Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1709

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вред, причиняемый водным объектам, и вред, причиняемый их неблагоприятным физическим воздействием (стихийные бедствия, селевые потоки, наводнения), являются по своему характеру тоже экологическим. В результате такого вреда сама эта среда и ее объекты (воды), ресурсы утрачивают в той или иной мере свои экологические свойства (высокое качество, чистоту).

В статьях 1064 - 1083 ГК РФ предусматриваются общие положения о возмещении вреда:

- предупреждение причинения вреда;

- причинение вреда в состоянии крайней необходимости;

- ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником;

- ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

- ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;

- ответственность за совместно причиненный вред;

- право регресса к лицу, причинившему вред;

- способы возмещения вреда;

- учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред.

В статьях 1084 - 1093 ГК РФ предусматриваются положения, которые также могут иметь отношение к ответственности лиц за причинение ущерба водным объектам: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств; объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья; определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья; возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия; возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; последующее изменение размера возмещения вреда; увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда; платежи по возмещению вреда; возмещение вреда в случае прекращения юридического лица.

При возмещении вреда, причиненного имуществу, учитываются его стоимость или стоимость восстановления, а также упущенная выгода. Кроме того, практикуется страхование имущества.

Если причинителей ущерба несколько, они несут солидарную ответственность. При стихийных бедствиях, кроме того, за счет государства потерпевшим в установленных случаях выплачиваются предусмотренные пособия, пенсии, другие выплаты, а также страховые выплаты из страховых фондов.

Организация и граждане вправе предъявлять исковые требования в арбитражный суд, а отдельные граждане - в народный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде (ст. 80 Закона об охране окружающей среды). Решение суда или арбитражного суда о прекращении такой деятельности должно служить основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.


В процесс бывают вовлечены эксперты, специалисты, сопоставляются мнения, нормы законодательства. Однако, пусть и редкие, победы истцов заканчиваются серьезным ущербом для злостных загрязнителей природной среды, в том числе водоемов, или даже полным их разорением <166>.

--------------------------------

<166> См.: Панкратов И.Ф., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. Юридический энциклопедический словарь "Экология" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000.


Благодаря прессе такие победы становятся достоянием гласности, а осуждение загрязнителей нередко заканчивается отказом в кредитах, игнорировании их товаров населением. Многие загрязнители среды извлекают серьезный урок, предпочитая вкладывать средства в защитные мероприятия, а не ввязываться в обременительные тяжбы с общественностью. Граждане (индивидуально или - особенно - коллективно) начинают все активнее предъявлять иски, направленные на защиту их экологических прав и обеспечение благополучной окружающей природной среды, в том числе водных объектов.

Сделки, совершенные с нарушением водного и иного российского законодательства, являются недействительными. Понятие сделок носит гражданско-правовой характер, и указанное положение продолжает предыдущие, закрепляя гражданско-правовые меры защиты водных прав, водных отношений и привлечения к имущественной ответственности за нарушения водного законодательства.

На основании части второй комментируемой статьи Правительство РФ приняло Постановление от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства". В соответствии с этим Постановлением методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается МПР России по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.


Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

3 июня 2006 года

N 74-ФЗ



3 июня 2006 года N 73-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят

Государственной Думой

12 апреля 2006 года


Одобрен

Советом Федерации

26 мая 2006 года



Статья 1


Комментарий к статье 1


По общему правилу федеральные законы и иные нормативные правовые акты вводятся в действие через десять дней после опубликования их текстов в официальных изданиях, если в них не указано иное. Указанный Закон опубликован в "Российской газете" 8 июня 2006 г. Однако для крупных актов могут устанавливаться иные сроки, необходимые для подготовки их применения, что и произошло с Водным кодексом РФ, который введен в действие лишь с 1 января 2007 г.


Статья 2


Комментарий к статье 2


В этой статье устанавливается общее правило о недопустимости распространения требований нового Водного кодекса РФ на отношения, возникшие до 1 января 2007 г., т.е. напоминается общепризнанный принцип о том, что закон обратной силы не имеет. Однако это правило имеет два исключения.


Первое обусловлено нормами Конституции РФ. Согласно части первой ст. 54 обратной силы не имеет закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Согласно части второй ст. 55 в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Второе исключение содержится в самом Законе о введении в действие Водного кодекса РФ: в статье 5 и других статьях предусматривается применение и сохранение некоторых требований ВК РФ 1995 г. и после 1 января 2007 г. и возможность распространения ряда предписаний ВК РФ 2006 г. на отношения, возникшие до его введения в действие.


Статья 3


Комментарий к статье 3


Норма комментируемой статьи носит традиционный для введения новых законов характер, когда признаются утратившими силу предыдущие акты на ту же тему, прежде всего аналогичный головной акт водного законодательства, в частности, федеральные законы 2003 - 2005 гг. об изменении полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов в области использования и охраны вод.


Статья 4


Комментарий к статье 4


С декабря 1991 г., т.е. с момента распада Союза ССР, действовало правило, установленное в постановлении Верховного Совета РСФСР: акты Союза ССР продолжают действовать на территории России, если они не противоречат Конституции РСФСР, Декларации о независимости РСФСР и регулируемые ими отношения не урегулированы законодательством РСФСР. В комментируемой статье устанавливается более категорическое правило, исключающее действие норм Союза ССР, регулирующих водные отношения.


Статья 5


Комментарий к статье 5


В части первой комментируемой статьи устанавливается очень важное исключение из общего правила, предусмотренного в статье 2 комментируемого Закона: осуществляется и подтверждается стабильность водных отношений, узаконенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ.

Сохранение прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами в соответствии с ВК РФ 1995 г. не исключает установление прав водопользователей в соответствии с новым Кодексом, причем условия и сроки использования водных объектов, как ухудшающие, так и улучшающие положение водопользователей, могут быть изменены только по их инициативе.

В третьей части комментируемой статьи определяется момент, с которого должно прекращаться действие правовых актов, являвшихся основанием водопользования до 1 января 2007 г.:

1) в случае предоставления водного объекта на основании ВК РФ 2006 г.;

2) в случае истечения срока действия правового акта (лицензии, договора), принятого, выданного, заключенного в соответствии с ВК РФ 1995 г.;

3) при прекращении права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, установленным гражданским, водным, горным законодательством, в том числе по судебным решениям принудительного характера, предусмотренным в частях три - пять ст. 10 нового Водного кодекса.



Статья 6


Комментарий к статье 6


В этой статье конкретизируются и развиваются правила статей 2 и 5 комментируемого Закона.


Статья 7


Комментарий к статье 7


Комментируемая статья носит материальный, нормативный и длящийся продолжительное время характер. Действие их норм распространяется на период действия всего Водного кодекса РФ 2006 г.

Отнесение земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований осуществляется в Федеральном законе от 17 июля 2001 г. N 101 "О разграничении государственной собственности на землю" (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.; см. ст. 13 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Классификация муниципальных образований и их деление на муниципальные районы, городские округа, поселения осуществляются в Федеральном законе от 6 октября 2006 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (см. ст. 17 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Состав поверхностных водных объектов и порядок установления береговой линии (границы водного объекта) предусматриваются в частях второй - четвертой ст. 5 ВК РФ. Сочетание вод и земель и регулирование их использования и охраны представляют известную проблему и осуществляются в водном и земельном законодательстве (см. ст. 14 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Привязка водных объектов к земельным участкам, на которых они расположены, является очевидной концептуальной и конструктивной тенденцией нового Водного кодекса, свидетельством еще большего включения водных, земельных и иных природных ресурсов в гражданский оборот, распространения на него гражданского законодательства постольку, поскольку он не урегулирован водным, земельным или иным природоресурсным законодательством (ст. 129 и ст. 209 ГК РФ).


Статья 8


Комментарий к статье 8


В соответствии с актами Правительства РФ федеральные государственные органы исполнительной власти должны вести официальный сайт в информационно-телекоммуникационной системе Интернет. Ведет такой сайт и Федеральное агентство водных ресурсов. Комментируемая норма относит вступление в действие девятой части ст. 31 ВК РФ еще на шесть месяцев, то есть до 1 июля 2007 г.


Статья 9


Комментарий к статье 9


Статья 130 "Недвижимые и движимые вещи" ГК РФ находится в подразделе "Объекты гражданских прав" части первой Кодекса. Вносимым изменением "обособленные водные объекты" исключаются из перечня недвижимого имущества, недвижимости, что можно объяснить упразднением в Водном кодексе РФ понятия "обособленных водных объектов" и введением в оборот "прудов, обводненных карьеров" (см. комментарий к ст. 1 ВК РФ).

Новая редакция статьи 221 ГК РФ "Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей" с 8 июня 2006 г. выглядит следующим образом:


"В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водных объектах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".

Часть вторая статьи 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался" ГК РФ выглядит теперь следующим образом:

"Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность".

Часть вторая статьи 261 "Земельный участок как объект права собственности" ГК РФ в новой редакции выглядит так:

"Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения".

Эти изменения Гражданского кодекса РФ обусловливаются концепцией "привязки" водных объектов к земле как главной вещи, главному носителю и объекту недвижимости.


Статья 10


Комментарий к статье 10


Концепция "привязки" объектов недвижимости к земле обусловливает внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", связанное с вышеназванными изменениями Гражданского кодекса РФ.

Абзац третий ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. N 122 в новой редакции выглядит следующим образом:

"Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы".

Дополнение указанного Закона статьей 22.1 "Государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах" обусловливается включением, как правило, самих водных объектов в понятия "земельный участок", "недвижимость", "вещи" и повышенной опасностью указанных сооружений, нуждающихся в гражданско-правовой самостоятельной регистрации сделок с ними.