Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1420

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пункт 3. В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика ограничивается пятью тысячами франков с пассажира".


Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза


Комментарий к статье 120


1. Комментируемой статьей установлен конкретный размер имущественной ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения. Ответственность за просрочку доставки почты регламентирована в ст. 122 ВК. Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" определено, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

2. Обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности за просрочку доставки, является непреодолимая сила (форс-мажор), а для пассажирских перевозок - и необходимость устранения угрожающей жизни или здоровью пассажиров неисправности воздушного судна. Под иными обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, кроме форс-мажора, следует понимать виновные действия пассажиров и/или грузоотправителей.

Следует отметить, что неисправность воздушного судна, угрожающую жизни или здоровью пассажиров, правильно было бы удалить из числа обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика. На самом деле это прямая вина перевозчика.

3. В Гражданском кодексе ответственность за нарушение срока доставки груза не установлена, в отличие от ответственности за задержку отправления пассажира и опоздание транспортного средства в пункт назначения (ст. 795 ГК). Следовательно, при осуществлении воздушной перевозки груза необходимо руководствоваться настоящей статьей.


Статья 121. Ответственность грузоотправителя


Комментарий к статье 121


Настоящая статья сформулирована в самой общей форме, следовательно, руководствоваться необходимо общими нормами о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, содержащимися в гл. 59 ГК.

Кроме того, грузоотправитель должен отвечать, прежде всего, за вред, причиненный перевозчику, а не за вред, причиненный перевозчиком, тем более что вопрос ответственности грузоотправителя за вред, причиненный перевозчиком третьим лицам, в настоящей статье урегулирован.

В любом случае грузоотправитель будет отвечать за причинение вреда перевозчику по нормам гл. 59 ГК РФ.


Статья 122. Ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты


Комментарий к статье 122


Для рассматриваемого случая специальная ответственность перевозчика не устанавливается. Руководствоваться следует правилами гл. 59 ГК, в частности устанавливающими ответственность за причиненный вред владельца источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК), а также обязанность причинителя вреда возместить вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК), и нормами об ответственности сторон гражданско-правового договора (ст. 393, 394, 401 и 796 ГК).



Статья 123. Соглашения о повышении пределов ответственности перевозчика


Комментарий к статье 123


Нормы о пределах ответственности перевозчика, содержащиеся в ст. 119, 120 и 123 настоящего Кодекса, являются диспозитивными, и в силу п. 4 ст. 421 ГК стороны договора воздушной перевозки могут своим соглашением поставить условие, отличное от предусмотренного в них, либо, при отсутствии такого соглашения, руководствоваться содержащимися в них положениями.

Однако размер санкций в любом случае не может быть ниже низшего предела, указанного в ст. 119 и 120 ВК. Вместе с тем стороны вправе предусмотреть в договоре перевозки повышение размера ответственности перевозчика. Если договором повышенный размер ответственности перевозчика не предусмотрен, пассажиры, грузоотправители или грузополучатели не вправе требовать от него возмещения причиненного вреда в большем размере, чем указано в названных статьях ВК. Статьей 22 Варшавской конвенции 1929 г. также предусмотрено, что "посредством особого соглашения перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности".

Представляется также правомерным установление перевозчиком в правилах перевозок повышенных пределов своей ответственности, поскольку это будет соответствовать предъявляемым к данным правилам требованиям: не противоречить общим правилам воздушной перевозки (ФАП воздушных перевозок) и не ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (ст. 102 ВК).


Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты


Комментарий к статье 124


1. Статья 124 определяет круг лиц, обладающих правом потребовать составления коммерческого акта о неисправной перевозке: пассажир, грузоотправитель или грузополучатель; необходимое условие для реализации данного права - предъявление перевозочных документов; лицо, обязанное составить коммерческий акт, - перевозчик. Цель составления коммерческого акта - удостоверение обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензий к лицу, виновному в неисправной перевозке. Отказ перевозчика в составлении коммерческого акта также может быть обжалован.

