Файл: АПК_комм_Рыжаков_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3951

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Смотрите также комментарий к ст. ст. 29, 52, 53, 150, 189, 198, 201 АПК РФ.


Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим


Комментарий к статье 193


1. Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, в заявлении указывается полностью.

2. Комментируемая статья не требует отражения в заявлении адреса места нахождения указанного органа (должностного лица). Между тем данный адрес все же следует указывать в заявлении.

3. Согласно п. 4 ч. 1 комментируемой статьи в заявлении о признании недействующим нормативного правового акта должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения. Если отсутствие в заявлении ссылки на указанный нормативный правовой акт выявлено при решении вопроса о принятии заявления, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в судебном заседании, то арбитражному суду следует предложить заявителю уточнить содержание его требования.

4. Согласно ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Если соответствующий орган считает, что нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

5. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление органу (должностному лицу), принявшему оспариваемый нормативный правовой акт, а при наличии таковых - и другим заинтересованным лицам, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них могут отсутствовать;

б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

в) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

г) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

6. По делам об оспаривании нормативных правовых актов не может быть применена такая обеспечительная мера, как приостановление действия оспариваемого акта <680>.


--------------------------------

<680> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. N 10.


7. Смотрите также комментарий к ст. ст. 125, 126, 189, 192, 201 АПК РФ.


Статья 194. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов


Комментарий к статье 194


1. В комментируемой статье закреплен максимальный срок от момента поступления дела в арбитражный суд (а не от момента принятия заявления и возбуждения производства по делу) до принятия решения по делу (не до вступления решения в законную силу).

2. Об исчислении процессуальных сроков месяцами см. содержание и комментарий к ст. ст. 113, 114 АПК РФ.

3. О требованиях к процедуре извещения "надлежащим образом" см. содержание и комментарий к ст. 123 АПК РФ.

4. О порядке и в размерах наложения штрафа см. содержание и комментарий к ст. ст. 119, 120 АПК РФ.

5. Смотрите также содержание и комментарий к ст. ст. 65, 150, 152, 191 АПК РФ.


Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта


Комментарий к статье 195


1. В решении арбитражного суда в случае признания нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должно быть указано и на признание оспариваемого акта не действующим полностью или в части.

2. Согласно ч. 4 комментируемой статьи решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (ч. 5 ст. 195 АПК РФ). Поэтому арбитражный суд не может признавать этот акт не действующим с момента его принятия <681>.

--------------------------------

<681> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. N 10.


3. Направление копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт (ч. 1 ст. 196 АПК РФ), в издательство журнала "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ" (ч. 2 ст. 196 АПК РФ) - обязанность арбитражного суда, принявшего решение по делу. Направление копии решения в иные органы и иным лицам - его право.

4. В органы (должностным лицам) решение арбитражного суда направляется и в случае признания оспариваемого нормативного правового акта (отдельных его положений) не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью (в части), и в случае признания оспариваемого акта (отдельных его положений) соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.


5. Смотрите также содержание и комментарий к ст. ст. 150, 167 - 170, 176 - 182, 290 АПК РФ.


Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта


Комментарий к статье 196


1. Незамедлительно опубликованным считается решение, опубликованное в следующем после дня получения копии судебного акта журнале (ином официальном издании).

2. Смотрите также содержание и комментарий к ст. 195 АПК РФ.


Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ

НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ

(БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц


Комментарий к статье 197


1. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые распространяются на определенный круг субъектов правового регулирования <682>, - на индивидуальные акты.

--------------------------------

<682> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ". 1996. N 11. С. 13.


3. В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 АПК РФ, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска <683>.

--------------------------------

<683> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. N 10.


4. Под заинтересованными лицами в настоящей статье понимаются лица, о которых идет речь в ст. 198 АПК РФ.

5. С одной стороны,- это граждане, организации и иные лица, считающие, что оспариваемый ими, принятый органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


6. С другой - прокуроры, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, в пределах предоставленной им ст. ст. 52, 53, 198 АПК РФ и федеральными законами компетенции.

7. О компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) см. содержание и комментарий к ст. 29 АПК РФ.

8. Смотрите также комментарий к ст. 199 АПК РФ.


Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными


Комментарий к статье 198


1. При наличии оснований, установленных в ч. 2 комментируемой статьи, прокуроры обязаны обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органом, осуществляющим публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей <684>.

--------------------------------

<684> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2003 г. N 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 10.


2. Форма заявления, с которым в арбитражный суд могут обратиться граждане, организации и иные лица, считающие, что оспариваемый ими, принятый государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, определена ст. 199 АПК РФ.

3. Данные требования распространяются и на форму заявления прокурора и государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа и организации, гражданина, обратившегося в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

4. При рассмотрении споров следует учитывать, что в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов <685> и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.

--------------------------------

<685> Далее для краткости - ТехПД.


5. Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой <686>.


--------------------------------

<686> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. N 1.


6. Если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то не только в соответствии с комментируемой статьей, но и со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным <687>.

--------------------------------

<687> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: Спарк, 1999. С. 314.


7. Согласно ч. 4 комментируемой статьи во взаимосвязи со ст. 52 Федерального закона "О защите конкуренции" заявление о признании недействительным решения или предписания антимонопольного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения или выдачи предписания.

8. При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине <688>.

--------------------------------

<688> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. N 8.


9. Смотрите также комментарий к ст. ст. 29, 35, 189, 201, 268 АПК РФ.


Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными


Комментарий к статье 199


1. Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие), в заявлении указывается полностью.

2. Комментируемая статья не требует отражения в заявлении адреса места нахождения указанного органа (должностного лица). Между тем данный адрес все же в заявлении следует указывать.

3. Указать в заявлении дату принятия оспариваемого акта, решения означает отражение в нем дня месяца и года.

4. Время совершения действий указывается в точности до минуты лишь в тех случаях, когда это обстоятельство может влиять на оценку законности его осуществления.

5. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи. В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.