Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2640

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сертификации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

сертификации юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов;

сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

сертификации юридических лиц, обеспечивающих использование надлежащего бортового и наземного авиационного оборудования, включая технические средства обеспечения авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов;

сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности;

сертификации юридических лиц, обеспечивающих безопасность полетов в части поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов;

инспекции гражданских воздушных судов (включая экземпляр воздушного судна, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения и единичный экземпляр аэростатического воздушного судна авиации общего назначения) с целью оценки их летной годности по решению руководителя службы.

Положение устанавливает порядок рассмотрения документации и принятия решений по вопросам первоначальной выдачи и аннулирования сертификатов соответствия.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года N 11 утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" <15>.

--------------------------------

<15> Российская газета. 13.05.2003. N 88.


Пункт третий комментируемой статьи дополнен положением в соответствии с которым представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел принимают участие в организации и проведении обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, а также аттестации их работников.


Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации


Комментарий к статье 9


Законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <16>, в соответствии с которым лицензированию подлежат, в частности, перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики, деятельность по обеспечению авиационной безопасности.


--------------------------------

<16> СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.


Кроме того, лицензированию подлежат: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

В соответствии с указанным Федеральным законом Правительство РФ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 <17> утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, которые действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.

--------------------------------

<17> СЗ РФ. 02.02.1998. N 5. Ст. 622.


Поскольку такого закона еще нет, в соответствии с указанными Правилами лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

д) деятельность общественных объединений в области авиации:

- по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;

- по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.

В соответствии с указанными Правилами лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями. Лицензирование деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и перевозке воздушным транспортом грузов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта <18>.


--------------------------------

<18> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 N 396.


Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 <1> утверждены:

--------------------------------

<19> СЗ РФ. 10.06.2002. N 23. Ст. 2159.


Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Положение о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.


Статья 10. Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование


Комментарий к статье 10


В соответствии с Приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" <20> орган по сертификации может ввести ограничения в действие, приостановить действие сертификата эксплуатанта или аннулировать сертификат эксплуатанта.

--------------------------------

<20> Российская газета. 13.05.2003. N 88.


Основаниями для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта могут являться:

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность, например:

а) выполнение полетов на неисправном воздушном судне, с недействительным сертификатом летной годности или без судовых документов. Эксплуатация воздушных судов, двигателей или их агрегатов сверх установленных ресурсов и сроков службы;

б) выполнение полетов на воздушном судне, не разрешенном к эксплуатации в соответствии с ограничениями, предусмотренными частью "В" эксплуатационных спецификаций;

в) допуск к выполнению полетов или обслуживанию авиационной техники лиц из числа авиационного персонала, не имеющих специальной подготовки и/или соответствующего сертификата (свидетельства);

г) нарушение эксплуатантом установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей;

д) выполнение полета с неполным составом летного экипажа в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного руководством по летной эксплуатации воздушного судна;

е) невыполнение требований и норм по сбору, обработке и анализу полетной информации;

ж) нарушение правил организации, обеспечения и производства полетов, приведшее к авиационному происшествию;

з) нарушение установленных обязательных требований, в том числе порядка поддержания и повышения квалификации членов летного и кабинного экипажей воздушных судов;

и) сокрытие событий, угрожающих безопасности полетов и подлежащих служебному расследованию в соответствии с установленным порядком;


к) внесение изменений в конструкцию воздушных судов, снижающих уровень авиационной безопасности;

л) перевозка пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, не прошедших предполетный досмотр;

м) нарушение установленного порядка перевозки оружия, сданного пассажирами на временное хранение на период полета;

н) нарушение эксплуатационных ограничений по перевозке пассажиров, багажа или грузов. Сверхнормативная загрузка грузовой или пассажирской кабины воздушного судна;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации Российской Федерации;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом установленных сертификатом эксплуатанта и эксплуатационными спецификациями условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов;

невыполнение эксплуатантом указаний органа по сертификации, данных в пределах его компетенции, по устранению в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности;

ухудшение основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, в том числе задолженность в Пенсионный фонд Российской Федерации по начислению страховых взносов сверх ставки единого социального налога (взноса), предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" <21>, а также задолженность по уплате сборов за аэронавигационное обслуживание;

--------------------------------

<21> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4561.


прекращение действия условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, содержащихся в основных данных и необходимой документации заявки на сертификацию, на основании которых были выданы сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (расторжение или окончание сроков действия договоров аренды воздушных судов, договоров на техническое обслуживание воздушных судов, договоров на обеспечение полетов, окончание действия сертификатов летной годности воздушных судов);

отсутствие у эксплуатанта во владении на любых законных основаниях исправных воздушных судов;

письменное заявление эксплуатанта.

Возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью, отсутствие реальных перспектив восстановления платежеспособности организации либо отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана восстановления платежеспособности могут служить основанием для введения ограничения действия сертификата эксплуатанта.


Основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта является факт авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с воздушным судном эксплуатанта.

По истечении трех месяцев приостановления действия сертификат эксплуатанта подлежит аннулированию.

Решение о введении ограничений в действие, приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта принимается органом по сертификации на основании акта проверки эксплуатанта специально уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, акта инспекционной проверки или заключения, составленного органом по сертификации. Такое решение вступает в силу с даты его регистрации в Государственном реестре ССГА.

Аннулированный сертификат эксплуатанта не восстанавливается.

Эксплуатант вправе в установленном порядке подать жалобу на решение органа по сертификации о введении ограничений в действие, приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта в Центральный орган ССГА, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Что касается лицензии, то в соответствии с Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случаях:

а) представления лицензиатом соответствующего заявления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

г) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности предприятия, учреждения или организации, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Федеральной налоговой службы.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия считается возобновленной после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он сообщает лицензиату и органам Федеральной налоговой службы.

Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации.