Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3656

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ с 1 января 2009 г. утрачивает силу ст. 231 Кодекса, предусматривающая блокировку расходов бюджета. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства РФ, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона.


Статья 302. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление


Комментарий к статье 302


В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Действие указанной ст. 236 Кодекса согласно ее п. 2 не распространяется на Россию и субъекты РФ, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ. Там же установлено, что порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

КоАП РФ административной ответственности непосредственно за деяния, прямо перечисленные в комментируемой статье, не предусматривает. Следовательно, в случае нарушения запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление могут быть применены такие меры принуждения, как изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.


Статья 303. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов


Комментарий к статье 303


КоАП РФ предусматривает административную ответственность только должностных лиц банка или иной кредитной организации и только за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (см. комментарий к ст. 304 Кодекса). Следовательно, в случае совершения деяний, указанных в комментируемой статье, может быть осуществлено только изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты.


Статья 304. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов


Комментарий к статье 304


Статья 15.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд). Указанные деяния влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ.


В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.8 КоАП РФ, рассматривают судьи. Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно ст. 28.3 Кодекса уполномочены должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2), должностные лица таможенных органов (п. 12 ч. 2) и должностные лица ГВБФ (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие ГВБФ) (ч. 5).

В статье 133 части первой НК РФ (в ред. от 27 июля 2006 г.) предусмотрена ответственность банка за нарушение установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога (сбора): взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

В отношении нормы комментируемой статьи высшие судебные органы выразили различную позицию:

Пленум ВАС России в п. 46 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предписал исходить из того, что в соответствующих случаях ст. 133 НК РФ подлежит применению вместо ст. 304 Кодекса, поскольку в силу ст. ст. 1 и 41 Кодекса налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству;

согласно же правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О <1>, норма комментируемой статьи имеет самостоятельное значение и предусматривает взимание с банков пени как восстановительной меры. В совокупности с положением абз. 8 п. 2 ст. 284 Кодекса, согласно которому пени в данном случае взыскиваются в бесспорном порядке, ст. 304 Кодекса, по мнению КС России, гарантирует своевременное исполнение банками платежных поручений на уплату налогов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 625.


Статья 305. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств


Комментарий к статье 305


В соответствии с п. 2 ст. 155 Кодекса обслуживание счета бюджетов является бюджетным полномочием Банка России. Однако в п. 1 ст. 156 Кодекса предусмотрено, что кредитные организации выполняют указанную функцию в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанной функции. Кроме того, согласно п. 1 ст. 156 Кодекса кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).


КоАП РФ не предусматривает административной ответственности непосредственно за деяния, прямо перечисленные в комментируемой статье. Следовательно, в случае совершения таких деяний могут быть лишь взысканы пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.


Статья 306. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам


Комментарий к статье 306


Согласно п. 4 ст. 219 Кодекса получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Как установлено в п. 5 ст. 219 Кодекса, санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Кодекса.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований. Однако согласно Закону 2007 г. N 63-ФЗ данное положение п. 5 ст. 219 Кодекса вступает в силу только с 1 января 2009 г. С 1 января по 31 декабря 2008 г. оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам в соответствии с указанным Законом осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

КоАП РФ не предусматривает административной ответственности непосредственно за деяния, прямо перечисленные в комментируемой статье. Следовательно, в случае совершения таких деяний может быть лишь вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.


Часть пятая. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 307. Введение в действие настоящего Кодекса


Комментарий к статье 307


Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно ст. 4 которого (в ред. от 22 октября 1999 г.) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".


Текст Кодекса опубликован в:

"Российской газете" - N 153, 154 от 12 августа 1998 г.;

"Собрании законодательства Российской Федерации" - выпуск N 31 от 3 августа 1998 г., ст. 3823.

Положение о том, что официальным опубликованием федерального закона также считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", включено в ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в соответствии с Законом 1999 г. N 185-ФЗ, т.е. после принятия Кодекса.

Следует отметить, что ни обязательность, ни возможность повторного опубликования в официальных изданиях полного текста федерального закона, в который внесены изменения, Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не предусматривает. Достаточно лишь официального опубликования федерального закона, которым внесены изменения в ранее изданный федеральный закон. В этой связи уместно упомянуть об Определении КС России от 20 декабря 2005 г. N 515-О <1>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму ст. 4 названного Закона, допускающей действие закона без повторного опубликования его полного текста в официальных изданиях после внесения в него изменений и дополнений. Соответственно, текст Кодекса повторно (в связи с принятием федеральных законов, внесших в него изменения) официально не опубликовывался.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Необходимость иного порядка вступления в силу Кодекса объясняется тем, что предусмотренное им реформирование всей бюджетной системы РФ должно проводиться поэтапно.

В статье 1 Закона о введении в действие Кодекса установлено - ввести в действие Кодекс с 1 января 2000 г., за исключением положений, для которых названным Законом определены иные сроки введения в действие.

В статье 8 Закона о введении в действие Кодекса (в ред. от 9 июля 2002 г. <1>) определен порядок применения Кодекса к правоотношениям в зависимости от того, возникли они до 1 января 2000 г. или после:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787.


Кодекс применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие;

положения Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";


по бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие Кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие;

к отношениям, возникшим из договоров, одной из сторон которых является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления, в том числе из договоров (контрактов) о поставке продукции, выполнении работ и об оказании услуг, а также к отношениям по предоставлению бюджетных ссуд, кредитов и бюджетных инвестиций, которые возникли и не прекратились до 1 января 2000 г., применяются нормы Кодекса.

Согласно ст. 2 Закона о введении в действие Кодекса признаны утратившими силу с 1 января 2000 г.:

Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и законы, которыми вносились изменения и дополнения в Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР";

Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу";

Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";

Закон РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления";

Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям";

статья 1 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации":

законодательные акты РФ, действующие на территории России и не вошедшие в приведенный перечень, действуют в части, не противоречащей Кодексу;

законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу;

изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ и применяемые на территории России нормативные акты СССР по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 18 Кодекса), в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ признан утратившим силу Закон о бюджетной классификации и федеральные законы, вносившие в него изменения. В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ. Принятие данного Закона требует внесения изменений в Федеральные законы "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".