Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4950

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К исключительной компетенции российских судов относятся не только споры о праве на объекты недвижимости в целом, но и все иные исковые требования, связанные с объектом недвижимости: о выделе собственнику доли, об установлении порядка пользования объектом недвижимости, о залоге, освобождении из-под ареста, аренде, сервитутах, доверительном управлении и др.

Исключительные права граждан и организаций на результаты интеллектуальной деятельности, которые в отличие от вещных прав ограничены территорией и сроком, нуждаются в защите, обеспечиваемой национальным законом (например, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах") и международными соглашениями (например, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г., Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., Вашингтонским договором о патентной кооперации 1970 г.), к которым присоединился правопредшественник Российской Федерации.

Российская Федерация имеет заинтересованность в обеспечении неотчуждаемости и неприкосновенности продуктов интеллектуальной деятельности, что неизбежно требует создания национального режима рассмотрения судебных споров, составляющих третью категорию дел исключительной компетенции российских судов.

Сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление информации как системы достоверных сведений о тех или иных объектах права, содержащейся в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), осуществляемые компетентными органами Российской Федерации, представляют собой публичную деятельность. Поэтому оспаривание зарегистрированного права также отнесено к исключительной компетенции российских судов.

Еще одну категорию представляют споры, связанные с созданием, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц. Все названные юридически значимые действия неразрывно связаны с национальным правопорядком, а порой и с государственным суверенитетом, которыми определяется международная исключительная подсудность этих дел российским судам.

2. Все гражданские дела, возникающие из административно-правовых и иных публичных правоотношений, относятся к исключительной компетенции российских судов.

К их числу относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, дела об административных правонарушениях, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Публичный правопорядок суверенного государства должен иметь судебную защиту в отечественных судебных учреждениях. Инициатива обращения в суд того или иного субъекта (гражданина Российской Федерации, прокурора, иностранного лица) принципиального значения не имеет.



Статья 249. Соглашение об определении компетенции арбитражных судов в Российской Федерации


Комментарий к статье 249


1. Международная договорная подсудность, направленная на изменение установленной законодателем территориальной подсудности, невозможна по делам, связанным с государственной тайной, по делам исключительной международной подсудности дел, установленной национальным законом или международным договором, а также по делам особого производства, к которым неприменимо понятие договаривающихся сторон по причине их отсутствия.

Во всех других случаях законодатель допускает возможность изменения международной подсудности соглашением сторон.

В гражданском обороте стороны вольны осуществлять выбор партнеров по контрактам, определять право, применимое к спорным правоотношениям, а также устанавливать международную подсудность гражданских споров.

Определяя международную подсудность по соглашению, стороны могут наделить компетенцией национальный суд, не располагающий таковой в силу закона (пророгация), или исключить из его компетенции рассмотрение спора, отнесенного к его ведению по общим правилам территориальной подсудности (дерогация).

При наличии пророгационного соглашения, оформленного в виде отдельного документа или составной части заключенного контракта, российскому арбитражному суду необходимо выяснить, не относится ли заявленная категория спора к исключительной компетенции иностранного суда. От возникновения подобных конфликтов должны уклоняться как российские, так и иностранные суды, а для этого необходимо принимать меры к исследованию данного вопроса в судебном заседании.

2. Российский закон определяет только письменную форму заключения пророгационного соглашения, не устанавливая порядок его реализации. С учетом международного опыта следует признать необходимым предъявление, т.е. обращение с заявлением о его наличии, до принятия решения по результатам рассмотрения заявленного спора. В противном случае признается отсутствие воли сторон на его использование.


Статья 250. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по применению обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц


Комментарий к статье 250


Обеспечительные меры, предусмотренные арбитражным процессуальным законом, без каких-либо изъятий применяются по всем делам с участием иностранных лиц.

Они могут представлять собой наложение ареста на денежные средства и иное имущество, запрет на совершение определенных действий (например, по отчуждению имущества), возложение обязанности по хранению имущества, приостановление взыскания или реализации, иные неотложные, но временные меры, направленные на обеспечение иска и исполнение судебных актов.

Обеспечительные меры могут применяться на любой стадии развития арбитражного процесса. Их принятию предшествуют обращение с заявлением, рассмотрение заявления на предмет наличия или отсутствия оснований, изучение вопросов, связанных со встречным обеспечением (ст. 94 АПК).


С заявлением об обеспечении иска могут обратиться стороны третейского разбирательства (ст. 92 АПК), включая иностранных лиц.

Одной из заметных новаций отечественного арбитражного процесса, хорошо известной международному процессу, являются предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителей до подачи иска. С таким заявлением заинтересованное лицо может обратиться как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения имущества, по поводу которого заявляется ходатайство о принятии обеспечительных мер. Относимость территории к юрисдикции того или иного арбитражного суда для реализации заявленного ходатайства значения не имеет.

Институт обеспечительных мер в равной степени применяется как к российским, так и к иностранным лицам.

Крайне редкие исключения могут быть установлены только в порядке ответных ограничений Правительством РФ (ч. 4 ст. 254 АПК).

Применение обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц предполагает использование норм не только отечественного процессуального права, но и при наличии в том необходимости международных соглашений, что может быть вызвано имплементацией норм международного гражданского процесса при рассмотрении арбитражным судом дела с определенным субъектным составом его участников.


