Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3719

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по выбору субъекта РФ консолидации подлежат неуплаченные суммы основного долга, процентов и комиссий, исчисленные до конца срока погашения кредита, либо просроченная задолженность по погашению суммы основного долга, уплате процентов и комиссий, взятые на 1-е число месяца, в котором заключено соглашение о реструктуризации (ч. 3);

на остаток консолидированной задолженности ежегодно начисляются и уплачиваются субъектами РФ проценты за пользование средствами федерального бюджета в размере 2% годовых (ч. 4);

условия и порядок переоформления и реструктуризации обязательств устанавливаются Правительством РФ (ч. 5).

11. Норма п. 11 комментируемой статьи применительно к исполнению федерального бюджета ранее ежегодно устанавливалась федеральным законом о федеральном бюджете. Так, статьей 105 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. Правительство РФ наделялось правом в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством РФ о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), принимать решения о заключении мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности должников по денежным обязательствам перед Россией, способами, предусмотренными законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2007 г. N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" <1> предусматривалось, что решения о заключении таких мировых соглашений принимает Минфин России, устанавливая при этом условия и способы урегулирования задолженности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1240.


Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам


Комментарий к статье 93.3


1. Комментируемая статья введена Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Ранее предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета регулировалось положениями ст. 134 Кодекса, а предоставление местным бюджетам кредитов из бюджетов субъектов РФ - ст. 141 Кодекса. Наряду с уточнением порядка предоставления таких бюджетных кредитов данное изменение означает, что эти кредиты рассматриваются исключительно как источники покрытия дефицита бюджета. Особенности предоставления бюджетам субъектов РФ (как и местным бюджетам) бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), установлены в ст. 93.5 Кодекса.

Статьей 16 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. установлено, что в 2008 г. бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ предоставляются из федерального бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на эти цели, в сумме до 10,0 млрд. руб. на срок, не выходящий за пределы 2008 г., для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.


При этом установлена плата за пользование указанными бюджетными кредитами:

1) на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, - в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита;

2) на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, - по ставке 0%.

Кроме того, предусмотрено, что предоставление, использование и возврат субъектами РФ указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 160 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также использования и возврата бюджетами субъектов Российской Федерации указанных бюджетных кредитов <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1242.


2 - 4. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, а п. 3 - предоставление бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов. Если положения п. 2 комментируемой статьи большей частью воспроизводят нормы ст. 141 Кодекса в ранее действовавшей редакции, то п. 3 содержит новацию.

Бюджетные кредиты предоставляются местным бюджетам (в том числе бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов) на срок до одного года. При этом ограничение данного срока периодом текущего финансового года не установлено.

Основания, условия предоставления, использования и возврата кредитов устанавливаются:

кредитов из бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;

кредитов из бюджета муниципального района - муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

В случае невозврата кредитов в установленные сроки остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается:

кредитов из бюджета субъекта РФ - за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет;

кредитов из бюджета муниципального района - за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.


О доходах местных бюджетов от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, см. комментарий к ст. ст. 58, 61, 61.1 и 61.2 Кодекса.

Порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, согласно п. 4 комментируемой статьи устанавливают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных районов. При этом учитываются общие требования, определяемые Минфином России.


Статья 93.4. Особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией


Комментарий к статье 93.4


1. Комментируемая статья введена в Кодекс в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Ранее положения, аналогичные нормам п. п. 1 - 3 комментируемой статьи, закреплялись ежегодно принимаемым федеральным законом о федеральном бюджете (например, в ст. ст. 72 - 74 Закона о федеральном бюджете на 2007 г.).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат зачислению в федеральный бюджет. Разница между такими средствами и суммой предоставленных средств на возвратной и возмездной основе согласно п. 1 ст. 94 Кодекса является источником финансирования дефицита федерального бюджета.

Аналогично норме п. 1 комментируемой статьи средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета, а также плата за пользование ими подлежат зачислению соответственно в бюджет субъекта РФ, местный бюджет.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен порядок перечисления (взыскания) в федеральный бюджет сумм средств при нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Россией государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам.

Суммы средств удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам). Более детально порядок перечисления (взыскания) в федеральный бюджет сумм устанавливает Минфин России.

Порядок взыскания средств в случае, если предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ не погашены в установленные сроки, производится в п. 1 ст. 93.3 Кодекса.

3. Правом требования от имени России возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Россией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность РФ, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи наделяется Минфин России.


При этом предусмотрено, что Минфин России вправе осуществлять работу по возврату задолженности с участием агентов Правительства РФ.

Статьей 26 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (п. п. 1 и 4 ч. 5) предусмотрено, что по поручению Правительства РФ функции агентов Правительства РФ, в том числе по представлению интересов России в судах, могут выполнять следующие организации:

Внешэкономбанк, открытые акционерные общества "Российский банк развития", "Российский сельскохозяйственный банк" - по вопросам обеспечения возврата задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Россией, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со ст. 16 названного Закона (об указанных бюджетных кредитах см. комментарий к ст. 93.3 Кодекса);

открытые акционерные общества "Росагроснаб" и "Российский сельскохозяйственный банк" - по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

4. Понятие исковой давности определено в ст. 195 части первой ГК РФ: исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В пункте 4 комментируемой статьи установлен перечень требований России, на которые исковая давность не распространяется, что является новеллой. В условиях действия прежней редакции Кодекса Пленум ВАС России в п. 9 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 давал следующие разъяснения:

Кодекс не содержит положений, исключающих распространение исковой давности на рассматриваемые отношения (ст. 208 части первой ГК РФ). При заявлении должником об истечении срока исковой давности суд, применяя исковую давность, должен проверять наличие обстоятельств, с которыми закон связывает перерыв срока давности (ст. 203 части первой ГК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 12 ноября 2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности");

предъявление уполномоченными органами исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ инкассовых поручений на бесспорное списание не прерывает течения срока исковой давности, поскольку для перерыва течения срока исковой давности требуется предъявление иска (ст. 203 части первой ГК РФ).


Статья 93.5. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)



Комментарий к статье 93.5


1. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований России, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций. Там же определено, что:

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

В п. 1 комментируемой статьи установлено, что за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) бюджетные кредиты могут предоставляться субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований России. В пункте 1 ст. 108 Кодекса определено, что указанная программа представляет собой перечень всех внешних заимствований России на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что в программе государственных внешних заимствований России должны быть отражены цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.

Статьей 16 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ч. 4) установлено, что в 2008 г. бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) предоставляются из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в сумме до 2779,1 млн. руб. Предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) в 2009 и 2020 гг. запланировано в объеме 2192,9 и 1792,9 млн. руб. соответственно.