> (например, выделение функциональных зон внутри национальных парков). Сутью зонирования в природоохранных целях является, как правило, установление в пределах зон ограничений деятельности более жестких, чем в прилежащих к ним участках пространства (например, санитарно-защитные зоны, охранные зоны особо охраняемых природных территорий и т.п.). Установление зон означает установление пространственных и временных рамок действия ограничений хозяйственной или иной деятельности.
--------------------------------
<408> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.
<409> Поскольку природные комплексы весьма различны по набору компонентов (горы, леса, тундры и т.п.), то здесь имеется в виду однородность по определенному юридическому признаку, а не однородность вообще. - Прим. авт.
Соответственно, различного рода зоны (а также и пояса), установленные в природоохранных целях, являются частным случаем особо охраняемых территорий <410>. Следовательно, необходимыми элементами правового режима природоохранных зон являются режимные ограничения (режим особой охраны), пространственные и, при необходимости, временные границы действия ограничений.