ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 484

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Первая  глава

«Проблема  идентификации  терроризма  как  социокуль

-

турного  явления

»

посвящена  теоретическому  осмыслению  феномена  терро

-

ризма

.

В первом параграфе

 «

Понятия террор

терроризм в  контексте инфор

-

мационно-семиотической  концепции  культуры

»

  исследуется  сущность  по

-

нятий

 «

террор

» 

и

 «

терроризм

», 

конфигурация  их  культурных  границ

особен

-

ности соотношения с другими видами насилия

.

Опираясь на труды таких известных исследователей в области терророло

-

гии как В

Витюк

С

Эфиров

М

Одесский

Д

Фельдман

О

Будницкий

У Ла

-

кер и др

., 

диссертант  показал  полисемантичность  и  противоречивость опреде

-

лений терроризма как в научно-теоретическом плане

так и в массовом общест

-

венном  сознании

В  связи  с  этим  автором  диссертации  предпринята  попытка

изучения терроризма с точки зрения информационно-семиотического подхода

.

Терроризм  анализируется  как  сложно  организованная  информационная  систе

-

ма

в которой выделяются

 4 

уровня информационно-террористического процес

-

са

 (

ИТП

).

Политический  уровень ИТП

.

  Роль  адресанта-заказчика  террористиче

-

ской  деятельности  берет  на  себя  определенная  социально-политическая  или
общественная  организация

заинтересованная  в  изменении  политической  си

-

туации  в  пользу  своих  властных  амбиций

Данные  политические  субъекты

(террорократия

), 

нередко имеют легальные и легитимные формы своего инсти

-

туционального функционирования

но для осуществления своих целей они соз

-

дают нелегальные террористические организации

формирующиеся по конспи

-

ративному  сетевому  принципу  автономного  управления

Главный  информаци

-

онный  импульс  задается  террократией  в  процессе  создания  террористических
групп  и  имеет  целью  формирование  у  экстремистски  настроенных  личностей

,

вовлеченных  в  террористическую  организацию

соответствующего  мировоз

-

зрения

мотивации

стереотипов  поведения

Социально-политические  вдохно

-

вители  терроризма  создают  идейно-риторические  конструкции

объясняющие

и оправдывающие деятельность террористов

придающие ей

 «

высший

» 

смысл

.

Они  привносят  в  террор  идейно-политическую  осмысленность

В  этой  связи

в диссертации анализируется вопрос о существовании самостоятельной идеоло

-

гии терроризма

Рассмотрев точки зрения известных исследователей террориз

-

ма

 (

В

С

Грехнева

О

В

Будницкого

Н

Н

Афанасьева

В

В

Виктюка

,

С.А

Эфирова

О

В

Будницкого

диссертант пришел к выводу

что общей для

всех  направлений  терроризма  идеологии  не  существует

Представляется  спра

-

ведливым утверждение У

Лакера о том

что терроризм не является идеологией

,

но представляет собой бунтарскую стратегию

которая может применяться при

-

верженцами самых разных политических течений

1

.

Собственно  террористический уровень

характеризуется тем

что субъ

-

ектом ИТП выступают террористы и их организации

В данном параграфе сде

-

лана  попытка  реконструкции  системы  протеррористического  мироощущения

.

1

Истоки

. //www.internevod.com.


background image

12

Утверждается

что мировоззренческая основа террористических убеждений ба

-

зируется на доминировании мифологического архаизированного способа мыш

-

ления  приверженцев  терроризма

Прежде  всего

обращает  на  себя  внимание

иррационализм

  современного  терроризма

наиболее  ярко  проявившийся  в  тра

-

гических  событиях

 11 

сентября

 2001 

года

Как  пишет  В

В

Никитаев

,

«...

демонстративное  отрицание  смысла

 – 

одна  из  основных  составляющих  те

-

ракта

ибо  ничто  не  вселяет  в  человека  такой  ужас

как  полное  безразличие

к смыслу направленной против него

 (

хотя бы потенциально

поскольку и к лич

-

ности она безразлична

...) 

