Файл: АПК_комм_Ярков_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 7453

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее добровольная основа такой помощи, когда ее предоставление или непредоставление, равно как и решение других, "второстепенных" вопросов о ее сроках и формах, целиком зависит от усмотрения компетентных органов запрашиваемого государства, неустойчива и может в определенный момент помешать реальному сотрудничеству.

3. Область применения и предмет поручений. Исполнение поручений иностранных судов возможно только при соблюдении материальной и территориальной компетенции арбитражного суда (см. гл. 4 АПК). В силу специализированного характера арбитражных судов в РФ они будут компетентны исполнять только поручения, которые направлены в рамках рассмотрения иностранными судами экономических споров. При определении "экономического" характера спора неизбежны расхождения между российским и иностранным правом. Приоритет должен отдаваться российскому праву в силу принципа территориального верховенства, когда только самому государству принадлежит право определения властных полномочий его властных органов. В то же время арбитражный суд, решая здесь вопрос о собственной компетенции, может принять во внимание нормы иностранного права, основываясь на правилах международной вежливости и п. 2 ст. 1192 ГК.

И наоборот, при направлении арбитражным судом РФ поручения о совершении отдельных процессуальных действий иностранному суду или иному компетентному органу следует учитывать компетенцию последнего согласно праву страны его нахождения.

4. Как правило, международные договоры о правовой помощи максимально широко определяют объект своего регулирования. Однако это далеко не всегда позволяет исключить сомнения в компетентности конкретного суда из-за расхождений в квалификации одних и тех же терминов международно-правовых актов.

Например, две Гаагские конвенции - 1965 г. и 1970 г. - ограничивают поле своего применения "гражданскими и торговыми делами", никак не раскрывая, что следует под ними понимать. Основные сложности в мировой практике вызвал вопрос о возможности использования механизмов судебного поручения, предусмотренных данными международными актами, при наличии в деле публичного элемента. Так, по сложившейся российской традиции, понятие "гражданское или торговое (коммерческое) дело" толкуется расширительно и включает экономические споры, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (см. комментарий к ст. 29 АПК). Могут ли арбитражные суды РФ при осуществлении административного судопроизводства направлять судебные поручения иностранным судам на основании названных Конвенций? В принципе, ответ должен быть положительным, хотя такая возможность будет целиком зависеть от запрашиваемой стороны и ее "терпимости". Неоднократно озвученное мнение самой Гаагской конференции и ее институтов состоит в необходимости расширительного и автономного толкования термина "гражданские и торговые дела", используемого в указанных Конвенциях <1>. В частности, механизмы Гаагских конвенций могут использоваться в таких смежных областях, как дела о банкротстве, страховые споры, трудовые и антимонопольные дела. В целом проблема расширительного толкования предмета регулирования международно-правовых договоров сама по себе не является источником нарушения их нормального функционирования, если в запрашиваемом и запрашивающем государствах признается "гибкий" подход к определению материальной области их действия. В то же время здесь следует избегать возможных конфликтов компетенции с соглашениями о правовой помощи по налоговым и административным делам.


--------------------------------

<1> Параграфы 69 - 72 Выводов и рекомендаций Специальной комиссии 2003 г. по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств и вручении документов. Цит. по: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15.11.1965 о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. М.: Волтерс Клувер, 2007; Conclusions and recommendations of the Special Commission on the practical operation of the Hague apostille, service, taking of evidence and acces to justice conventions. Permanent Bureau. February 2009. N 13 - 16.


Более очевидным следует признать решение Киевского соглашения, в котором прямо указывается, что объектом сотрудничества между государствами - участниками СНГ являются "вопросы разрешения дел, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним" (ст. 1). При этом также достаточно четко определяется понятие "хозяйствующие субъекты", под которыми понимаются "предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя..." (ст. 2).

5. Предметом "внешнего" судебного поручения может быть совершение самых различных процессуальных действий: вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен. Например, Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" говорит о таких видах судебных поручений, как: вручение документов участнику арбитражного процесса, опрос свидетелей, производство экспертизы, обеспечение иска, признание и исполнение судебного решения, взыскание судебных расходов и т.д.

Представляется, что указание на возможность организации процедур признания и исполнения (exequatur) на основании судебного поручения неверно и противоречит принципу диспозитивности. Только само заинтересованное лицо (взыскатель) может ходатайствовать о приведении в исполнение иностранного судебного решения на территории РФ или же решения арбитражного суда на территории иностранного государства. Кроме того, сама конструкция судебного поручения как механизма передачи полномочий противоречит подобному толкованию предмета поручений. Суд, рассматривающий ходатайство об экзекватуре, действует исключительно в рамках собственных автономных полномочий и не связан прямо с процедурой в иностранном государстве.

