Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4831

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 30. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

И О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ


§ 1. Производство по делам об оспаривании

решений третейских судов


Статья 230. Оспаривание решений третейских судов


Комментарий к статье 230


1. Третейские суды - это альтернативные государственному суду органы, создаваемые в сфере частных отношений для разрешения между их участниками споров экономического характера. Способ разрешения в этой сфере возникающих конфликтов посредством третейского разбирательства известен во всем мире. Третейское разбирательство осуществляется в форме постоянно действующих арбитражей (в частности, третейские органы при торгово-промышленных палатах), а также в форме разбирательств, образуемых спорящими сторонами для разрешения конкретного конфликта (арбитраж ad hoc - на случай его возникновения).

В Российской Федерации организация и деятельность третейских судов регулируются рядом законодательных актов, основными из которых являются Федеральный закон от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" и Закон РФ от 7 июня 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Указанные Законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих судов Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже", в частности, предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

2. По буквальному толкованию ч. 2 комментируемой статьи субъектами обращений в арбитражный суд об оспаривании решений третейских судов могут быть лица, участвовавшие в третейском разбирательстве, состав которых определен ст. 40 АПК. Однако сложившаяся судебная практика, основываясь на положении ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 АПК, признает право на обращение за лицами, не участвовавшими в третейском разбирательстве, если принятым решением нарушаются их охраняемые законом права и интересы (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. N КГ-А40/2877-04 <1>; информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 <2>).

--------------------------------

<1> Архив ФАС Московского округа.

<2> Вестник ВАС РФ. N 3. 2006 (Обзор).


По смыслу комментируемой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 233 АПК и с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, закрепленной в указанном информационном письме, при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать существо принятого решения. При рассмотрении заявления арбитражный суд лишь устанавливает обстоятельства, которые исключали для третейского суда возможность рассмотрения дела и разрешения спора.


По правилам § 1 гл. 30 АПК может быть оспорено решение третейского суда или международного коммерческого арбитража, принятое на территории Российской Федерации, которым дело разрешено по существу. Если на основании ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" стороны предусмотрели в третейском соглашении, что решение третейского суда будет являться окончательным, то это обстоятельство исключает возможность оспаривания решения в арбитражном суде.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в трехмесячный срок с момента получения решения стороной по делу. Данный срок является процессуальным, что оставляет возможность в случае его пропуска заявить перед арбитражным судом ходатайство о его восстановлении по правилам ст. 117 АПК. Рассмотрение заявления об отмене решения третейского суда отнесено к подсудности арбитражного суда субъекта Российской Федерации, на территории которого оно было принято.

4. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ (в ред. федеральных законов по состоянию на 27 декабря 2009 г.) размер государственной пошлины по делам об отмене решений третейских судов регламентирован специальным налоговым законом, которым (ст. ст. 64, 333.41 НК) предусмотрено право арбитражного суда по ходатайству заинтересованного лица уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

5. На основании ч. 5 комментируемой статьи могут быть оспорены решения иностранного арбитражного суда, при принятии которых были применены законы Российской Федерации. Однако это касается решений международного коммерческого арбитража, вынесенных на территории государства, участвующего в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., ратифицированной Российской Федерацией 27 июня 1962 г. <1>. Этот вывод следует из положения ч. 1 ст. IX данной Конвенции и подтвержден судебной практикой (см. п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 96).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1993. N 10.


Комментируемой нормой предусмотрена возможность подачи заявления в арбитражный суд по месту нахождения или жительства должника - стороны третейского разбирательства. Если оно неизвестно, то заявление подается по месту нахождения его имущества, что служит дополнительной процессуальной гарантией защиты прав заявителя при обращениях такого рода.


Статья 231. Требования к заявлению об отмене решения третейского суда


Комментарий к статье 231


1. Комментируемая статья содержит требования к форме, содержанию и порядку направления заявления об отмене решения третейского суда. Содержанием заявления являются его реквизиты, в которых выражаются основания и предмет заявления, просьба заявителя, а также указываются иные сведения, необходимые для принятия и рассмотрения заявления арбитражным судом.


2. Наличие в заявлении сведений, указанных в п. п. 1 - 5 ч. 2 ст. 231 АПК, позволяет арбитражному суду определить, относится ли рассмотрение заявления к подсудности данного суда, соблюден ли заявителем срок на обращение, уведомить лиц, участвующих в деле, о месте и времени его рассмотрения, выполнить иные действия, обеспечивающие своевременное рассмотрение дела. Положение о том, что в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, не является обязательным, однако наличие таких сведений позволяет на стадии подготовки дела к судебному разбирательству оперативно решать организационные вопросы, а потому их указание в заявлении представляется целесообразным.

3. Требование об обязательном приложении к заявлению соответствующих документов (ч. 3 комментируемой статьи) направлено на обеспечение подтверждения доказательствами обстоятельств, на основании которых арбитражный суд совершает процессуальные действия (решает вопрос о подсудности, о принятии заявления к производству и т.д.) и принимает решение по существу заявления. Этим также обеспечивается реализация принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности сторон, в частности выражающегося в обязанности доказать те обстоятельства, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Документами, подтверждающими уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, могут, в частности, являться надлежащим образом оформленное платежное требование (при уплате со счета плательщика) или соответствующая квитанция (при уплате наличными). Размер государственной пошлины и порядок ее уплаты предусмотрены гл. 25.3 Налогового кодекса РФ.

