ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1422
Скачиваний: 2
4. Норма о начале срока течения исковой давности, установленная ст. 128 ВК, является диспозитивной, и у сторон договора воздушной перевозки есть выбор: руководствоваться содержащимися в названной статье нормами или предусмотреть в договорах воздушной перевозки иные сроки.
Статья 129. Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
Комментарий к статье 129
1. Статья 129 ВК - единственная статья в гл. XVII, регламентирующая порядок возмещения вреда, причиненного владельцем воздушного судна (а не перевозчиком), т.е. ее действие распространяется на все виды авиации, а не только на коммерческую гражданскую авиацию. Для реализации данной статьи необходимо установить виновного в конкретном авиационном происшествии, связанном со столкновением воздушных судов или с причинением одним воздушным судном повреждения другому воздушному судну, хотя и без столкновения (такое, например, может произойти в результате воздействия спутной струи). При этом ст. 129 ВК не разделяет, произошло ли данное происшествие в полете или на земле. Степень вины участников происшествия устанавливает суд в соответствии с материалами, представленными органами следствия, которые основываются на результатах расследования конкретного авиационного происшествия, проведенного в порядке, предусмотренном гл. XIV ВК.
2. Имущественная ответственность владельца перед пассажирами и третьими лицами, независимо от его вины в столкновении воздушных судов, устанавливается в соответствии со ст. 1079 ГК как ответственность владельца источника повышенной опасности. При этом владелец воздушного судна имеет право регресса к виновному.
Статья 130. Размеры ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке
Комментарий к статье 130
1. При рассмотрении вопроса об ответственности владельца воздушного судна, являющегося перевозчиком, перед пассажиром необходимо учитывать нормы ВК (ст. 116 - 119), регулирующие ответственность перед пассажиром воздушного судна.
2. В остальных случаях необходимо руководствоваться общегражданскими нормами об ответственности за причинение вреда, прежде всего ст. 1064, 1079 - 1081 ГК.
Статья 131. Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами
Комментарий к статье 131
1. Согласно ст. 927, 935, 936 ГК и ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование, предусмотренное ст. 131 - 135 ВК, является обязательным, осуществляемым в силу закона. В соответствии со ст. 935 ГК законом можно обязать страховать:
жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц (выгодоприобретателей);
риск своей гражданской ответственности.
Страхование в силу закона обязательно только для страхователя (владельца воздушного судна, перевозчика, эксплуатанта), а для страховщиков (страховых организаций) заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным (п. 4 ст. 935 ГК). Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком (п. 1 ст. 936 ГК). В случае неисполнения страхователем своих обязанностей по заключению таких договоров для него могут наступить последствия, предусмотренные ст. 937 ГК:
выгодоприобретатель вправе потребовать в судебном порядке провести страхование лицом, на которое возложена обязанность осуществления страхования (п. 1 ст. 937);
лицо, в нарушение закона не осуществившее страхование или заключившее договор на условиях худших, чем определено законом, "при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании" (п. 2 ст. 937);
суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, из-за невыполнения либо ненадлежащего выполнения им обязанности по страхованию, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК в размере учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства (п. 3 ст. 937).
2. Комментируемой статьей предусмотрена обязанность владельца воздушного судна застраховать риск своей гражданской ответственности за возможное причинение вреда лицам, с которыми он не заключал договора воздушной перевозки или выполнения авиационных работ (внедоговорный вред). К таким лицам, например, могут быть отнесены люди и их имущество, находящиеся на земле. Страхование ответственности владельца воздушного судна перевозчика или эксплуатанта перед сторонами договора воздушной перевозки (выполнения авиационных работ) регулируется ст. 132 - 135 ВК.
3. Согласно ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", МРОТ для целей комментируемой статьи принимается равным 100 рублям (см. также комментарий к ст. 120 ВК). При этом законодатель установил границу минимальной ответственности, что не мешает страхователю заключить договор страхования своей ответственности на большую сумму.
4. Пункт 3 комментируемой статьи носит отсылочный характер, адресуя вопрос о минимальном размере страховой суммы к законодательству государств, в чьем воздушном пространстве осуществляются перевозки либо авиационные работы. При выполнении международных воздушных перевозок, маршрут которых проходит в воздушном пространстве нескольких государств, в качестве минимального размера страховой суммы придется выбирать максимальную по номинальному размеру сумму, предусмотренную национальным законодательством одной из этих стран.
Статья 132. Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна
Комментарий к статье 132
1. По поводу пункта 1 данной статьи см. п. 1 комментария к ст. 131 ВК.
2. О размере МРОТ для целей комментируемой статьи см. комментарий к ст. 120 ВК.
3. Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна является обязательным условием для получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта, предусмотренным ФАП "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 04.02.2003 N 11).
Пункт 26 этих ФАП устанавливает, что заявитель (эксплуатант) в зависимости от характера заявляемой деятельности обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выполнении международных полетов заявитель (эксплуатант) обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством государства, над территорией которого выполняются полеты.
Следует отметить, что при выполнении международных полетов страховая сумма может быть и иной, но не меньшей, чем установлено в п. 2 комментируемой статьи.
Статья 133. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
Комментарий к статье 133
Комментируемая статья значительно переработана и детализирована Федеральным законом от 04.12.2007 N 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". В настоящей редакции статья в наибольшей степени отвечает требованиям гл. III Варшавской конвенции 1929 г.
Статья 134. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем
Комментарий к статье 134
1. См. п. 1 комментария к ст. 131 ВК.
2. По поводу размера МРОТ для целей комментируемой статьи см. комментарий к ст. 120 ВК.
