ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1503
Скачиваний: 3
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Он отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет уплату пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более чем в размере 2/10% за каждый день просрочки.
С 26 июня 2006 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11,5% годовых. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.
За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в 5-кратном размере ставки платы за пользование водным объектом. В данном случае штраф является не мерой административной ответственности, а разновидностью законной неустойки. Уплата штрафа не освобождает водопользователя от оплаты водных ресурсов, изъятых сверх лимита.
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Комментарий к статье 19
В силу комментируемой статьи водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передать свои права и обязанности третьему лицу. Для этого водопользователь направляет заявление в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, отказ которого может быть обжалован в судебном порядке.
Механизм передачи прав и обязанностей по договору предусмотрен ГК РФ применительно к договору аренды. В соответствии со ст. 615 арендатор с согласия арендодателя имеет право передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).
Комментируемой статьей установлено, что права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре. Возникает вопрос, что именно подлежит регистрации: переход прав и обязанностей, заявление водопользователя, согласие уполномоченного органа, соглашение о передаче прав и обязанностей между водопользователем и третьим лицом.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также их прекращения. В данный реестр включаются документированные сведения. Исходя из изложенного, переход прав и обязанностей по договору должен регистрироваться на основе представления водопользователем соглашения о передаче прав и обязанностей и согласия уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
Комментарий к статье 20
Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". ВК РФ также предусматривается три принципа взимания платы:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов.
Плата помимо финансового инструмента должна быть элементом системы обеспечения рационального природопользования. Она должна стимулировать водопользователя к использованию ресурсосберегающих технологий, уменьшению объемов изъятия (забора) водных ресурсов, сброса сточных вод в водные объекты;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна.
Под речным бассейном ВК РФ понимается территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро. Реализация данного принципа заключается в соотнесении ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от экономического потенциала соответствующих территорий;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
При регулировании взимания платы за пользование водными объектами последовательно применены общие принципы гражданско-правового регулирования, из которых вытекает, что собственник самостоятельно определяет размер платы от сдачи имущества в пользование. Исходя из изложенного, ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" утверждены и введены в действие с 1 января 2007 г. Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Правила устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности (плата), предоставляемыми на основании договоров водопользования:
а) для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
б) для использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
в) для использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.
Платежным периодом признается квартал. Размер платы, предусматриваемой договором водопользования, рассчитывают физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (плательщики). Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.
Платежной базой является для плательщиков:
осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;
использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.
В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики перерассчитывают размер платы по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода.
При перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как:
фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды с учетом времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования;
фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые отражены в договоре водопользования.
Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, и подлежит зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Для реализации названных Правил Правительством РФ должны быть установлены также собственно ставки платы за пользование водными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" утверждены следующие ставки платы:
I. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования. Ставка платы исчисляется в рублях за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. При этом устанавливается фиксированная ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
II. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов (морей в пределах территориального моря) или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования. Ставка платы исчисляется в рублях за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
III. Ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка платы исчисляется в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии.
IV. Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей. Ставка платы исчисляется за 1 кв. м используемой акватории в год.
ВК РФ 1995 г. предусматривал иное регулирование платы за пользование водными объектами. В соответствии со ст. 122 ВК РФ 1995 г. пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания такой платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные ее размеры определяются законодательством РФ.
Взимание платы в соответствии с ВК РФ 1995 г. предусмотрено НК РФ (гл. 25.2). В соответствии со ст. 13 НК РФ водный налог является федеральным. Статьей 12 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в НК РФ, предусматривающие, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.
Таким образом, водный налог с момента вступления в силу ВК РФ будет взиматься только с тех видов водопользования, для осуществления которых не нужно принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование или заключения договора водопользования.
В соответствии с НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Объектами обложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;