Комментируемая статья допускает возможность приложения к заявлению не только подлинников, но и надлежаще заверенных копий документов, однако АПК не содержит определения, что понимается под надлежащим заверением. Наиболее часто на практике (наряду с нотариальным) удостоверение копий осуществляется путем совершения на документе отметки "копия верна" с указанием должности компетентного лица или гражданина-предпринимателя, удостоверяющих документ, их подписи с приложением печати.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает процессуальные последствия несоблюдения требований к форме и содержанию заявления об отмене решения третейского суда. Ими могут быть оставление заявления без движения; его возврат заявителю, если недостатки заявления не были устранены в установленный определением суда срок (см. комментарий к ст. ст. 128, 129 АПК). Данная норма согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной в его решениях. Гарантированное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ право каждого на судебную защиту его прав и свобод непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ они определяются федеральными законами, к числу которых относятся процессуальные кодексы Российской Федерации (Определения от 16 мая 2007 г. N 373-О-О, от 23 марта 2010 г. N 402-О-О и др.) <1>.


--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 6; архив Конституционного Суда РФ.


Развитие информационных технологий и их широкое применение в деятельности арбитражных судов позволили федеральному законодателю закрепить дополнительные процессуальные гарантии реализации права на судебную защиту лицами, участвующими в делах, рассматриваемых арбитражными судами, внести в комментируемую статью ряд дополнений.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <1> кодифицированный акт применительно к комментируемой статье дополнен возможностями подавать заявление, представлять документы в электронном виде.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.


Данные новеллы необходимо учитывать при решении вопроса о соответствии формы и содержания поданного заявления и прилагаемых документов предъявляемым к ним требованиям.

Официальными сайтами арбитражных судов, расположенных в городе Москве, являются: http://www.msk.arbitr.ru/ - Арбитражный суд города Москвы; http://9aas.arbitr.ru/ - Девятый апелляционный арбитражный суд; http://www.asmo.arbitr.ru/ - Арбитражный суд Московской области; http://10aas.arbitr.ru/ - Десятый апелляционный арбитражный суд; http://www.fasco.debryansk.ru/ - Федеральный арбитражный суд Центрального округа; http://www.arbitr.ru/ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.


Статья 232. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда


Комментарий к статье 232


1. Извещение сторон третейского разбирательства о времени и месте судебного заседания (ч. 3 ст. 232 АПК) направлено на обеспечение принципов, присущих арбитражному процессу, и прежде всего осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Правило о том, что неявка сторон третейского разбирательства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, базируется на принципе диспозитивности, означающем, что стороны самостоятельно распоряжаются своими материальными правами и процессуальными средствами их защиты. Норма о рассмотрении заявления в срок, не превышающий месяца со дня поступления в арбитражный суд, направлена на обеспечение задачи арбитражного судопроизводства по публичному разбирательству дела в установленный законом срок (п. 3 ст. 2 АПК).

Увеличение Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" срока рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда с одного до трех месяцев согласуется с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>. Статьей 6 данной Конвенции, участницей которой является Россия, закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В соответствии со ч. 4 ст. 15 Конституции РФ данная Конвенция является составной частью правовой системы Российской Федерации и ее положения имеют приоритетное применение по отношению к нормам национального законодательства.


--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.


2. Установление некоторых из предусмотренных ст. 233 АПК оснований для отмены решения третейского суда требует исследования материалов дела, в частности относящихся к направлению уведомлений сторонам третейского разбирательства об избрании (назначении) третейских судей, о времени и месте судебного разбирательства и др.

Положение о том, что арбитражный суд может истребовать из третейского суда материалы дела по ходатайству обеих сторон (ч. 2 комментируемой статьи), не означает, что это возможно лишь при обоюдном ходатайстве об этом сторон. Стороны третейского разбирательства имеют в споре несовпадающие материально-правовые и процессуальные интересы, поэтому одна из них может и не ходатайствовать об истребовании материалов дела. Содержанием выражения "по ходатайству обеих сторон" является равенство процессуальных прав сторон по заявлению такого ходатайства.


Статья 233. Основания для отмены решения третейского суда


Комментарий к статье 233


1. Перечень оснований для отмены арбитражным судом решения третейского суда, предусмотренный ч. ч. 2 и 3 ст. 233 АПК, является исчерпывающим. Основное отличие между ними состоит в том, что по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 233 АПК, решение третейского суда может быть отменено, если сторона, обратившаяся с заявлением, представит арбитражному суду доказательства их наличия. По основаниям же, указанным в ч. 3 ст. 233 АПК, решение отменяется в любом случае их обнаружения арбитражным судом.

2. При решении вопроса о недействительности арбитражного соглашения необходимо выяснять, подписано ли оно надлежащей стороной, не содержит ли положений, противоречащих федеральным законам или международному договору Российской Федерации, соблюдена ли форма его заключения и др. В этой связи целесообразно учитывать требования к арбитражному соглашению, содержащиеся, в частности, в ст. 7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которым арбитражное соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. В соответствии со ст. 5 данного Закона третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением; третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска; третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.