Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1702

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидротехническим и иным сооружениям посвящены Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и пункт 3 части шестой ст. 45, часть вторая ст. 60 и другие статьи Водного кодекса РФ.


Статья 11


Комментарий к статье 11


Чтобы понять смысл дополнения указанного Федерального закона, необходимо процитировать его часть, так или иначе связанную с регулированием водных отношений.

Пункт второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает:

"2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов (в настоящем комментарии приводятся лишь те, которые могут быть связаны с использованием и охраной водных объектов. - Прим. авт.):

5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

5.1) предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

6) передачи объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;

7) организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

8) создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведения красной книги субъекта Российской Федерации;

9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);

10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель; <...>

15) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; <...>

31) организации тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); <...>


38) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; <...>

42) утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

43) проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации; <...>

46) создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения; <...>

50) осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

51) создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований; <...>

54) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации; <...>

56) осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;".

В подпункте "ч" п. 2 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, внесенном в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", предусматривались "обособленные водные объекты, расположенные в пределах территории субъекта Федерации, а также имущество, необходимое для их обустройства".

Признание этого положения утратившим силу связано с конкретизацией функций органов власти субъектов Федерации и дополнением их полномочий вышеуказанным подпунктом 59 в пункте 2 ст. 26.3 указанного Закона.



Статья 12


Комментарий к статье 12


В пункте 4 ст. 333.3 части второй Налогового кодекса РФ предусматривается таблица ставок сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих.

Таблица предусматривает наименование объекта водных биологических ресурсов, за который устанавливается ставка сбора в рублях (за одну тонну).

В новой редакции статьи 333.8 "Налогоплательщики" (введенной в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83) главы 25.2 "Водный налог" части второй Налогового кодекса РФ часть первая выглядит так:

"1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.".


Статья 13


Комментарий к статье 13


В абзаце 2 ст. 3 Закона о разграничении государственной собственности на землю предусматривается, что "основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель...", и перечисляются предусмотренные в Земельном кодексе РФ некоторые категории земель, из которых теперь исключаются указанные в комментируемой статье земли.

В соответствии с пунктом 1 ст. 4 указанного Закона основанием этого изменения является включение данных земельных участков в состав некоторых категорий земель, предусмотренных в Земельном кодексе. Из этого перечня исключаются перечисленные в комментируемой статье земли.

Аналогично пунктом 3 комментируемой статьи вносятся изменения и дополнения в пункт 1 ст. 5 Закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ <167>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


<167> См.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.


С 1 июля 2006 г. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признается утратившим силу, а предусмотренные им отношения с 1 июля 2006 г. регулируются Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ".


Статья 14


Комментарий к статье 14


В пункте 2 ст. 18 Земельного кодекса РФ предусматривалось, что в собственности субъектов Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки <168>. В соответствии с комментируемым Законом из этого перечня исключаются соответствующие земли водного фонда, что обусловлено содержанием статьи 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ.


--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006.


<168> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001, 2004, 2007.


В пункте 3 ст. 23 Земельного кодекса предусматривается, что "могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; свободного доступа к прибрежной полосе" и т.д.

Подпункт 8 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ в новой редакции выглядит так:

для "использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки в установленном порядке...".

Замена указанных терминов в настоящей и других статьях Земельного кодекса обусловлена исключением понятий "обособленный" и "замкнутый" водоемы из Водного кодекса РФ.

Пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ устанавливает перечень находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, которые "ограничиваются в обороте". Таким образом, оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормами главы 17 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается в Земельном кодексе и других федеральных законах (п. 3 ст. 27 ЗК РФ). Одним из таких ограничений оборота становится запрещение приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с частью шестой ст. 6 ВК РФ.

В статье 40 Земельного кодекса РФ пункт первый начинается словами "Собственник земельного участка имеет право...".

Поэтому подпункт 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона выглядит так:

"1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации...".

Соответственно подпункт 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ в редакции комментируемого Закона предусматривает проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, постройку прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.


По новой редакции пункта 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами (в ред. комментируемого Закона), а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в редакции комментируемого Закона предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ср. с вышеуказанным пунктом 4 ст. 14 комментируемого Закона).

В подпункте 1 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ предусматривались водоохранные зоны рек и водоемов. Это положение входило в противоречие с частью второй ст. 102 ЗК РФ, согласно которой земли водоохранных зон водных объектов признавались землями самостоятельной категории земель водного фонда <169>.

--------------------------------

<169> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М.: Юстицинформ, 2002.


Устранение этого параллелизма и дублирования исключает земли водоохранных зон из категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда. Порядок установления, режим использования и охраны водоохранных зон предусматривается в статье 65 Водного кодекса РФ (см. комментарий).


Статья 15


Комментарий к статье 15


Часть вторая ст. 1181 Гражданского кодекса РФ в новой редакции предусматривает, что при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

В пункте 1 ст. 1213 ГК РФ ("Право, подлежащее применению к договору в отношении недвижимого имущества") предусматривается, что при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению, к договору в отношении недвижимого имущества применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Для природных ресурсов и недвижимого имущества сделано исключение. После изменений комментируемого Федерального закона в ч. 2 ст. 1213 ГК РФ предусматривается: к договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.