силы

»

1

Иррационализм террора

 – 

это не просто про

-

тивоположность  реалистической  системе  общественного  сознания

это  не  де

-

реализация  происшедшего  и  происходящего

не  утрата  принципа  реальности

как  некоторой  изначальной  данности

Террористическая  иррациональность

проявляется через совершенно иной смысловой континуум

через древнейшую

мифологическую систему мышления

параллельную рационалистическому спо

-

собу освоения действительности

В центре мировоззрения террориста находит

-

ся  миф

функционирующий  на  основе  магически  ориентированного  интуитив

-

но-образного

дихотомически-оппозиционного

деструктивного мышления

.

Экстремистскому  протеррористическому  сознанию  присуща

дуалистич

-

ность

,

 черно-белое видение реальности

в котором нет полутонов

нет сложно

-

го диалектического переплетения противоречий

тенденций

оттенков

В таком

сознании  господствует  жесткое  разделение  мира  на  абсолютное  благо  и  абсо

-

лютное зло

.

Ядром социально-мифологического комплекса представлений и главным

побудительным мотивом террористической деятельности является

месть

В ар

-

хаическом  обществе

где  господство  мифа  было  безусловным

месть  являлась

регулятором  конфликтных  отношений  в  родовой  общине

В  определении  тер

-

роризма  понятие

 «

месть

» 

должно  фигурировать  как  одно  из  важнейших  атри

-

бутивных  его  характеристик

наряду  с  факторами  устрашения

политической

обусловленности  и деструктивным  влиянием  на  власть и общество

Стратегия

и тактика всех известных террористических организаций прочно связана с тео

-

ретическим обоснованием мести в их деятельности

.

Характерной особенностью образа жизни террористов является

«двоеми

-

рие

»

Сами обстоятельства жизни террориста в замкнутом пространстве подпо

-

лья  и  в  узком  кругу  соратников  имеют  неизбежным  следствием  разрушение
прежнего

реального

мировосприятия

При  этом  картина  внешнего  мира  не

просто искажается

Исчезает и сам этот мир

Единственной реальной вселенной

становится  крошечное  пространство  общения  с  единомышленниками

Вместе

с тем

, «

удвоение мира

» – 

это неотъемлемое свойство архаического мифологи

-

ческого сознания

.

Показательно  в  этой  связи  обращение  к  фактору  времени

Интересную

мысль подметил В

Никитаев

: «

Терроризм действует не только с иной террито

-

рии

но  и  из  иного  культурно-исторического  времени

Он  позиционирует себя

1

 Никитаев В

В

Терророфания

. // 

Философские науки

 2002. .

1. 

С

. 135.


background image

13

либо в будущем

в некоторой утопии грядущего

 (

революционеры

), 

либо в про

-

шлом

 (

исламский фундаментализм

). 

И  не  потому  ли  так трудно  предупредить

террористический акт

что он есть удар из одного пространства-времени в дру

-

гое

Из одного мира в другой

1

 Архаическое сознание настроено на цикличе

-

ское  восприятие  времени

Явления

нарушающие  строго  установленный  поря

-

док

трактуются как отрицательные

вредные

несущие  хаос и смерть

Главное

внимание  носителя  архаического  сознания  сосредоточено  на  настоящем

про

-

низанном реминисценциями прошлого

будущее же представляется очень абст

-

рактно

туманно

неопределенно

Подобное  восприятие  действительности  ха

-

рактерно и для миросозерцания террористов

.

Мышление  исламистских  террористов  начала

 XXI 

в

.

мистицировано

.

В большей мере это выражено не столько в агитационно-пропагандистских до

-

кументах террористов

сколько в их разговорной речи

.

Экстремистский  тип  мышления  достаточно  ярко  отражается  в  лексике

,

терминологии и фразеологии террористов

Агитационно-пропагандистские ма

-

териалы  и  программные  документы  террористов  отчетливо  демонстрируют
их мифотворческую направленность

Фокусируя внимание на образе врага

ав

-

торы экстремистских прокламаций стремятся всеми доступными лексическими
средствами  создать  его  крайне  негативный

отвратительный  облик

используя

при этом грязную брань

уничижительные  эпитеты

истерические  вопли

абст

-

рактный пафос  и демагогическую риторику

Прослеживается  и другая тенден

-

ция

 – 

формирование величественных образов героев террора

.

Рассматривая мировоззренческую базу экстремистского сознания

нельзя

не упомянуть

табуированность действий

 террористов и их поведения в целом

.

Узко  сектантский  характер  внутренней  организационной  структуры  террори

-

стических  организаций  с  неизбежностью  воспроизводит  жесткую  систему  за

-

претов

необходимых  как  с  точки  зрения  конспиративной  безопасности

так

и с  точки зрения  культивирования образа  бескомпромиссного  борца  и своеоб

-

разного  мифологического  героя

Табуированные  ограничения  касаются  не

столько внешней стороны деятельности и бытовой сферы

сколько внутренней

духовной  жизни

Но  основания  этой  системы  запретов  коренятся  в  глубинах

психологии коллективных архаических представлений

.

Завершая  в  целом  вопрос  о  роли  мифологического  фактора  в  генезисе

и формировании протеррористического микрокосма автор делает вывод

мифо

-

логия в полном соответствии с универсальной функцией мифа

в террористиче

-

ских  сообществах  служит  логической  моделью

способной  преодолеть  проти

-

воречия  картины  мира

2

присущие  миру  террористов

и  сделать  их  жизнь  ос

-

мысленной и целеустремленной

.

На  уровне  собственно  террористического  сообщества  происходит  час

-

тичное изменение смысла заданного террорократией послания

Оно приобрета

-

ет новые  значения  и аксиологические  оттенки

в результате генерируется  вто

-

рой  информационный  поток

исходящий  уже  непосредственно  от  террористи

-

1

 Никитаев В

Указ

соч

С

. 136.

2

 Levi -Straus C. The Stuctural Study of Myth in Journal of American Folklore. 1953. V.68. p. 438-445.


background image

14

ческих  организаций

Соединение  двух  потоков  в  единое  целое

безусловно

,

усиливает  поражающий  эффект  воздействия

Однако  между  ними  существует

определенный зазор

обусловленный имеющимися противоречиями в сфере их

нормативных взаимоотношений

.

Замкнутость  и  конспиративность  террористических  организаций

их  фа

-

натическая  сосредоточенность  на

 «

террористической  работе

», 

абсолютизация

внутриорганизационной дисциплины неизбежно приводят эти структуры к уси

-

лению независимости от породившего их социально-политического центра

По

мере повышения авторитета вследствие успешных террористических акций ло

-

кальные террористические группы все чаще подчеркивают свою функциональ

-

но-оперативную  самодостаточность  и  самостоятельность  в  принятии  решений
как  тактического

так  и  стратегического  плана

Парадокс  информационного

террористического  процесса  заключается в том

что  за  слиянием  двух протер

-

рористических информационных потоков скрыт их внутренний конфликт

в ко

-

тором  просматривается  внутренняя  разобщенность  терроризма  и  его  обречен

-

ность  на  аутентичную  дезинтеграцию

Однако  в эпицентре  террористического

процесса

в  момент  непосредственной  подготовки  и  совершения  теракта  на

-

блюдается мощная консолидация всех протеррористических сил

участвующих

в данном насильственном проекте

.

Террористический  акт  представляет  собой  информационный  вызов

об

-

ращенный  к  власти  и  социуму  в  наиболее  устрашающей  и  провоцирующей
форме насильственного конфликта

.

Теракт  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  знаков

и символов

репрезентирующих  замыслы  и психологические  расчеты социаль

-

но-политических  заказчиков

идейных  вдохновителей

организаторов  и  испол

-

нителей  данного  террористического  проекта

Первоначальный  текст  террори

-

стического послания можно определить как прототекст

Он лишен какого-либо

личностного  начала

не  имеет  названия  и  анонимен  в  следствие  того

что  вы

-

ступает  как  продукт  коллективного  творчества  и  нацелен  на  тайную  психоло

-

гическую  информационную  войну

Оказавшись  включенным  в  контекст  поли

-

тической  борьбы  за  власть

прототекст  террористического  послания  конструи

-

руется  таким  образом

чтобы  создать  иллюзию  отсутствия  автора

Однако

,

«призрак автора

» 

может проявиться в тексте в качестве одного из персонажей

,

озвучивающего  заявления  террористической  организации  и  требования  к  вла

-

сти

Наличие подобной вербальной манифестации является знаком и указывает

на  организаторов  и  вдохновителей  теракта

Содержание  заявления

в  той  или

иной мере

выражает социально-политические позиции  адресантов

но в обоб

-

щенной форме любой подобный документ означает расчет на признание терро

-

ристов  легитимной  силой

Кроме  того

в  публичном  заявлении  террористов

может отражаться стремление представить себя в глазах демократического об

-

щественного мнения

 «

героями-освободителями

», «

борцами за справедливость

».