Статья 135. Обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах
Комментарий к статье 135
1. Рассматриваемые вопросы отражены также в п. 1 комментария к ст. 131 ВК.
2. Поскольку в комментируемой статье, что противоречит подп. "г" п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения для данного случая не указан, следует руководствоваться общими правилами страхования гражданской ответственности, в том числе предусмотренными правилами страхования конкретного страховщика.
Глава XVIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 136. Введение в действие настоящего Кодекса
Комментарий к статье 136
1. В соответствии с п. 1 ст. 136 ВК введен в действие с 1 апреля 1997 г. По-видимому, одиннадцать дней (с 19 марта по 1 апреля 1997 г.) необходимо было, чтобы только довести до заинтересованных государственных органов, юридических и физических лиц нормы нового ВК. Такого короткого времени было явно недостаточно, чтобы изучить принципиально новый закон и тем более принять предусмотренные ВК нормативные правовые акты, без которых практическое применение ВК в полном объеме невозможно. Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, принятие которых предусмотрено ст. 2 ВК, было утверждено Правительством РФ только через год - 27 марта 1998 г. (Постановлением N 360), а сами Федеральные правила использования воздушного пространства РФ были введены в действие лишь 1 января 2000 г.
Разработка и принятие частей Федеральных авиационных правил растянулись более чем на десять лет. Такая недопустимо безответственная нормотворческая деятельность погрузила пользователей воздушного пространства и других заинтересованных юридических и физических лиц в правовой хаос.
Разработка проекта ВК велась около пяти лет. За этот период вполне можно было подготовить проекты основных нормативных правовых актов, утверждаемых Правительством РФ и регламентирующих порядок использования воздушного пространства и деятельности авиации. Например, ВК СССР был принят 11 мая 1983 г., а введен в действие 1 января 1984 г. За семь с половиной месяцев были приняты основные нормативные акты Совета Министров СССР, предусмотренные ст. 2 ВК СССР, что позволило создать полноценный правовой режим в области использования воздушного пространства и деятельности авиации к дате вступления в действие ВК СССР. Это объясняется тем, что подготовка проектов указанных актов велась одновременно с разработкой проекта ВК СССР.
2. Пункт 2 ст. 136 ВК признает утратившими силу с 1 апреля 1997 г. правовые нормы высшего органа законодательной власти РФ (в 1993 г. - Верховного Совета РФ) о принятии законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации в части, касающейся ВК СССР, а также отменяет применение норм ВК СССР на территории России и требует приведения в соответствие с ВК иных нормативных правовых актов, утвержденных, видимо, органами государственной власти СССР, так как в 1997 г. в России не существовало собственных актов, регулирующих отношения в области использования воздушного пространства и деятельности авиации.
3. Часть 1 п. 3 ст. 136 ВК устанавливает, что нормативные правовые акты РФ и СССР, регулирующие отношения в области авиации, применяются в том случае, если они не противоречат ВК. Данный пункт, к сожалению, не определил, каким образом применять (или не применять) нормативные правовые акты СССР, регламентирующие порядок использования воздушного пространства РФ. В настоящее время это упущение уже не имеет значения, а в апреле 1997 г. оно вызвало огромные трудности.
4. Часть 2 п. 3 ст. 136 ВК определяет, что положения нормативных актов РФ (Президента и Правительства РФ), а также Совета Министров СССР, которые в соответствии с ВК должны утверждаться законами РФ, будут действовать только до введения в действие соответствующих федеральных законов. Пункт 3 ст. 136 в целом предусматривает правила, позволившие избежать, хотя и не в полном объеме, образования правового вакуума в области регламентации использования воздушного пространства РФ и деятельности авиации на территории России после прекращения существования СССР.
Статья 137. Порядок применения положений настоящего Кодекса
Комментарий к статье 137
1. Часть 1 п. 1 ст. 137 ВК содержит общепринятый принцип действия нормативных правовых актов во времени, т.е. любой закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Часть 2 п. 1 статьи 137 ВК устанавливает порядок применения норм ВК к гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие ВК. Этот порядок предусматривает применение норм ВК к указанным правоотношениям в той части, которая предусматривает возникновение прав и обязанностей в соответствии с вступившим в действие ВК.
3. Пункт 2 ст. 137 установил порядок истечения сроков предъявления претензий, предусмотренных в ст. 126, 127 и 128 ВК в отношении претензий, возникших, не разрешенных до введения в действие ВК и регламентировавшихся утратившим силу ВК СССР (ст. 129 и 130). Этот пункт определил, что в отношении указанных претензий применяются сроки, установленные ВК, если они не истекли в соответствии со статьями ВК СССР к моменту введения в действие ВК.
Приложения 1 - 10 <*>
--------------------------------
<*> Тексты не приводятся.
1. Конституция Российской Федерации (извлечение, глава 1, ст. 8, ст. 15; глава 2, ст. 26, ст. 35, ст. 37, ст. 55; глава 3, ст. 67, ст. 68, ст. 71, ст. 79; глава 6, ст. 112).
2. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944, извлечение, часть 1).
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982, извлечение, часть 7, раздел 1, ст. 86 - 98).
4. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (SAR) (заключена в г. Гамбурге 27.04.1979, извлечение, глава 2, ст. 2.1; глава 3, ст. 3.1, ст. 3.2).
5. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929).
6. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (извлечение, раздел I, ст. 1; раздел II, ст. 5; раздел III, ст. 9, ст. 11; раздел VII, ст. 30, ст. 35).
7. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (извлечение, ст. 1 - 3).
8. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084, извлечение, разд. I - III).
9. Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002, извлечение, разд. I - LII; приложение N 7).
10. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82).