ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3764
Скачиваний: 2
Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году, согласно п. 2 ст. 179.2 Кодекса направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.
Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году. Как определено в ст. 6 Кодекса, временный кассовый разрыв - это прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, и на сокращение заимствований.
Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
Комментарий к статье 95
1 - 2. Выше говорилось (см. комментарий к ст. ст. 23 и 94 Кодекса), что в рамках новой бюджетной классификации РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
В отличие от ранее действовавшей редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменения Законом 2007 г. N 63-ФЗ) установлено, что в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта РФ подлежат отражению поступления, уменьшенные на соответствующие расходы. Следует также отметить, что ранее действовавшая редакция статьи не предусматривала источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Имевшиеся в Кодексе пробелы в части осуществления субъектами РФ заимствований в иностранной валюте восполнены Законом 2007 г. N 63-ФЗ.
Привлечение заемных средств субъектом РФ предусмотрено ст. 26.21 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.): субъект РФ вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг субъекта РФ, в порядке, установленном законами субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает единственное направление возможного использования остатков средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года: покрытие временных кассовых разрывов в текущем финансовом году. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, временный кассовый разрыв - это прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Объем остатков средств бюджета субъекта РФ, направляемых на покрытие временных кассовых разрывов, подлежит определению в законе субъекта РФ (как представляется, речь идет о законе субъекта РФ о бюджете).
Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета
Комментарий к статье 96
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только источники внутреннего финансирования. Как выше говорилось (см. комментарий к ст. ст. 23 и 94 Кодекса), в рамках новой бюджетной классификации РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Муниципальные заимствования предусмотрены в ст. 64 Закона о местном самоуправлении: муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным ОМСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных ОГВ.
Комментируемая статья предусматривает единственное направление возможного использования остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года: покрытие временных кассовых разрывов в текущем финансовом году. Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, временный кассовый разрыв - это прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Объем остатков средств местного бюджета, направляемых на покрытие временных кассовых разрывов, подлежит определению в правовом акте представительного органа муниципального образования (как представляется, речь идет о решении о бюджете).
Глава 13.1. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Комментарий к главе 13.1
Глава 13.1 Кодекса (статьи 96.1 - 96.5), определявшая механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ, введена Законом 2003 г. N 184-ФЗ, принятым в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2003 г. "О бюджетной политике в 2004 году" <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. указано на необходимость продолжения политики аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета в Стабилизационном фонде РФ. Как отмечено в Бюджетном послании, средства Стабилизационного фонда РФ сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде РФ с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема ("фонд будущих поколений"). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП.
В рамках данного поручения Законом 2007 г. N 63-ФЗ гл. 13.1 из Кодекса исключена и введена гл. 13.2, предусматривающая использование в бюджетном планировании методологии "ненефтегазового баланса". Данная методология в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательства в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений предусматривает раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, а также определяет механизм формирования и использования Резервного фонда и Фонда будущих поколений. В свою очередь, в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. Законом 2007 г. N 247-ФЗ в Кодекс и Закон 2007 г. N 63-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого Закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина "Фонд будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния", а также уточняющих направления использования Фонда национального благосостояния.
Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г.
Объем зачисления средств Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд исчисляется как 10% прогнозируемого на 2007 г. объема ВВП, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 гг., представляемого в составе документов и материалов в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года". Оставшиеся средства Стабилизационного фонда РФ зачисляются в Фонд национального благосостояния.
Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2008 г., за исключением средств Стабилизационного фонда РФ и остатков, по которым Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" или международным договором РФ установлен иной порядок их использования, а также остатков в объеме до одной двенадцатой утвержденных на 2008 г. указанным Законом общего объема расходов федерального бюджета, в срок, не превышающий 15 дней после дня рассмотрения Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 г., зачисляются:
в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", и его накопленным объемом на дату перечисления;
в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.
Зачисление средств осуществляется со счетов по учету средств Стабилизационного фонда РФ, открытых в валюте России и иностранной валюте, на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в валюте России и в иностранной валюте.
Счета по учету средств нефтегазовых доходов, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния открываются Федеральному казначейству в Банке России в срок не позднее 20 января 2008 г.
Средства федерального бюджета в размере поступивших в 2008 г. в федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда РФ:
в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (см. комментарий к ст. 96.9 Кодекса), и его накопленным объемом на дату перечисления;
в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных средств, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.
Глава 13.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Комментарий к статье 96.6
1. Выше говорилось (см. комментарий к гл. 13.1 Кодекса), что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются "преемниками" Стабилизационного фонда РФ, механизм формирования и использования которого был определен в соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2003 г. N 184-ФЗ.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного Закона, общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ является высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Доля топливной промышленности в структуре промышленного производства России достигает 20%, топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского экспорта, около 35% доходов федерального бюджета формируется за счет платежей, поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие три - пять лет. Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть.
Преобразование в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Соответственно, комментируемая глава закрепляет новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов. Конкретные параметры данного порядка прямо названы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.: все нефтегазовые доходы предполагается разделить на три составляющие:
первое - это Резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией;