ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 481
Скачиваний: 1
6
На различных этапах диссертационного исследования применялись такие
научные методы
,
как компаративистский
(
сравнительно-исторический анализ
информационного влияния терроризма на общественное сознание через худо
-
жественную литературу серебряного века и художественное творчество отече
-
ственных писателей конца ХХ в
. –
начала ХХ
I
в
.);
социологический
(
изучение
общественного мнения студенчества по поводу отражения проблемы террориз
-
ма в отечественном и зарубежном игровом кино
);
социолингвистический
(
ана
-
лиз текстов периодической печати
);
психологический
(
изучение психологиче
-
ских реакций населения на террор
)
и др
.
В методическом арсенале культурологии достойное место занимают об
-
разно-символические способы постижения жизненной реальности
.
В диссерта
-
ции при рассмотрении терроризма сквозь призму художественной литературы
и игрового кино эти методы включены в общий исследовательский контекст
,
что существенно расширило интерпретационные границы понимания воздейст
-
вия терроризма через сферу художественного освоения действительности
.
Таким образом
,
изучение концепта терроризма в диссертационном иссле
-
довании базируется на комплексном использовании методов различных гума
-
нитарных дисциплин и опирается на принцип комплиментарности
(
дополни
-
тельности
).
Степень разработанности проблемы
.
Необходимо подчеркнуть от
-
сутствие фундаментальных монографических и обобщающих исследований не
-
посредственно по теме диссертации
.
Тем не менее
,
в работах многих ученых
рассматривались проблемы
,
тесно связанные с интерпретацией терроризма
и характеризующие отдельные аспекты рассматриваемой темы
.
Так
,
например
,
вопросы освещения терроризма в СМИ и Интернете были объектом внимания
таких исследователей как И
.
Александер
,
Г
.
Вардлоу
,
Г
.
Вейман
,
К
.
Поппер
,
Д
.
Рубин
,
Н
.
Левингстон
,
А
.
Коэн
,
Н
.
Фридленд
,
Д
.
Хайт
,
Я
.
Хардман
,
Б
.
Хоффман
,
Д
.
Энебл
,
В
.
Барсамов
,
М
.
Гельман
,
Э
.
Глинчевский
,
И
.
Добаев
,
И
.
Додин
,
А
.
Дондурей
,
А
.
Иващенко
,
А
.
Игнатенко
,
А
.
Смирнов
,
О
.
Хлобустов
.
Проблемы социокультурного
,
философского
,
идеологического и психоло
-
гического осмысления терроризма освещались в трудах Ж
.
Бодрийяра
,
Б
.
Дженкинса
,
А
.
Дерховица
,
У
.
Лакера
,
К
.
Робертса
,
П
.
Уилкинсона
,
Ю
.
Анто
-
няна
,
Н
.
Афанасьева
,
О
.
Будницкого
,
В
.
Витюка
,
И
.
Данилевича
,
П
.
Виттенбер
-
га
,
Ф
.
Алескерова
,
В
.
Иноземцева
,
В
.
Грехнева
,
Я
.
Гилинского
,
Е
.
Гончаровой
,
Е
.
Дубко
,
К
.
Морозова
,
М
.
Могильнер
,
В
.
Кутырева
,
А
.
Неклесса
,
В
.
Никитаева
,
А
.
Панарина
,
Э
.
Паина
,
В
.
Иванова
,
А
.
Кацура
,
Д
.
Фельдмана
,
К
.
Разлогова
,
В
.
Розина
,
В
.
Римского
,
М
.
Одесского
,
Д
.
Ольшанского
,
С
.
Эфирова
,
В Федото
-
вой
,
О
.
Печерских
,
М
.
Требина
,
Г
.
Варданянц
,
Н
.
Савченковой
,
А
.
Юрьева
,
В
.
Ярской
,
В
.
Кольцовой
,
Т
.
Дронзиной
,
С
.
Поповой
,
Н
.
Власовой
,
А
.
Силина
,
Л
.
Кулеминой
,
О
.
Белькова
,
Т
.
Дмитриевой
,
А
.
Сентябрева
,
П
.
Гениффе
,
Г
.
Но
-
виковой
,
С
.
Борисова
,
Х
.
Дзуцева
.
Особый блок исследований
,
связанных с темой диссертации
,
составляют
работы социологов
,
политологов и правоведов
,
занимающихся вопросами тер
-
7
минологического определения терроризма
,
его соотношения с другими видами
насилия
.
Это труды
:
В
.
Малисон
,
С
.
Малисон
,
А
.
Бернгарда
,
Д
.
Лонга
,
Б
.
Гано
-
ра
,
А
.
Кэтса
,
С
.
Тауншенда
,
У
.
Лакера
,
П
.
Дженкинса
,
Д
.
Лоджа
,
Р
.
Соле
,
Б
.
Ло
-
квуда
,
К
.
Гейнцена
,
М
.
Бассиоуони
,
Е
.
Харкаби
,
А
.
Шмидта
,
Б
.
Крозье
,
Х
.
Хоф
-
майстера
,
Д
.
Стерлинга
,
Б
.
Хоффмана
,
Р
.
Фридлендера
,
П
.
Уилкинсона
,
Г
.
Нон
-
лау
,
М
.
Либига
,
Т
.
Герцога
,
Ю
.
Авдеева
,
И
.
Илинского
,
Б
.
Крылова
,
В
.
Кудряв
-
цева
,
В
.
Петрищева
,
В
.
Витюка
,
С
.
Эфирова
,
Д
.
Фельдмана
,
В
.
Комисарова
,
А
.
Попова
,
В
.
Емельянова
,
Б
.
Мартыненко
,
В
.
Замкового
,
М
.
Назаркина
,
Ю
.
Ан
-
тоняна
,
И
.
Карпец
,
В
.
Васильева
,
В
.
Мальцевой
,
В
.
Левашова
,
Ю
.
Громыко
,
И
.
Добаева
,
А
.
Пиджакова
,
М
.
Мусаеляна
,
О
.
Русановой
,
Ю
.
Дорожкина
,
Р
.
Адельханяна и Ю
.
Кутахова
.
В процессе данного исследования были задействованы философские
и культурологические работы
,
имеющие общеметодологическое значение
.
Сре
-
ди авторов
–
Ж
.
Бодрийяр
,
М
.
Вебер
,
Ж
.
Дерида
,
Э
.
Кассирер
,
М
.
Элиаде
,
У
.
Эко
,
М
.
Маклюэн
,
К
.
Поппер
,
Ч
.
Пирс
,
Р
.
Соссюр
,
Ф
.
Ницше
,
З
.
Фрейд
,
Й
.
Хейзинга
,
К
.
Юнг
,
М
.
Бахтин
,
Э
.
Фромм
,
Н
.
Бердяев
,
А
.
Ахиезер
,
Д
.
Лихачев
,
Ю
.
Лотман
,
А
.
Потебня
,
А
.
Панарин
,
М
.
Мамардашвили
,
К
.
Разлогов
,
В
.
Раби
-
нович
,
А
.
Флиер
,
В
.
Розин
,
Х
.
Яусс
.
В работе над диссертацией большую помощь оказали исследования
,
по
-
священные теории массовой коммуникации и ее влияния на власть
,
личность
,
общество
(
Э
.
Тоффлер
,
М
.
Маклюэн
,
Б
.
Библер
,
Ю
.
Лотман
,
М
.
Кастельс
,
К
.
Разлогов
,
Н
.
Кириллова
,
В
.
Богданов
,
В
.
Глазычев
,
В
.
Лившиц
,
Г
.
Почепцов
,
С
.
Кара-Мурза
,
Г
.
Кузнецов
,
С
.
Шайхитдинова
,
А
.
Короченский
).
Оценивая в целом степень разработанности проблемы диссертационного
исследования
,
можно сделать вывод
,
что
,
с одной стороны
,
в настоящее время
существует достаточное количество научных материалов для выполнения це
-
лей и задач исследования
,
с другой
–
назрела необходимость комплексного
и междисциплинарного подхода к осмыслению феномена терроризма
.
Научная новизна диссертации
:
1.
В диссертации предпринята попытка комплексного рассмотрения
воздействия терроризма на социум в пространстве культуры через средства
массовой коммуникации
,
художественной литературы
,
игрового кинематогра
-
фа
.
2.
Сконструирована теоретическая модель информационно-терро
-
ристического процесса
,
проанализирована траектория пути терророносной ин
-
формации
.
3.
Предложена трактовка феномена терроризма в контексте информа
-
ционно-семиотического подхода
.
Терроризм рассматривается как знаково
-
символическая система со своим языком
,
кодами передачи реалий действи
-
тельности
,
собственной системой ценностей
,
норм и регулятивов
.
