Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 7


Комментируя данную статью, необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Впредь до его принятия в соответствии со ст. 4 Вводного закона <*> на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 <**> и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности" <***>. В частности, в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

<**> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

<***> Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697.


Предприятия воздушного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Указанным Постановлением установлено также, что объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Кроме того, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ. Оно может делегировать министерствам и ведомствам в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

- заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;


- утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений;

- заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров.

Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.


Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации


1. Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

2. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

3. Обязательные сертификация и аттестация осуществляются специально уполномоченными органами, на которые возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации. Требования к проведению обязательных сертификации и аттестации и порядок их проведения, установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

4. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.


Комментарий к статье 8


Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификации осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающие сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (приложения к Конвенции) установили, что юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.


Система сертификации гражданской авиации (далее - ССГА) создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <*> и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации. Указанный ФЗ утратил свою силу с 1 июля 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <**> (далее - Федеральный закон), который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также оценке соответствия.

--------------------------------

<*> Российская газета от 25 июня 1993 г.

<**> Российская газета от 31 декабря 2002 г. N 245.


В соответствии с положениями Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение составляют случаи отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этом случае обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Кроме того, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Необходимо отметить, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:


защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Со дня вступления в силу Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Поскольку со дня вступления в действие Федерального закона прошло не так много времени, соответствующие нормативные акты, призванные урегулировать вопросы сертификации продукции и услуг, находятся в стадии разработки.

На территории Российской Федерации действуют Федеральные авиационные правила "Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88 <*> (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24 июля 2001 г. N 2812). Указанный документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Он предназначен для применения участниками ССГА и разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и другими нормативными актами. В соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ). Проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.

--------------------------------

<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 32.


Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами ее нормативной базы.

Целью сертификации являются создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ.


В целях реализации положений комментируемой статьи разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения сертификации, а также устанавливающих сертификационные требования к организациям, учреждениям, объектам, подлежащим обязательной сертификации.

Распоряжением Минтранспорта России от 24 июня 2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приложение N 20 <*>).

--------------------------------

<*> Не приводится.


Необходимо обратить внимание, что во исполнение требований Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации утверждено и введено в действие Положение об Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (распоряжение Минтранса России от 1 октября 2003 г. N НА-292-р). Положение устанавливает порядок организации работы Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - Апелляционная комиссия ЦО ССГА), ее организационную структуру, функции, права, обязанности, ответственность и порядок рассмотрения поданных участниками сертификации апелляций. Апелляционная комиссия ЦО ССГА создана с целью рассмотрения и принятия решения по спорным вопросам между участниками сертификации в Системе сертификации в ССГА.

Основной задачей Апелляционной комиссии ЦО ССГА является рассмотрение апелляций (жалоб, претензий) заявителей, связанных с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.


Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации


1. Лицензированию подлежат:

1) деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

деятельность по обслуживанию воздушного движения, а также по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

2) деятельность общественных организаций в области авиации по:

подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;