Файл: БК_комм_Борисов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3729

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Средства Резервного фонда используются в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, предусмотренном в п. 2 ст. 96.8 Кодекса. При этом согласно п. 4 комментируемой статьи федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должен быть утвержден предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи допускается использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Использование средств Резервного фонда на указанные цели предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В связи с этим следует отметить, что в п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрено право Правительства РФ в 2008 г. принимать решения о направлении средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

6. Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет Минфину России право в ходе исполнения федерального бюджета использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Такое право Минфин России реализует в случае недостаточности для осуществления нефтегазового трансферта фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета. Порядок реализации данного права Минфином России устанавливает Правительство РФ.


Статья 96.10. Фонд национального благосостояния


Комментарий к статье 96.10


1. Комментируемая статья в ранее действовавшей редакции посвящалась Фонду будущих поколений, который, как говорилось выше (см. комментарий к гл. 13.1 Кодекса), первоначально должен был стать "преемником" Стабилизационного фонда РФ в той части, которая формируется сверх объема, предназначенного для минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть и газ. Название Фонда предопределялось концептуальным изменением в подходе к сбережению доходов от исчерпаемых сырьевых ресурсов с целью не только сгладить краткосрочные колебания их цен, но и обеспечить будущие поколения достаточным запасом средств для поддержания уровня расходов при исчерпании углеводородных запасов.

Однако Законом 2007 г. N 247-ФЗ в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию термин "Фонд будущих поколений" заменен на термин "Фонд национального благосостояния", а в качестве направлений использования Фонда определены обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета, что направлено на обеспечение увеличения объема пенсионных накоплений граждан и надежной работы пенсионной системы в долгосрочной перспективе.


Согласно прогнозным расчетам Фонд национального благосостояния будет сформирован к 1 февраля 2008 г. в объеме 470,73 млрд. рублей. При этом имелось в виду, что часть нефтегазовых доходов 2007 г., зачисляемая в соответствии с действующим бюджетным законодательством РФ в Стабилизационный фонд РФ, в объеме до 300 млрд. руб. будет использована в 2007 г. посредством внесения изменений в Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Такие изменения внесены Федеральным законом от 2 ноября 2007 г. N 246-ФЗ <1>, которым предусмотрено использование Стабилизационного фонда РФ в целях финансового обеспечения:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5423.


1) имущественного взноса России в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 млрд. руб.;

2) имущественного взноса России в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 млрд. руб.;

3) формирования Инвестиционного фонда РФ в сумме 90 млрд. руб.

При этом Законом 2007 г. N 247-ФЗ в п. 2 ст. 78.1 Кодекса внесены изменения, согласно которым в федеральном законе о федеральном бюджете может предусматриваться такой вид субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, как имущественный взнос в государственные корпорации (см. комментарий к указанной статье).

2. Введенная Законом 2007 г. N 247-ФЗ норма п. 2 комментируемой статьи предусматривает установление в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объема средств Фонда национального благосостояния, направляемых на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета ПФР.

С учетом данной нормы Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 269-ФЗ в Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. внесено дополнение, согласно которому Правительство РФ в 2008 г. направляет дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения федерального бюджета, в объеме 138,0 млрд. рублей на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии, а в случае их недостаточности вправе использовать на эти цели средства Фонда национального благосостояния в объеме не более указанной суммы.

Соответственно, использование средств Фонда национального благосостояния в качестве источника покрытия дефицита пенсионной системы (второе из возможных направлений использования средств Фонда, указанных в п. 1 комментируемой статьи) планируется по мере пополнения данного Фонда.

3. Фонд национального благосостояния пополняется в том случае, если нефтегазовые доходы федерального бюджета превысят предусмотренный в п. 2 ст. 96.8 Кодекса размер нефтегазового трансферта и при этом накопленный объем средств Резервного фонда достиг (превысил) его нормативную величину, устанавливаемую в соответствии с п. 2 ст. 96.9 Кодекса. Иначе говоря, накопление средств в Фонде национального благосостояния за счет нефтегазовых доходов возможно только при благоприятных сценариях.


Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. В отношении управления средствами Фонда см. комментарий к ст. 96.11 Кодекса.


Статья 96.11. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния


Комментарий к статье 96.11


1. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществляет Минфин России. Порядок осуществления Минфином России управления средствами указанных фондов устанавливает Правительство РФ.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что отдельными полномочиями по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния может наделяться Банк России. Для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния, кроме того, могут привлекаться специализированные финансовые организации. Наделение такими полномочиями осуществляется на основании договоров, заключаемых Минфином России с Банком России и специализированными финансовыми организациями. Порядок заключения таких договоров устанавливает Правительство РФ. Правительство РФ также устанавливает порядок привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния, а также требования, предъявляемые к таким организациям.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет цели управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: обеспечение сохранности средств данных Фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. В соответствии с п. 3 ст. 96.9 и п. 3 ст. 96.10 Кодекса доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются источниками формирования этих фондов.

Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., введение в действие механизма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму, что служит залогом их последующего использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов. Это определяет необходимость некоторого снижения размеров нефтегазового трансферта по завершении переходного периода 2008 - 2010 гг. (см. комментарий к ст. 96.8 Кодекса).

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.


3 - 5. В пункте 3 комментируемой статьи определены виды активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, а в п. 4 - виды активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (перечень для Фонда национального благосостояния введен Законом 2007 г. N 247-ФЗ, этим же Законом подкорректирован перечень для Резервного фонда). Данные перечни во многом совпадают. Разница лишь в том, что, во-первых, средства Резервного фонда могут размещаться только в те финансовые активы, которые номинированы в иностранной валюте, и, во-вторых, перечень финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, больше на две позиции (долговые обязательства и акции юридических лиц; паи (доли участия) инвестиционных фондов).

Согласно п. 5 комментируемой статьи требования к таким финансовым активам, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств (отдельно для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) устанавливает Правительство РФ.

Следует отметить, что изданным во исполнение ст. 96.4 Кодекса в ранее действовавшей редакции Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" <1> устанавливалось, что управление средствами Стабилизационного фонда РФ может осуществляться:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 1998.


а) путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда РФ иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и ее размещения на открытых в Банке России банковских счетах в разрешенной иностранной валюте. За пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда РФ Банк России уплачивает проценты, установленные договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда РФ;

б) путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда РФ долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.

Указанным Постановлением Правительства РФ также утвержден перечень требований к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229 Приказом Минфина России от 22 мая 2006 г. N 157 <1>:

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


утверждена нормативная валютная структура средств Стабилизационного фонда РФ;

установлены пределы допустимых отклонений фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда РФ от нормативной валютной структуры;

утвержден Порядок приведения фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда РФ в соответствие с нормативной валютной структурой.


Также в целях реализации Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229 Приказом Минфина России от 22 мая 2006 г. N 158 <1> утверждены нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Статья 96.12. Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета


Комментарий к статье 96.12


1. Пункт 1 комментируемой статьи предписывает вести учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России. Как говорилось выше (см. комментарий к гл. 13.1 Кодекса), раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета является составной частью методологии "ненефтегазового баланса", подлежащей использованию в бюджетном планировании в соответствии с комментируемой главой.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи осуществляется использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года (к данной норме отсылает и п. 4 ст. 94 Кодекса, определяющий порядок использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года).

Средства подлежат зачислению в Резервный фонд. Если при этом накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, устанавливаемой в соответствии с п. 2 ст. 96.9 Кодекса, то средства в части этого превышения подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния. Зачисление остатков средств должно быть осуществлено в срок до 1 февраля текущего финансового года.

3 - 4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Минфин России. Порядок осуществления таких расчетов и перечислений устанавливает Правительство РФ.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния согласно п. 4 комментируемой статьи осуществляется в том же порядке, который установлен для учета операций со средствами федерального бюджета.

В Законе о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. на основании требований Кодекса для операций по использованию нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также для отражения доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния выделены отдельные коды классификации доходов бюджетов РФ. Кроме того, выделены отдельные коды для операций со средствами нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рамках классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.