Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 113. Воздушная перевозка опасных грузов


Комментарий к статье 113


1. Пунктом 189 ФАП воздушных перевозок предусмотрено, что перевозка опасного груза требует особых условий перевозки воздушным транспортом. В соответствии с п. 190 названных ФАП перевозки грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются к перевозке, если они допущены к перевозке международными договорами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка таких грузов.

2. Из международных документов следует назвать прежде всего приложение 18 к Чикагской конвенции 1944 г. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху". В названном приложении дана классификация опасных грузов. Устанавливаются ограничения на перевозку опасных грузов по воздуху, требования к их упаковке и маркировке, обязанности грузоотправителя и перевозчика. Кроме того, такие перевозки регламентируются Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc. 9284 ИКАО).

Согласно рекомендациям ООН по перевозке опасных грузов (Европейская экономическая комиссия ООН. Рекомендация N 11. Вопросы документации при международных перевозках опасных грузов. Женева, январь 1996 г.), опасные грузы делятся на следующие классы и подклассы:

Класс 1. Взрывчатые вещества и изделия.

Класс 2. Газы.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 4:

Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества.

Подкласс 4.2. Вещества, способные к самовозгоранию.

Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой.

Класс 5:

Подкласс 5.1. Окисляющиеся вещества.

Подкласс 5.2. Органические перекиси.

Класс 6:

Подкласс 6.1. Токсичные вещества.

Подкласс 6.2. Инфекционные вещества.

Класс 7. Радиоактивные материалы.

Класс 8. Коррозионные вещества.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия.

Эта классификация применяется во всем мире на всех видах транспорта.

Заканчивая комментарий гл. XV, укажем на явные упущения, которые необходимо восполнить при доработке или полной переработке ВК.

Главу XV необходимо дополнить статьей "Плата за воздушную перевозку", как того требует ст. 790 ГК, в соответствии в которой в ВК должен быть установлен порядок утверждения тарифов для определения провозной платы за перевозку воздушным транспортом общего пользования (т.е. за воздушную перевозку по расписанию). В этой новой статье ВК также целесообразно определить порядок применения льгот по провозной плате и возмещения понесенных в связи с этим перевозчиком расходов за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 792 ГК требует внесения в ст. 109 ВК дополнения относительно определения сроков доставки пассажиров и багажа. Без этого дополнения невозможно полностью применить положения ст. 120 ВК "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза".


Следует заметить, что без указанных положений ст. 790 и 792 ГК носит явно преднамеренный характер и в будущем авиационным властям и законодателю следует обратить на это особое внимание для качественного обеспечения потребностей граждан в воздушных перевозках, как того требует преамбула Воздушного кодекса.


Глава XVI. АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ


Статья 114. Авиационные работы


Комментарий к статье 114


1. Перечень видов авиационных работ с распределением по их назначению утвержден Приказом директора ФСВТ России от 09.12.1999 N 130. Авиационные работы распределяются по двум направлениям - транспортные работы и работы по применению авиации в отраслях экономики.

Инструкцию по выполнению авиационной работы разрабатывают, как правило, научно-исследовательские организации гражданской авиации на основе государственных контрактов или иных договоров; она может разрабатываться в инициативном порядке или в рамках договора о выполнении авиационных работ и иными субъектами авиационных работ (п. 2.2 Положения о порядке разработки и введения в действие инструкций по выполнению авиационных работ; утверждено распоряжением Министра транспорта РФ от 08.01.2004 N КР-1-р).

2. В качестве примера правовых актов, регулирующих производство отдельных видов авиационных работ, можно привести ФАП "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 29.10.2003 N 202); а также ФАП "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 18.01.2005 N 1).


Статья 115. Договор на выполнение авиационных работ


Комментарий к статье 115


1. В пункте 1 ст. 115 ВК указаны условия, которые являются существенными для данного вида договоров и без достижения согласия по которым договор не считается заключенным: это порядок, сроки, объем и условия выполнения договора.

В юридической литературе на основании используемой в данной статье терминологии ("авиационные работы", "подрядчик", "объем работ") высказывается мнение о том, что в таких договорах законодатель стремился использовать конструкцию договора подряда. Однако в данном случае отсутствует такой непременный признак предмета договора подряда, как действия подрядчика по передаче заказчику результата выполненной работы. Отсюда делается обоснованный вывод: к договору о выполнении авиационных работ более верным было бы применить правила договора о возмездном оказании услуг, в соответствии с которыми исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать последнему услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. Гл. XX).


2. Редакцию п. 2 комментируемой статьи следует признать неудачной. Начало изложено императивно, поэтому перечисленные в данном пункте условия также могли бы считаться существенными условиями договора и должны были бы включаться в договор о выполнении авиационных работ. Однако то обстоятельство, что список перечисленных условий не исчерпывающий, не позволяет признать их существенными условиями. Таким образом, правильно будет считать их дополнительными условиями договора о выполнении авиационных работ, которые могут включаться в текст договора по согласованию его сторон.

3. Что касается п. 3 настоящей статьи, см. комментарий к п. 3 ст. 64 ВК.


Глава XVII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА,

ЭКСПЛУАТАНТА И ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ


Статья 116. Общие принципы ответственности


Комментарий к статье 116


1. Вопросы гражданско-правовой ответственности отражены, прежде всего, в гл. 59 ГК "Обязательства вследствие причинения вреда". Основным документом международного права является Варшавская конвенция 1929 г., в которой ответственность перевозчика за причиненный вред регулируется положениями гл. III. Кроме того, дополнительная ответственность перевозчика может быть указана в договорах воздушной перевозки, как это предусмотрено в ст. 123 ВК.

2. Указаны два обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика за причиненный клиентам вред: непреодолимая сила (форс-мажор), когда лицо не может ни предвидеть, ни предотвратить происходящее; умысел потерпевшего, повлекший за собой вред для него. Ответственность перевозчика, в отличие от общегражданских норм, устанавливающих освобождение от ответственности лица, доказавшего, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК), наступает и в случае отсутствия его вины, так как в силу ст. 1079 ГК воздушное судно относится к источникам повышенной опасности. Это положение корреспондирует и со ст. 20 и 21 Варшавской конвенции 1929 г.

3. Каждая сторона договора воздушной перевозки отвечает за свое нарушение публично-правовых норм законов и подзаконных актов государства и его субъектов самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством. Нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем перечисленных правил служит основанием для расторжения перевозчиком в одностороннем порядке договора воздушной перевозки (ст. 107 ВК).


Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна


Комментарий к статье 117


1. Федеральным законом от 04.12.2007 N 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" в ст. 117, 119 и 133 рассматриваемой главы ВК внесены существенные изменения, касающиеся размера компенсации перевозчиком за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, вещей, находящихся при пассажире, а также страхования гражданской ответственности перевозчика.


2. Последними изменениями в ст. 117 ВК подчеркнут приоритет международных договоров РФ перед общими нормами внутреннего законодательства в вопросах ответственности за причиненный вред. В предыдущей редакции говорилось о возмещении вреда в размере, определяемом по правилам гл. 59 ГК (если законом и договором не предусмотрен более высокий размер ответственности) и по международным договорам РФ. Разделена ответственность за вред жизни и здоровью пассажира.

3. Нормой подп. 1.1 п. 1 ст. 117 ВК предусмотрена выплата компенсации в случае смерти пассажира в твердо определенной сумме - 2 миллиона рублей. За причинение же вреда здоровью пассажира нормой подп. 1.2 п. 1 предусмотрен верхний предел имущественной ответственности перевозчика, составляющий также 2 миллиона рублей. Предусмотрено, что размер компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью пассажира может превышать обозначенные пределы, если это определено в договоре воздушной перевозки либо если размеры возмещения вреда, установленные гражданским законодательством, превышают указанные размеры компенсаций (подп. 1.3).

4. Варшавской конвенцией 1929 г. (ст. 22) предусмотрено, что при международной перевозке пассажиров "ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой двести пятьдесят тысяч франков. В случае если согласно закону суда, в котором вчинен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, эквивалентная капитализированная сумма указанных платежей не может превышать двухсот пятидесяти тысяч франков". Однако отдельным соглашением сторон договора может быть установлен более высокий размер ответственности. При этом суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных.

5. Пунктом 2 комментируемой статьи установлены пространственные и временные рамки ответственности перевозчика, предусмотренной данной статьей: с момента окончания прохождения предполетного досмотра до момента, когда пассажир покинул аэродром (но еще не аэропорт). Эти положения совпадают с установлениями Варшавской конвенции: "Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке" (ст. 17 Конвенции).


Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире


Комментарий к статье 118


1. Порядок принятия груза и багажа к перевозке и их выдачи регулируется в разд. X "Перевозка багажа", XII "Выдача зарегистрированного багажа", XIV "Прием груза к перевозке", XVIII "Выдача груза" ФАП воздушных перевозок. В соответствии со ст. 18 Варшавской конвенции 1929 г. "воздушная перевозка... охватывает период времени, в течение которого багаж или товар (груз) находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте, в случае посадки вне аэродрома".


2. Вещи, находящиеся при пассажире, - это его одежда и ручная кладь. Пунктом 133 ФАП воздушных перевозок установлено, что в качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Пункт 134 этих ФАП устанавливает, что пассажир обязан заботиться о сохранности ручной клади и вещей, перевозимых в салоне воздушного судна, а при выходе обязан забрать с собой размещенные на борту воздушного судна ручную кладь и вещи.

3. Перевозчик не будет отвечать за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если он докажет, что: 1) они не были результатом умышленно совершенных действий (бездействия) перевозчика; 2) произошли не во время воздушной перевозки; 3) перевозчик принял все необходимые меры к предотвращению причинения вреда или принятие таких мер было невозможно.


Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире


Комментарий к статье 119


1. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, установлен для: 1) багажа или груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности (при этом с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная оплата); 2) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но в пределах 600 рублей за 1 кг; 3) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, но в пределах 11 000 рублей.

Федеральным законом от 04.12.2007 N 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" предел размера ответственности, ранее установленный в подп. 2 и 3 п. 1 настоящей статьи в МРОТ, заменен на указанные суммы.

2. Статьей 22 Варшавской конвенции 1929 г. предусмотрено:

"Пункт 2: а) при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения;

б) в случае утери, повреждения или задержки части зарегистрированного багажа, или товаров, или какого-либо предмета, входящего в их состав, вес, который должен приниматься во внимание при определении суммы, которой ограничивается ответственность перевозчика, должен быть только общим весом указанного веса или мест. Однако когда утеря, повреждение или задержка зарегистрированного багажа, или груза, или какого-либо предмета, входящего в их состав, сказываются на стоимости других мест, включенных в ту же самую багажную квитанцию или в тот же самый воздушно-перевозочный документ, то общий вес такого места или мест должен также приниматься во внимание при определении предела ответственности.