ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1497
Скачиваний: 3
Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха - лесным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, определяются лесным законодательством РФ в соответствии с административным и финансовым законодательством РФ.
Водное и экологическое законодательство
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Отношения в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами РФ, ВК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов; в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления - международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, а также об охране окружающей среды и природопользовании.
Водное и земельное законодательство
В соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г. земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). В сфере использования и охраны недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответствующие отрасли законодательства, а также специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы данных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Водное законодательство и законодательство о животном мире
Согласно Федеральному закону "О животном мире" животный мир на территории РФ предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, устанавливаемом данным Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ.
Водное законодательство и законодательство о недрах
В соответствии с Законом РФ "О недрах" законодательство РФ в этой сфере основывается на Конституции РФ и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и нормативных правовых актов - федеральных, а также субъектов РФ.
Закон РФ "О недрах" действует на всей территории РФ и определяет отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации согласно соответствующим федеральным актам и нормам международного права. Использование и охрана земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются соответствующим законодательством РФ и субъектов РФ. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут устанавливаться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений Закона РФ "О недрах".
Кроме того, необходимо отграничить водные правоотношения от имущественных, регулируемых гражданским законодательством. ГК РФ признает равенство участников регулируемых им отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Участниками устанавливаемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В таких отношениях могут участвовать также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законами, к водным - применяется постольку, поскольку это предусмотрено водным законодательством.
Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Комментарий к статье 5
Объектом водных отношений является объект, под которым в ст. 1 ВК РФ понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Дифференциация водных объектов на поверхностные и подземные была принята из ВК РФ 1995 г. Однако в ВК РФ были исключены обособленные водные объекты и введено понятие "обводненные карьеры".
Классификация поверхностных водных объектов имеет важнейшее значение для правоприменительной практики, поскольку позволяет четко обозначить объект правоотношения, отделить его от иных объектов природного или искусственного происхождения, на которые ВК РФ не распространяется. Индивидуализировать водные объекты призван государственный водный реестр (государственный водный кадастр по Водному кодексу РФ 1995 г.).
Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. утвержден Общероссийской классификатор полезных ископаемых и подземных вод, в соответствии с которым к подземным водам отнесены воды подземные:
питьевые (1-го, 2-го, 3-го класса);
технические;
минеральные (бальнеологические, питьевые лечебные, питьевые лечебно-столовые);
теплоэнергетические (низкопотенциальные, среднепотенциальные, высокопотенциальные);
промышленные (бромные, йодные, йодобромные).
В этом Классификаторе закреплено понятие "подземные воды", под которыми понимается сосредоточение вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Кроме того, определено содержание иных видов подземных вод.
Практическое значение имеют закрепленные в комментируемой статье критерии определения береговой линии, которые являются естественными границами водного объекта. С помощью этих границ устанавливаются границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, земли водного фонда отграничиваются от иных категорий земель, определяются пределы действия правовых режимов соответствующих категорий земель или зон.
Статья 6. Водные объекты общего пользования
Комментарий к статье 6
Водным законодательством, как и иными отраслями природоресурсного законодательства, устанавливаются два вида природопользования: общее и специальное. Общее природопользование (в данном случае водопользование) регулируется комментируемой статьей. Различия между ними отражены в таблице.
Общее водопользование |
Специальное водопользование |
Водопользователем
выступает |
Водопользователем
выступает |
Специальное
разрешение или |
Необходимо
получение специального |
Целью
является удовлетворение |
Целью
является осуществление |
Осуществляется бесплатно |
Осуществляется за плату |
Специальные
технические |
Как
правило, применяются |
Признак общедоступности распространен ВК РФ только на поверхностные водные объекты государственной или муниципальной собственности. Следовательно, доступ к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности, может быть ограничен или запрещен собственником самостоятельно, без согласования с уполномоченными органами.
Право на общее водопользование ВК РФ закреплено за всеми гражданами Российской Федерации. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не обладают подобным правом. Частью 3 ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Водные объекты общего пользования используются в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
На момент принятия ВК РФ соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ отсутствовал, однако аналогичные документы приняты субъектами РФ <1>. Например, Правилами охраны жизни людей на воде в городе Москве предусмотрено, что водные объекты используются для массового отдыха, купания, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с Московско-Окским бассейновым водохозяйственным управлением, Москомприродой, Государственной инспекцией по маломерным судам г. Москвы, Центром Госсанэпиднадзора по г. Москве.
--------------------------------
<1> См., например, Постановление Правительства Москвы от 24 июня 1997 г. N 474 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и Правил охраны жизни людей на воде в городе Москве"; Постановление губернатора Московской области от 30 апреля 1997 г. N 90-ПГ "О правилах охраны жизни людей на воде, пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Московской области"; Постановление Губернатора Ленинградской области от 7 марта 1998 г. N 200-ПГ "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водоемах Ленинградской области".
Использование водных объектов для купания, массового отдыха, плавания на маломерных плавательных средствах (далее - маломерные суда) или других рекреационных целей ограничивается, приостанавливается или запрещается Правительством Москвы по представлению Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления, Государственной инспекции по маломерным судам, Москомприроды, Центра Госсанэпиднадзора по г. Москве, управления "Мосрыбвод" с обязательным оповещением населения через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
Данными Правилами также определены требования к пляжам, предусмотрены меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах, при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, на льду, при производстве работ по выемке грунта и выколке льда, установлены знаки безопасности на воде.
Кроме того, не отменены и, следовательно, действуют Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 г. N 351.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов.
В соответствии с комментируемой статьей информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. В Москве предусмотрено использование следующих информационных знаков:
N
|
Надпись на знаке |
Описание знака |
1. |
Место
купания (с указанием |
В
зеленой рамке. Надпись сверху. |
2. |
Место
купания детей |
В
зеленой рамке. Надпись сверху. |
3. |
Место
купания животных |
В
зеленой рамке. Надпись сверху. |
4. |
Купаться
запрещено |
В
красной рамке, перечеркнутой |
5. |
Переход по льду разрешен |
Весь
покрашен в зеленый цвет. |
6. |
Переход по льду запрещен |
Весь
покрашен в красный цвет. |
7. |
Не создавать волнение! |
Внутри
красной окружности |
8. |
Движение
маломерных |
Внутри
красной окружности |
9. |
Якоря не бросать! |
Внутри
красной окружности |