Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3024

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306 <*> запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1702.


Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;

нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", к таким противоправным действиям можно, в частности, отнести:

посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.


Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации



Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.


Комментарий к статье 5


Статья уточняет круг отношений, который регулируется нормами воздушного законодательства Российской Федерации. Назначением норм воздушного законодательства является регулирование отношений, возникающих в связи с использованием воздушного пространства, с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации. Приоритетными нормами, выступающими в качестве "регуляторов" указанных отношений, Воздушный кодекс РФ определил нормы, предусмотренные международным договором Российской Федерации.

Участниками регулируемых воздушным законодательством отношений являются граждане и юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности, регулируемой воздушным законодательством и на которые возложена ответственность этого органа. В регулируемых воздушным законодательством отношениях участвуют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в зависимости от принадлежности имущества авиации.


Статья 6. Понятие специально уполномоченных органов


В целях настоящего Кодекса под специально уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.


Комментарий к статье 6


Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации" <*> Министерство обороны РФ наделено правом осуществления полного государственного регулирования использования воздушного пространства. При этом Федеральная служба воздушного транспорта России осуществляет государственное регулирование использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.


--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3077.


Министерство транспорта и связи Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года <*>, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, который включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 235.


Однако необходимо отметить, что в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <*> (приложение N 1) утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой Министерство транспорта и связи Российской Федерации упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить в 2-месячный срок положения о федеральных органах исполнительной власти. Представляется, что функции Министерства транспорта Российской Федерации в области гражданской авиации будут возложены на Министерство транспорта и связи Российской Федерации. Такими функциями могут быть:

--------------------------------

<*> Официальной публикацией данного документа является публикация в "Российской газете" N 50 от 12 марта 2004 года (Российская газета. N 50. 12.03.2004. С. 10).


- утверждение номенклатуры подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;

- участие в установленном порядке в организации и проведении сертификации категорированных и международных аэродромов, типов их оборудования, типов наземных радиотехнических средств и комплексов радиолокации, радионавигации и радиосвязи, отдельных подсистем и компонентов, автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам, а также в осуществлении производства этого оборудования;

- участие в сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, а также в процедурах признания норм летной годности и удостоверений о годности к полетам гражданских воздушных судов иностранного производства, импортируемого наземного авиационного оборудования; выдача удостоверения о годности гражданских воздушных судов к полетам (сертификаты летной годности воздушных судов);


- ведение государственных реестров гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестров лицензий, реестров федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации, баз и банков данных нормативных документов в области гражданской авиации, являющихся федеральными информационными ресурсами;

- осуществление государственного контроля обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их эксплуатации;

- участие в установленном Правительством РФ порядке в расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации и с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; организация и проведение расследования чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений гражданских воздушных судов на территории Российской Федерации, участие в расследовании таких событий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; ведение учета авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов с гражданскими воздушными судами и их повреждений;

- организация и контроль поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации;

- участие в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проведение по ним служебных расследований;

- выполнение функции государственного заказчика федеральных целевых программ развития гражданской авиации, создания и испытания авиационной и наземной техники, систем и средств организации воздушного движения, совместно с Министерством обороны РФ - программ модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждение технических условий на поставляемую серийную технику;

- утверждение по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации программ и планов оснащения гражданских органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации средствами радиолокации, радионавигации и радиосвязи, автоматизированными комплексами, предназначенными для планирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения, а также программ и планов оснащения гражданских воздушных судов средствами государственного радиолокационного опознавания;

- выполнение функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключение с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании;


- организация взимания платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределение полученных средств между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществление контроля за целевым и эффективным их использованием;

- установление формы перевозочных документов (билета, багажной квитанции, грузовой накладной), удостоверяющих заключение договора о перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза; формы почтовой накладной, удостоверяющей договор о перевозке почты воздушным транспортом;

- утверждение в установленном порядке правил формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов (включая разработку и утверждение их перечня) в области гражданской авиации;

- утверждение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями - тарифов на международные перевозки;

- установление классификации районов воздушного пространства по видам обслуживания воздушного движения;

- участие в разработке и реализации планов развития системы контроля воздушного пространства, создании единых радиолокационных и радионавигационных полей, полей радиосвязи;

- организация и осуществление контроля летной работы, выдача сертификатов (свидетельств) авиационному персоналу гражданской авиации;

- разработка и организация выполнения мероприятий по развитию материально-технической базы для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и топливозаправочных комплексов;

- согласование с полномочными государственными органами гражданской авиации других государств маршрутов и частоты полетов, типов воздушных судов и предоставляемых емкостей, квот на международные воздушные перевозки и условий их выполнения;

- утверждение в установленных случаях требований к состоянию здоровья авиационного персонала, организация и совершенствование проведения врачебно-летной экспертизы и оказание лечебно-профилактической помощи;

- осуществление организационно-методического руководства авиационной медициной и координации деятельности в области охраны труда и медицинского обслуживания работников в сфере гражданской авиации;

- осуществление функции головной организации по обеспечению участия Российской Федерации в Международной организации гражданской авиации; обеспечение деятельности Комиссии Российской Федерации по делам Международной организации гражданской авиации.


Статья 7. Принадлежность имущества авиации


Имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда.