ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4947
Скачиваний: 2
Правила и процедуры, принятые в международной организации, не могут быть подвергнуты цензуре законодательных, исполнительных и судебных органов государств-участников.
Иммунитет от судопроизводства означает запрет на принятие иска к рассмотрению в связи с наличием у межправительственной организации международного иммунитета от рассмотрения исков в национальных судах.
В то же время международные организации обладают правом искать и отвечать в суде (ст. 104 Устава ООН).
Международные организации почти не обращаются в национальные суды, поскольку у них имеется собственная процедура разрешения споров.
Международная практика свидетельствует о том, что иммунитеты от применения национального законодательства и от судопроизводства не знают нарушений. Иначе обстоят дела с иммунитетом собственности. Несмотря на то что имущество международных организаций не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации, имеют место аресты их банковских счетов, ограничения, принимаемые таможенными службами. При таких обстоятельствах международные организации по дипломатическим каналам обращаются с заявлениями, и конфликты разрешаются на межправительственном уровне без судебной процедуры.
3. Наряду с широким использованием права на иммунитеты международные организации могут в силу тех или иных обстоятельств отказаться от них.
На отказ от иммунитета уполномочены только высшее должностное лицо международной организации или его заместитель, действующий на основании специальной доверенности.
Отказ от международных иммунитетов производится в целях обеспечения безупречной репутации международных организаций, их готовности к добросовестным действиям в тех случаях, когда использование иммунитета являлось бы свидетельством негуманного отношения к пострадавшим людям, нуждающимся в возмещении вреда. В этих целях международным организациям рекомендовано заключать договоры страхования транспортных средств на случай причинения внедоговорного вреда. В случае возникновения вреда от источника повышенной опасности международные организации выражают готовность к рассмотрению гражданского спора в национальном суде. При других обстоятельствах международные организации тщательно оценивают обращение к ним по поводу отказа от международных иммунитетов и согласия на участие в судебном разбирательстве.
Отказ от судебного иммунитета как иностранного государства, так и международной организации влечет беспрепятственное рассмотрение дела арбитражным судом в общеустановленном порядке.
Статья 252. Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям
Комментарий к статье 252
1. Если судом иностранного государства, решение которого подлежит признанию и исполнению на территории Российской Федерации, возбуждено производство по делу между теми же лицами, по тому же предмету и по тем же основаниям ранее, чем имело место обращение в российский суд, то принятое российским судом к производству заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку на стадии его принятия установить эти факты и возвратить заявление невозможно.
Названное правило предполагает и обратные выводы, связанные с нахождением в производстве иностранного суда дела, отнесенного к исключительной компетенции российского суда, либо наличием по такому делу решения иностранного суда. Все эти обстоятельства не являются препятствием для развития процесса в российском арбитражном суде.
2. Если участники спорного правоотношения находятся на территории разных государств, то имеется вероятность того, что каждый из них может обратиться за судебной защитой по месту своего пребывания в компетентный суд, который примет дело к своему производству.
Инициирование и последующее рассмотрение одного и того же спора (между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям) в судах разной национальной юрисдикции, равно как и в разных судебных учреждениях одной судебной системы, недопустимы в связи с необходимостью следования инстанционному, а не географическому продвижению дела, а также по причине возможной конкуренции судебных актов.
Неблагоприятные последствия для сторон, связанные с препятствиями в реализации права на судебную защиту, особенно явственно наступают тогда, когда судебные акты иностранного суда подлежат признанию и исполнению.
Если судом иностранного государства, решение которого подлежит признанию и исполнению на территории Российской Федерации, т.е. оно не относится к исключительной компетенции арбитражного суда Российской Федерации, принято решение по заявленному спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, то российский суд обязан прекратить производство по делу, поскольку на стадии принятия иска к рассмотрению отсутствовала возможность проверить эти факты и отказать в его принятии.
На такой порядок действий ориентируют национальные суды договоры о правовой помощи по гражданским делам и международные конвенции (например, ст. ст. 20 - 22 Минской конвенции стран СНГ 1993 г.).
Оба правила, содержащиеся в отечественном законе, применяются в тех случаях, когда иное не установлено международным договором.
Глава 33. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ
ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
Комментарий к статье 253
1. Процессуальные особенности, предусмотренные гл. 33 АПК, относятся к рассмотрению дел с участием иностранных лиц, а не к иностранным лицам как таковым.
Законодательно закреплен режим полного процессуального равноправия между российскими и иностранными лицами независимо от рода занятий и места жительства последних, поэтому те и другие действуют в едином национальном режиме. Такое регулирование называется правовым режимом наибольшего благоприятствования.
Применение норм международного права предусматривает полную осведомленность обо всех применимых международных конвенциях, иных многосторонних и двусторонних договорах.
Судебные ошибки чаще всего связаны с тем, что действующие нормы международного права судом не применяются либо имеют место отсылки к документам, которые Российской Федерацией не подписаны либо вовсе не являются международными договорами.
2. Если иностранные лица, их органы управления, филиалы (представительства) или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылкой иных определений, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки.
Во многих странах (например, Великобритании, США, Франции и др.) определение способности иностранного лица являться лицом, участвующим в деле, отнесено к компетенции суда. Нередко решение этого вопроса зависит от наличия или отсутствия возможности вручить иностранному лицу повестку в судебное учреждение.
Поэтому нахождение иностранного лица, его филиала (представительства) или уполномоченного представителя на территории Российской Федерации не создает дополнительных сложностей, требующих иных, в сравнении с общепринятыми, сроков рассмотрения дел.
3. Если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в учреждение юстиции или иной компетентный орган иностранного государства. Этот орган и производит надлежащее уведомление иностранного лица в соответствии с установленным в стране его пребывания порядком.
Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано, в частности, с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле, проживающим вне зоны национальной судебной юрисдикции.
Поручения о вручении судебных извещений могут быть переданы иностранным судам в порядке, предусмотренном федеральным законом или международным договором.
Вручение извещений по гражданским и торговым делам может происходить несколькими способами.
Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи (ст. 5 Киевского соглашения от 20 марта 1992 г. правительств государств - членов СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности"). Этот способ широко распространен в странах общего права и не используется в странах континентальной системы права. Поэтому названный способ вручения судебных документов может и не быть реализованным, если государство по месту нахождения адресата заявит возражения относительно его использования.
Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции РФ, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство), который аккумулирует их, а затем осуществляет распорядительные действия в отношении запросов и уведомлений, поступающих от компетентных органов и должностных лиц.
В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения, что не является традиционным способом установления международных контактов данного вида.
В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.
Названный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Участники достигнутых договоренностей могут устанавливать в локальных соглашениях и более упрощенные правила вручения судебных документов, особенно на приграничных (сопредельных) территориях с большой миграцией населения.
С другой стороны, следует помнить о том, что несоблюдение установленного порядка извещения иностранных лиц, не имеющих на территории Российской Федерации филиалов и представительств, использование иного способа уведомления, не согласованного в международном договоре, влекут признание иностранного лица не извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что является безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Многие судебные поручения направляются российскими судами на стадии подготовки дела к слушанию. В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для оформления, пересылки и исполнения судебных поручений иностранным судом. Поэтому при планировании судебного заседания необходимо ожидать ответ на судебное поручение с интервалом в несколько месяцев (около полугода), если стороны не имеют возможности прибегнуть к упрощенному порядку направления судебных извещений.
С этими обстоятельствами связаны установленные в арбитражном процессуальном законе правила о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев, если иной срок не установлен международным договором с участием Российской Федерации.
Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
Комментарий к статье 254
1. Процессуальное равноправие российских и иностранных лиц преследует прежде всего цель обеспечения доступности правосудия. Поэтому иностранные лица могут беспрепятственно обращаться в суд, выступать в качестве истцов, ответчиков и третьих лиц, участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства в обоснование заявленных требований и возражений на них, заявлять ходатайства, использовать в качестве доказательств по делу документы, выданные как российскими, так и иностранными органами власти.
Процессуальное равноправие российских и иностранных лиц является следствием их равенства перед законом и судом независимо от расы, национальности, происхождения, языка, пола, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных верований, политических убеждений и иных обстоятельств, которое нашло конституционное закрепление. Иностранные лица наравне с российскими могут пользоваться всеми правами и свободами в той мере, в которой не нарушают права иных лиц, публичные интересы.
Процессуальные обязанности (соблюдение формы и содержания искового заявления, оплата иска госпошлиной, извещение суда о перемене адреса в период слушания дела, доказывание обстоятельств, на которые ссылается истец при обосновании заявленных требований, и др.) неразделимо связаны с процессуальными правами, а потому идентичны как для российских, так и для иностранных лиц.
В целях обеспечения доступа к правосудию Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ информационным письмом от 29 мая 2007 г. N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей" разъяснил применение налогового закона (ст. 333.17 НК), связанного с уплатой государственной пошлины, в такой форме, которая устраняет для иностранных лиц организационные проблемы при ее уплате любым представителем на территории Российской Федерации.
2. Иностранным лицам гарантируется судебная защита их субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов без каких-либо изъятий и ограничений. Следовательно, иностранные лица имеют возможность обратиться в судебные учреждения за защитой нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов, возникающих из гражданских, трудовых, административных, семейных и иных правоотношений, включая права по делам о несостоятельности и интересы по делам особого производства.
С учетом специфики полномочий арбитражных судов ими рассматриваются требования о защите нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов в сфере экономической деятельности по тем общим правилам подведомственности и подсудности дел, которые установлены национальным российским законом.
3. Юридический статус иностранных лиц существенным образом связан с их способностью являться участниками арбитражных процессуальных отношений не только в качестве стороны по делу, но и в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
Общее правило состоит в том, что процессуальная правоспособность и дееспособность каждого иностранного лица определяются его личным законом. В то же время личным законом определяются лишь процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц как предпосылка их участия в арбитражном судопроизводстве. Процессуальное положение иностранных лиц при этом определяется национальным законом по месту обращения за судебной защитой.