Исключение составляют лишь исполнительные документы о взыскании судебных расходов, которые в соответствии со ст. 18 Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. могут передаваться компетентным органам соответствующих иностранных государств и приниматься арбитражными судами РФ с использованием механизма судебного поручения.


Нередко сами международные соглашения определяют перечень процессуальных действий, могущих стать предметом поручения (ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г., ст. 1 Гаагской конвенции 1970 г., ст. 5 Киевского соглашения, ст. 6 Минской конвенции). На практике наиболее часто поручения используются для вручения или уведомления за рубежом о судебных документах, а также для получения доказательств.

6. Процедура. Поручение о совершении отдельных процессуальных действий проходит два основных этапа: а) передачу компетентному органу иностранного государства; б) исполнение. Кроме того, в качестве факультативной, но всегда желательной стадии выступает адаптация полученных результатов исполнения поручения компетентным органом иностранного государства к национальной процедуре.

Порядок передачи и исполнения поручений может быть различным и в каждом конкретном случае должен определяться на основании норм применимого международного соглашения, участником которого является РФ.

7. Передача поручений. Здесь возможны следующие варианты передачи поручений.

Дипломатический, или консульский, путь. Это классический способ передачи поручений, который в настоящее время практически утратил свое значение ввиду громоздкости и больших затрат времени <1>. Например, использование арбитражным судом дипломатического пути передачи поручений включает цепочку: Минюст РФ - МИД РФ - Посольство (консульство) РФ в иностранном государстве - МИД иностранного государства - учреждение юстиции иностранного государства - компетентный суд или иной орган. Использование дипломатического пути передачи судебных поручений предусмотрено рядом двусторонних соглашений РФ, в частности с Финляндией (ст. 4), Италией (ст. 4), Грецией (ст. 4), Кипром (ст. 4), Тунисом и рядом других государств. Здесь необходимо учитывать, что в случае, когда запрашиваемое государство, так же как и РФ, является участником многосторонней конвенции, упрощающей порядок передачи судебных поручений, применяются положения последнего.

--------------------------------

<1> В то же время дипломатический путь передачи судебных поручений остается основным в случае отсутствия соответствующего соглашения между запрашивающим и запрашиваемым государствами.


Через Центральный орган. В мировой договорной практике это самый распространенный способ передачи судебных поручений. В частности, назначение Центрального органа, обязанного обеспечивать прием и передачу для исполнения компетентному органу своего государства поручений, исходящих от судебных органов другого государства, предусматривается в Гаагских конвенциях 1965 и 1970 гг. (ст. 2) <1>. В России функции Центрального органа выполняет Министерство юстиции РФ, хотя по Гаагской конвенции 1970 г. о получении доказательств соответствующего заявления до настоящего времени так и не сделано. Представляется, что данное обстоятельство не ограничивает применение ратифицированного в установленном порядке международного договора. Судебные поручения направляются Центральному органу запрашиваемого государства без посредничества какого-либо другого органа этого государства. При этом данные Конвенции не содержат запрета для судов передавать судебные поручения минуя обращение к Центральному органу своего государства (абз. 1 ст. 3 Конвенции 1965 г., ст. 2 Конвенции 1970 г.).


--------------------------------

<1> Федеральные законы от 12.02.2001 N 10-ФЗ, N 11-ФЗ. При этом заявление о назначении Центрального органа и ряд оговорок по Гаагской конвенции 1965 г. были сделаны МИДом РФ только в 2004 г. По Гаагской конвенции 1970 г. таких заявлений до сих пор не сделано. См. информацию о ратификации и заявлениях, сделанных при этом государствами-участниками, на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http://www.hcch.net


Аналогичный порядок сношений и передачи поручений предусматривается рядом двусторонних соглашений РФ о правовой помощи, как, например, с: Азербайджаном (ст. 4), Болгарией (ст. 3), Китаем (ст. 2), Эстонией (ст. 4), Венгрией (ст. 3) и др. Центральным органом в подавляющем числе случаев выступают Минюст и иногда Генеральная прокуратура РФ и их аналоги в иностранном государстве.

Несколько отличается регулирование порядка передачи поручений в соответствии со ст. 5 Минской конвенции, которая предусматривает возможность сношения не только через центральные, но и территориальные и через другие органы, перечень которых определяется каждым государством - участником Конвенции, о чем уведомляется депозитарий.

Непосредственно компетентному органу. Поручение в этом случае направляется напрямую суду или иному органу, компетентному совершить запрашиваемые процессуальные действия. Такой порядок передачи поручений предполагает высокий уровень доверия, существующий между государствами. В частности, он предусматривается в Киевском соглашении (ч. 3 ст. 5). Разъясняя данное положение, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса", в частности, указал, что судебные поручения арбитражных судов РФ направляются в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств (п. 18).

По такому же пути пошли государства Евросоюза, признав за общее правило, когда судебные поручения между судами и иными органами государств - членов ЕС передаются напрямую. Такой порядок установлен в отношении направления поручений о вручении судебных документов по гражданским и торговым делам (п. 1 ст. 4 Регламента ЕС от 29.05.2000 N 1348/2000) и о получении доказательств по тем же категориям дел (ст. 2 Регламента ЕС от 28.05.2001 N 1206/2001).

Согласно п. 19 Постановления ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 судебные поручения арбитражных судов в Монгольскую Народную Республику направляются как через Минюст РФ, так и через управления юстиции приграничных республик, краев и областей РФ.

8. Судебное поручение должно содержать некоторое количество обязательных элементов, касающихся сведений о сторонах, самом деле и запрашиваемых действиях (п. п. "а" - "г" ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 7 Минской конвенции). Иногда форма и содержание поручения прямо определяются в международном договоре, включающем в качестве приложения формуляры соответствующих документов (приложения 1 - 3 к Гаагской конвенции 1965 г.). В настоящее время существует возможность заполнения трехъязычного (английский, русский, французский) формуляра запроса и свидетельства о вручении документов непосредственно на сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http:// www.hcch.net/ upload/ act_form14efru.pdf.


Кроме того, в случае необходимости поручение может содержать более подробную информацию. Например, п. п. "д" - "и" ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г. предполагают возможность указания дополнительных сведений: о лицах, подлежащих допросу; вопросах, которые должны быть заданы; документах, подлежащих осмотру, и т.д. В качестве приложения к данной Конвенции разработана модель формуляра судебного поручения о получении доказательств за границей, имеющая рекомендательный характер. На сегодняшний день возможно его заполнение online, но пока только на английском и французском языках: http:// hcch.e-vision.nl/ upload/ actform20e.pdf (английский язык); http:// hcch.e-vision.nl/ upload/ actform20f.pdf (французский язык).

В любом случае постановка как можно более конкретных и ограниченных задач перед запрашиваемым судом или иным компетентным органом за рубежом представляется наиболее желательной.

Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны быть изготовлены на официальном языке запрашиваемого государства или сопровождаться переводом на этот язык. Однако это правило не абсолютно. В некоторых случаях международные договоры предусматривают возможность использования "дипломатического" языка, в качестве которого обычно выступает французский или английский (ст. 7 Гаагской конвенции 1965 г.; ч. 2 ст. 4 Гаагской конвенции 1970 г.; ст. 5 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23.09.1997), а при направлении судебного поручения между странами СНГ - русский (ч. 5 ст. 5 Киевского соглашения; п. 1 ст. 10, ст. 17 Минской конвенции).

Большинство многосторонних договоров освобождают поручение и прилагаемые к нему документы от легализации и других, равнозначных, процедур (п. 1 ст. 3 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г.; п. 3 ст. 7 Минской конвенции) и считаются достоверными, если не доказано иное.

9. При передаче поручения иностранного суда или иного органа иностранного государства через Центральный орган (Минюст РФ) последний оценивает соблюдение условий, предъявляемых к его форме, содержанию и порядку передачи. Если он полагает, что нарушены те или иные требования международного правового акта, в соответствии с которым было направлено поручение, то по общему правилу он обязан незамедлительно поставить об этом в известность компетентный орган запрашивающего государства (ст. 4 Гаагской конвенции 1965 г.; ст. 5 Гаагской конвенции 1970 г.). Центральный орган запрашиваемого государства не связан толкованием, данным запрашивающим судом в отношении условий применения конвенции или иного международного договора, и может отказать в исполнении поручения, если полагает, что последнее не попадает в область регулирования конвенции. Основания к отказу в передаче и исполнении поручения обычно исчерпывающим образом указаны в международном договоре. Отказ в передаче поручения должен быть мотивирован. Все проблемы, связанные с формой или содержанием судебного поручения, разрешаются путем переговоров.