Отсутствие  террористического  заявления  также  является  знаково

-

символическим  воплощением  позиций  политических  заказчиков

Если  в  тща

-

тельно спланированном террористическом акте нет никаких репрезентирующих


background image

15

заявлений

не  обозначена  организационная  ответственность

не  выдвигаются

требования

значит

адресанты террористического послания представляют себя

непримиримыми  противниками  той  социальной  системы

против  которой  на

-

правлена  террористическая  акция

Они  не  стремятся  к  урегулированию  кон

-

фликта

им не нужны какие-либо уступки власти

их абсолютно не интересует

ни статус политического субъекта

ни признание легитимности их деятельности

в глазах общественного мнения

По-существу

это объявление тотальной и бес

-

компромиссной войны против ненавистного мира

 «

других

». 

Главным символом

этой войны  после

 11 

сентября

 2001 

г

стали обрушивающиеся  башни  Всемир

-

ного Торгового Центра в Нью-Йорке

.

 Между зарождением смысла террористического проекта и его  воплоще

-

ния  в  теракте  располагается  зона  формирования  образно-символического  воз

-

действия терроризма

Большую роль здесь играет выбор объекта террористиче

-

ского нападения

Для  того

чтобы стать символом

он должен привлечь к себе

особое общественное внимание

удивить неожиданностью выбранной мишени

,

шокировать людей

.

В период совершения теракта текст террористического послания как фик

-

сированная  система  знаков  приобретает  устойчивое  положение  и  проявляется
в множественности смысла

Главный смысл теракта

 – 

демонстративное насиль

-

ственное устрашение становится основой

к которой прикрепляются множество

мелких  смысловых  деталей

образующих  гетерогенную  структуру  послания

.

Символическое пространство теракта включает в себя ряд знаковых элементов

,

служащих  укреплению  структуры  главного  смысла

Это  атрибутивные  арте

-

факты террористического  действия

 (

взрывчатка

пояс  шахида

следы  разруше

-

ний

наличие  мертвых  тел

); 

фоновое  обрамление  теракта

 (

чтение  молитв

ис

-

пользование  музыки

кино

и  фотосъемка

террористические  знаки

эмблемы

);

внешний вид террористов

 (

военная одежда

маски

); 

стереотипы поведения тер

-

рористов

 (

нервозность

жестокость  в  обращении  с  заложниками

разговоры

о  предстоящей  смерти

установка  строгих  запретов  для  заложников

); 

шоковое

психологическое  состояние  жертв

В  целом  создается  атмосфера  подавления

аудитории страхом близкого приближения смерти

.

Знаки организаторской террористической деятельности отчетливо прояв

-

ляются в общих контурах осуществления теракта

его сценарной театральности

.

Неотъемлемой  чертой  современного  терроризма

его  знаковой  визитной  кар

-

точкой  стала  театральность

. «

Терроризм

 – 

это  театр

, – 

заявил  Брайан  Джен

-

кинс

, – 

теракты зачастую  тщательно срежиссированы

чтобы привлечь  внима

-

ние электронных СМИ  и международной прессы

».

1

  Беззастенчивая эксплуата

-

ция

 «

эстетики шокирующего

» 

в медиа-среде привела к тому

что для обывате

-

лей  подобного  рода  экстремальные  события

помимо  их  воли

действительно

стали зрелищем

Очевидно

что катарсическое воздействие

вызываемое откро

-

венной  мифологической  фабульностью  режиссерских  задумок  террористиче

-

1

Brian M. Jenkins. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Research Paper 48. California. Seminar

on Arm Control and Foreign Policy. Crescent Publications. Los Angeles. California. 1974. p.31.