ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4674
Скачиваний: 3
--------------------------------
<392> http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=104646
Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
Комментарий к статье 63
1. Общий обзор статьи. Она состоит из одной части и содержит отсылочную норму к лесному законодательству в вопросе использования, охраны и защиты лесов, расположенных в водоохранных зонах.
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
Целью предписаний комментируемой статьи является введение в ВК РФ отсылочной нормы, касательно использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах.
Сфера действия комментируемой статьи распространяется на практически все отношения, касающиеся лесов, находящихся в водоохранных зонах. Адресатами предписаний являются уполномоченные органы, регулирующие отношения, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов в водоохранных зонах.
3. Основные понятия.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранных зон зависит от протяженности водного объекта, уклона окружающего рельефа, наличия приспособлений, создающих препятствующие оказанию влияния на водный объект.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических, геологических и других условий.
4. Содержание норм лесного законодательства. Согласно статье 104 ("Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах") Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, создание и эксплуатация лесных плантаций, размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. При этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах.
Соблюдение охраны лесов, расположенных на территории водоохранных зон, является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Леса водоохранной зоны обеспечивают сохранение водных объектов, выполняя водоохранную, почвозащитную, водорегулирующую, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции и играют важную роль как фактор, обеспечивающий биологическую очистку стекающих вод, а также являются мощным биологическим фильтром (поглотителем) загрязнений. Значительное влияние оказывают на предупреждение и ослабление эрозионных процессов почвозащитная и аккумулятивная роль лесов, которая проявляется в предохранении берегов рек и озер, защите крутосклонов от эрозии и оползней.
5. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах. Особенности использования, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, регулируется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
Леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
5.1. Охрана и защита лесов, расположенных в водоохранных зонах. Леса, расположенные в водоохранных зонах, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, расположенных в водоохранных зонах, при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
При осуществлении работ по охране и защите лесов, расположенных в водоохранных зонах запрещается использование токсичных химических препаратов. А в соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводятся без применения авиации.
5.2. Воспроизводство лесов расположенных в водоохранных зонах. Воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами в соответствии с правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами. При выполнении работ по воспроизводству лесов обработка почвы при лесовосстановлении, агротехнический уход за лесными культурами осуществляются без применения токсичных химических препаратов. При выполнении работ по лесовосстановлению используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декоративностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреационным нагрузкам.
В прибрежных защитных полосах водоохранных зон лесовосстановление осуществляется методами, исключающими сплошную распашку земель.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, уход осуществляется путем проведения рубок ухода и иных мероприятий, предусмотренных Правилами ухода за лесами.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются выборочные рубки лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции. Кроме этого, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.
5.3. Использование лесов расположенных в водоохранных зонах. Использование лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры. В водоохранных зонах хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
6. Юридическая ответственность. За несоблюдение положений по поддержанию в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, несоблюдение порядка рубок в водоохранных зонах, при наличии в действиях виновного лица состава противоправного деяния, возможно наступление уголовной или административной ответственности.
Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
Комментарий к статье 64
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из одной части, которая содержит:
а) цели территориальной охраны водных объектов, содержащих лечебные ресурсы;
б) виды территориальной охраны в виде зон (округов) санитарной охраны;
в) порядок их создания путем отсылки к законодательству Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
Целью комментируемой статьи является придание законных оснований введению ограничений в границах зон (округов) санитарной охраны.
Сфера действия комментируемой статьи по кругу охраняемых объектов распространяется на:
а) территории, имеющие статус курортов и установленные зоны (округа) санитарной охраны на момент вступления комментируемого Кодекса в силу;
б) территории, которые содержат учтенные в установленном порядке водные лечебные ресурсы.
Адресатами статьи является неопределенный круг лиц постоянно или временно пребывающих, осуществляющих или намеревающихся осуществлять деятельность в границах установленных зон (округов) санитарной охраны, обязанные соблюдать установленные ограничения. Адресатами также являются органы государственной власти, уполномоченные вводить предусмотренные законодательством ограничения в границах зон (округов) санитарной охраны, устанавливать границы таких зон (округов).
3. Основные понятия. К ним относятся такие понятия, как "водные объекты", "водные ресурсы" (см. комментарий к ст. 1), "природные лечебные ресурсы" (см. комментарий к ст. 49), "округ санитарной охраны", "законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (см. комментарий к ст. 49).
3.1. Округ санитарной охраны. Округ санитарной охраны является одним из видов особо охраняемых территорий (см. комментарий к ст. 65), признаками которых являются, в том числе:
а) природоохранные цели создания;
б) наличие режимных ограничений, более строгих, чем на прилегающих территориях;
в) наличие юридически или физически установленных границ.
В отличие от положений ранее действовавших Водных кодексов комментируемая статья устанавливает общие правила территориальной охраны водных объектов, содержащих лечебные ресурсы. Установление зон (округов) санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (см. комментарий к ст. 43).
В соответствии с пунктом 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со статьей 6.4 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении.
3.2. Округом санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" является "особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения".
Округа горно-санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), а в остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Поскольку в границах округа санитарной (горно-санитарной охраны может устанавливаться от одной до трех зон, то, как правило, внешняя граница третьей зоны и является внешней границей округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
4. Развитие законодательства. Зоны и округа санитарной охраны являются традиционным институтом отечественного экологического законодательства. Такие меры охраны водных объектов предусматривались Водным кодексом РСФСР 1972 г. (ст. 98) и Водным кодексом РФ 1995 г. (ст. 115). С принятием Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" произошло разграничение регулирования санитарных зон охраны водных объектов по целям их создания.
5. Правовой режим зон (округов) санитарной (горно-санитарной) охраны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны имеют режим, отличный от охранных зон особо охраняемых природных территорий. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий (зоны с регулируемым режимом деятельности), предусмотренные пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", могут создаваться в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках. Такие участки именуются "охранными зонами", "округами".
Создание охранных зон прямо предусмотрено для государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Если последние не имеют статуса особо охраняемых природных территорий, то округа санитарной (горно-санитарной охраны) сами являются особо охраняемыми природными территориями в силу статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ. Охранные зоны в состав территорий других категорий особо охраняемых природных территорий не входят <393>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" (под ред. О.Л. Дубовик) включен в информационный банк.
<393> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.
Основными элементами правового режима зон (округов) санитарной (горно-санитарной) охраны являются: наличие специфического объекта охраны, набор режимных ограничений, установленные границы, наличие специфических субъектов управления.
5.1. Субъекты управления. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, уполномочено устанавливать Правительство РФ. В рамках своих полномочий Правительство РФ в 1996 г. закрепило основные элементы правового режима указанных округов для водных лечебных ресурсов курортов федерального уровня <394>.