2. В соответствии с п. 210 ФАП воздушных перевозок коммерческим актом подтверждаются только те обстоятельства, которые перечислены в п. 2 ст. 124 ВК. Иные недостатки, связанные с воздушной перевозкой багажа и груза, должны удостоверяться в формах, предусмотренных для этих случаев законодательством.

3. Статья 797 ГК и п. 3 ст. 124 ВК устанавливают, что в случае возникновения спора с перевозчиком по поводу нарушения им договора перевозки груза или почты законодательством установлен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Несоблюдение данного порядка является основанием для оставления искового заявления без движения (ст. 128 АПК, ст. 136 ГПК), его возврата истцу (ст. 129 АПК, ст. 135 ГПК) или оставления без рассмотрения (ст. 148 АПК, ст. 222 ГПК).


4. Заявление подается в случае неисправной пассажирской перевозки, а претензия - неисправной перевозки почты (ст. 125 ВК).

Практическое исполнение требований п. 4 комментируемой статьи (подача перевозчику заявления или претензии в аэропортах пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя) представляется не всегда выполнимым, если указанные аэропорты не входят в состав одного с перевозчиком юридического лица или не являются местом нахождения юридического лица-перевозчика либо его постоянно действующих подразделений (представительств, филиалов или иных обособленных подразделений). Аэропорты, связанные с перевозчиками только договорными отношениями, не вправе принимать адресованные перевозчику претензии. Экипажи воздушных судов перевозчика (специально не наделенные полномочиями принимать претензии и заявления пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) также не являются надлежащими представителями юридического лица, обязанными принимать претензии.

5. Указание на то, что само отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска к перевозчику, не освобождает указанных лиц ни от обязанности представлять доказательства вины перевозчика в неисправной перевозке, ни от соблюдения претензионного порядка урегулирования споров. В статье 125 ВК указано, что такими документами могут быть багажная квитанция или грузовая накладная.


Статья 125. Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты


Комментарий к статье 125


1. Лицо, имеющее право на предъявление перевозчику заявления о недостатках пассажирской перевозки, - пассажир. Не следует понимать, что пассажир непременно лично должен исполнять действия по подаче заявления: эти действия могут совершать его законные представители (например, родители, усыновители, опекуны), а также представители по доверенности. Однако подаваться подобное заявление должно от имени и в интересах пассажира.

В случае неисправной перевозки багажа правом на предъявление перевозчику заявления обладает также управомоченное пассажиром лицо. Определения управомоченного лица в ВК не приводится. Таким лицом, как было сказано выше, можно считать представителя пассажира. В соответствии с п. 142 ФАП воздушных перевозок при перевозке дипломатического багажа лицом, управомоченным на подачу заявления, будет являться сторона, заключившая такой договор.

2. При грузовых и почтовых воздушных перевозках правом на предъявление к перевозчику претензии и иска обладает лицо, получающее груз или почту. Для предъявления претензий по поводу утраты, недостачи или просрочки доставки груза грузополучатель должен представить грузовую накладную. При невозможности ее представления в случае утраты груза должны представляться документ об оплате стоимости груза и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза. При повреждении (порче) груза также должен представляться коммерческий акт.


3. Документы, необходимые при предъявлении претензии или иска о неисправной почтовой перевозке организацией почтовой связи пункта назначения, в комментируемой статье не приводятся. Однако в п. 2 ст. 124 ВК предусмотрено, что в таких случаях перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт.

4. Права страховщика на предъявление требования возникают вследствие перехода к нему прав страхователя на возмещение ущерба - суброгации (ст. 965 ГК). Эти права переходят к страховщику в пределах выплаченной им суммы страхового возмещения. В соответствии со ст. 965 ГК полученное страховщиком право требования должно осуществляться им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Соответственно страховщик обязан представить документы, перечисленные в п. 1 и подп. 1 - 4 п. 2 ст. 125 ВК, и, кроме того, документы, подтверждающие заключение договора страхования (договор) и выплату страхового возмещения.


Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках


Комментарий к статье 126


1. В соответствии со ст. 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Таким образом, течение шестимесячного срока на предъявление претензии перевозчику начинается: 1) со дня, следующего после даты составления коммерческого акта; 2) с одиннадцатого дня после даты, указанной в договоре воздушной перевозки груза; 3) со дня, следующего за датой доставки почты, указанной в договоре воздушной перевозки почты; 4) со дня, следующего за наступлением события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Непредъявление претензии в указанный законом срок не лишает потерпевшую сторону права на возмещение причиненного ущерба. Перевозчик, претензия к которому поступила по истечении срока, установленного комментируемой статьей, обязан вернуть ее без рассмотрения либо принять к рассмотрению, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.


Статья 127. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках


Комментарий к статье 127


1. Норма п. 1 названной статьи отражает положения ст. 26 Варшавской конвенции 1929 г.: "2. В случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда и самое позднее в течение семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения товаров. В случае опоздания протест должен быть произведен не позднее чем через 21 день, считая со дня, когда багаж или груз были переданы в его распоряжение".

Следует обратить внимание на иные положения названной статьи Варшавской конвенции 1929 г., устанавливающие порядок урегулирования споров при международной перевозке, поскольку в силу ст. 3 ВК правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. В частности, п. 1 определяет, что получение багажа и товаров (грузов) получателем без возражений составит предположение, впредь до доказательства противного, что товары были доставлены в надлежащем состоянии и согласно перевозочному документу. Пункт же 4 устанавливает, что при отсутствии возражения в установленные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего.


2. В пункте 1 ст. 18 Варшавской конвенции 1929 г. предусмотрено, что "перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки". Однако прямого указания на то, в какой срок должна быть предъявлена претензия при утрате (уничтожении) багажа, груза или почты, нет. Следовательно, установление такого срока в комментируемой статье не противоречит положениям указанной Конвенции и ст. 3 ВК.


Статья 128. Начало течения срока исковой давности


Комментарий к статье 128


1. Обязанность перевозчика рассмотреть претензию в тридцатидневный срок не означает его обязанности принимать претензию к рассмотрению, если срок для предъявления претензий, установленный в соответствии с правилами ст. 126, 127 ВК, предъявителем претензии пропущен (см. комментарий к ст. 126 ВК). Однако оставление претензии без рассмотрения, в том числе в случае предъявления ее с нарушением установленного для этого срока, не препятствует предъявлению иска, поскольку оставление претензии без рассмотрения фактически означает отказ в ее удовлетворении и в соответствии с правилами п. 2 комментируемой статьи течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об оставлении претензии без рассмотрения.

2. В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Его течение начинается на следующий день после получения ответа от перевозчика об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а также об оставлении претензии без рассмотрения. В случае частичного удовлетворения перевозчиком требований, изложенных в претензии, в указанный срок может быть предъявлен иск о взыскании ущерба в части, не признанной перевозчиком.

Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрен также вариант, когда ответ от перевозчика отсутствует. В этом случае течение срока исковой давности начинается на 46 день после получения перевозчиком претензии.

3. При международной перевозке, как гласит п. 1 ст. 29 Варшавской конвенции 1929 г., "иск об ответственности должен быть возбужден под страхом утраты права на иск, в течение двух лет с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки". При этом в п. 2 указанной статьи Конвенции установлено, что "порядок исчисления срока определяется законом суда, в котором вчинен иск", т.е. при рассмотрении дела российскими судами - по правилам ст. 128 ВК. Статьей 28 Варшавской конвенции 1929 г. подсудность по спорам из неисправных международных воздушных перевозок определяется "по выбору истца, в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо перед судом места назначения", а процедура его рассмотрения "определяется законом суда, в котором вчинен иск".