Статья 251. Судебный иммунитет


Комментарий к статье 251


1. Иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

Судебный иммунитет иностранного государства означает неподсудность одного государства суду другого государства и, как следствие, недопустимость предварительного обеспечения иска, принудительного исполнения принятого в отношении его судебного решения.

Уточняя общее правило, законодатель не допускает предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, которое принадлежит иностранному государству и находится на территории Российской Федерации, принятие иных обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения судебного акта.

Иммунитетом обладает всякое имущество иностранного государства, в том числе находящееся во владении российской организации.

Все названные процессуальные действия (перечень не является закрытым) по отношению к иностранному государству допускаются не иначе как с согласия последнего, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Действие в Российской Федерации принципа абсолютного иммунитета иностранного государства не свидетельствует об отказе в правосудии.


Заинтересованное лицо может предъявить иск к иностранному государству, используя предварительное согласие последнего, имеющее место в оговорке или пророгационном соглашении (соглашении о подсудности) как составной части контракта либо иного документа.

В противном случае заинтересованное лицо может обратиться только к собственному государству в целях инициирования дипломатических переговоров с иностранным государством и урегулирования конфликта на межгосударственном уровне.

Если предъявление в суд иска к иностранному государству не сопровождается предъявлением документов, подтверждающих согласие последнего на рассмотрение дела в суде, то производство по делу не возбуждается.

Арбитражный процессуальный закон не предусматривает необходимости обращения иностранного государства в лице полномочного органа или полномочного представителя к суду с заявлением об иммунитете. Однако такое обращение не воспрещается, если имеется в нем необходимость. В ответ на обращение с иском могут последовать нота посольства иностранного государства, заявление полномочного департамента иностранного государства, если вопросы иммунитета носят дискуссионный характер.

Многие государства (например, Австрия, Великобритания, Германия, США и др.) предоставляют иммунитет лишь там, где иностранные государства осуществляют публично-правовые функции.

В последние десятилетия в мировом сообществе широко используется ограниченный иммунитет, который не распространяется на гражданско-правовые сделки, совершаемые иностранными государствами.

Аналогичная тенденция наблюдается во взглядах российских специалистов, когда они анализируют двусторонние международные договоры и судебную практику. Ограничение иммунитета иностранного государства при таком подходе может иметь место тогда, когда решается вопрос о его гражданско-правовой ответственности при совершении сделки не в целях обеспечения выполнения публичных функций, а для извлечения прибыли. Последний вывод всегда носит оценочный характер.

Определенность в вопросе абсолютного или относительного иммунитета иностранного государства может наступить только после присоединения Российской Федерации к многосторонним международным договорам.

Государства, их органы и обособленные подразделения, принадлежащая им собственность пользуются иммунитетом в соответствии с названной Конвенцией только при осуществлении суверенных функций. То есть ограничения свидетельствуют об отсутствии абсолютного иммунитета, хотя в юридической доктрине такая концепция наряду с концепцией ограниченного иммунитета имеет место.

Поэтому наличие у государства иммунитета не является безусловным основанием для освобождения его органов от ответственности по принятым на себя обязательствам.


Если лицо, обладающее международным иммунитетом, участвует в судебном заседании, исследует доказательства, представляет суду отзыв и при этом не ссылается на наличие у него иммунитета, то оно добровольно ограничивает иммунитет, выражая свое согласие на разбирательство дела в российском суде конклюдентными действиями.

Российская Федерация не участвует в Европейской конвенции об иммунитете от 16 мая 1972 г. <1> с участием Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Швейцарии и других стран, но содержащиеся в ней критерии представляют интерес для судебной практики, поскольку она ориентирует на то, что сторона в заявленном споре не может ссылаться на принадлежащие ей льготы и привилегии, если выступает в суде в качестве истца, заявляет встречный иск, ссылается на иммунитет после принятия судом решения по существу спора.

--------------------------------

<1> Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 41 - 55.


2. Международные организации являются межправительственными, а потому обладают некоторыми изъятиями, которые имеют отношение к сфере действия национального законодательства, в том числе о судопроизводстве.

Наделение международных организаций судебным иммунитетом необходимо для беспрепятственного осуществления ими своих функций. Поэтому иммунитет международных организаций является не суверенным, а функциональным.

Если международные иммунитеты государств основаны на их суверенитете ("равный над равными власти не имеет"), то международные иммунитеты межправительственных организаций возникают только на договорной основе.

Функциональная природа иммунитетов иностранных организаций предопределяет необходимость их защиты от контроля со стороны отдельных государств-участников, обеспечения неподконтрольности их имущества по месту нахождения международной организации и освобождения от налогов.

Иммунитет межправительственных организаций закрепляется, как правило, в их уставах, иных учредительных документах. Уточнение иммунитетов имеет место в соглашениях (международных договорах), положениях уставов межправительственных организаций, в постановлениях их органов, которые, как правило, включают несколько видов иммунитетов. Среди них следует различать иммунитеты от применения национального законодательства, от судопроизводства, собственности.

Иммунитет от применения национального законодательства имеет отношение к сделкам межправительственных организаций с юридическими и физическими лицами, к документам этих организаций и имеет значение для установления в спорных отношениях применимого права.

Например, в первые годы существования ООН ее учреждения использовали ссылки на национальное законодательство государств по месту своего нахождения. В настоящее время, напротив, все ее учреждения избегают национального законодательства. Сделки заключаются на основе внутренних правил межправительственных организаций.