Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1495

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы, в том числе и вода, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Значимость правового регулирования водных объектов подтверждается тем, что практически в любом федеральном законе, составляющем отрасль экологического права, содержатся нормы, регулирующие охрану и использование водных объектов. В качестве примера можно привести Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.) "Об особо охраняемых природных территориях", от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Лесной кодекс РФ 1997 г., Земельный кодекс РФ 2001 г., Законы РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 (в ред. от 25 октября 2006 г.) "О недрах", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и др.

Данный принцип подчеркивает, что вода как объект правоотношений выступает одновременно в трех аспектах: как важнейший природный объект, подлежащий правовой охране, как возобновляемый природный ресурс, который необходимо рационально использовать, и как объект права собственности, который может быть предметом гражданско-правовых сделок.

Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Это вытекает из следующих принципов Федерального закона "Об охране окружающей среды":

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.


Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что приоритет охраны водных объектов перед их использованием установлен как природоресурсным, так и природоохранным законодательством. Данный принцип должен соблюдаться при предоставлении водных объектов в пользование. Если в результате водопользования будет наноситься вред водному объекту, то договор о водопользовании должен быть расторгнут, а решение о предоставлении водного объекта в пользование должно быть отменено.

Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.

Этот принцип состоит в установлении особого режима охраны и использования водных объектов, имеющих особое значение, заключающегося в более жестких экологических требованиях.

В соответствии со ст. 66 ВК РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых они расположены, устанавливаются согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях". Такие водные объекты включаются в состав особо охраняемых природных территорий: государственных природных заповедников, заказников, национальных парков, могут объявляться памятниками природы. Особо охраняемым водным объектом является озеро Байкал в силу Федерального закона "Об охране озера Байкал" (см. более подробно комментарий к ст. 66 ВК РФ).

Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей.

Водные объекты могут использоваться только в соответствии с целями, установленными законом и договором (решением о предоставлении водного объекта в пользование). Нарушение принципа целевого использования водных объектов должно влечь расторжение договора или отмену решения о предоставлении водного объекта в пользование. Однако подобное условие должно быть прямо предусмотрено в таких договоре или решении.

Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.

Выделены приоритетные цели использования водных объектов: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. В Российской Федерации не принят специальный Федеральный закон "О питьевом водоснабжении", хотя такие предложения выдвигались.

В 2006 г. в Государственную Думу внесен проект специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", который должен установить обязательные для применения и исполнения требования к следующим объектам технического регулирования:


источникам питьевого водоснабжения;

системам питьевого водоснабжения (централизованным системам, нецентрализованным системам, автономным системам, домовым распределительным системам, системам питьевого водоснабжения на транспорте), обеспечивающим забор, подготовку и подачу питьевой воды к местам ее расходования;

питьевой воде, находящейся в системах питьевого водоснабжения, включая горячее водоснабжение;

бутилированной питьевой воде, кроме минеральной воды (лечебно-столовой и лечебной).

Принцип предоставления их в пользование для иных целей только при наличии достаточных водных ресурсов имеет и практическое значение. Отсутствие их достаточных запасов может быть основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование.

Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплены важнейшие права и свободы человека в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

"Статья 17.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 29.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 30.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.


Статья 32.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Статья 33.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 45.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

На основе названных конституционных принципов в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" сформулированы права граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, в том числе по охране водных объектов.

Граждане имеют право:

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;


осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;