4.
В качестве научных категорий введены понятия
горгонофобия
,
мортилатрия
,
терророфония
,
поясняющие смысловые
,
психологические
,
8
адаптационные и ценностные проявления информационного террористического
воздействия
.
5.
Терроризм обосновывается автором диссертации как форма социо
-
культурной деструкции
.
Практическая значимость работы
.
Основные положения и резуль
-
таты исследования могут быть применены при анализе и прогнозировании воз
-
можных информационных террористических действий
,
несущих угрозу безо
-
пасности социальной жизнедеятельности
.
Понимание терроризма как инфор
-
мационного процесса можно использовать для разработки методологии эффек
-
тивной профилактики терроризма посредством более точной его идентифика
-
ции и корректировки ценностных
,
нормативных
,
коммуникативных и полити
-
ческих установок террористов различными дискурсивными средствами
.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве
теоретического и методологического инструментария для дальнейших исследо
-
ваний в области террорологии
,
при подготовке специальных учебных курсов
в высшей школе и образовательных учреждениях государственной службы
.
Апробация работы
.
В феврале
2001
г
.
автору диссертации был присужден индивидуальный
грант Института перспективных российских исследований имени Кеннана
(США
)
на реализацию проекта
«
Феномен терроризма в информационном поле
социокультурного влияния на общество
»
в рамках программы
«
Межрегиональ
-
ные исследования в общественных науках
»,
осуществлявшейся при поддержке
Министерства Образования РФ
,
Корпорации Карнеги в Нью-Йорке
,
Фонда
Джона Д
.
и Кэтрин Т
.
Макартуров и Института
«
Открытое Общество
»
(КИ
-134-1-01).
Материалы этого исследования явились основой данной диссер
-
тации
.
Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях сектора
прикладной культурологии и культурной политики Российского Института
культурологии
,
на кафедре истории и культуры Ульяновского государственно
-
го технического университета
.
Многие теоретические проблемы
,
социокуль
-
турные прогнозы и результаты исследований были представлены автором
на международных и всероссийских конференциях
,
круглых столах
,
в том чис
-
ле на
I-
ом Международном конгрессе по проблемам толерантности в Екатерин
-
бурге в
2002
г
.;
на Международной конференции
«
Россия-ЕЭС
:
стратегия взаи
-
модействия
».
Екатеринбург
, 2002;
на Третьем Всероссийском конгрессе поли
-
тологов
: «
Выборы в России и российский выбор
» (
Москва
,
ИНИОН РАН
,
28-29
апреля
2003
гг
.);
на круглом столе
«
Проблемы терроризма
»
в Институте
социологии РАН
(
Москва
, 2002);
на научно-практической конференции
«
Рос
-
сийский парламентаризм
:
история и современность
»,
посвященной
10-
летию
Законодательного собрания Ульяновской области в
2005
г
.;
на Всероссийской
научно-практической конференции
«
Первая русская революция
1905-1907
гг
.:
исторический опыт разрешения внутриобщественного кризиса и современ
-
9
ность
»,
посвященной
100-
летию первой русской революции в г
.
Ульяновске
в
2005
г
.;
на международной научной конференции
«
Исповедальные тексты
культуры
»
в Санкт-Петербурге
18 -19
ноября
2006
г
.;
на
21-
й международной
научной конференции
«
Природа терроризма и психология человека на истори
-
ческом фоне его угрозы
» (
Санкт-Петербург
, 14-15
мая
2007
г
.);
на Международ
-
ном научном симпозиуме
«
Время культурологии
»,
посвященном
75-
летию Рос
-
сийского института культурологии
(
Москва
, 23 - 26
мая
2007
г
.),
на Втором
культурологическом конгрессе
(25 - 29
ноября
2008
г
.)
и на многих других фо
-
румах
.
Главные идеи диссертации отражены в двух монографиях
,
учебном посо
-
бии к спецкурсу
«
Терроризм как социокультурное явление
»,
в статьях
,
журна
-
лах
,
альманахах и научных сборниках
.
На защиту выносятся следующие положения
:
1.
Феномен терроризма в пространстве культуры проявляется в ходе осу
-
ществления информационно-террористического процесса
(
ИТП
),
который
представляет собой систему создания
,
трансляции и преобразования тер
-
рористического послания
,
исходящего от социально-политического заказ
-
чика террора и предназначенного субъекту террористического воздейст
-
вия
.
В нем выделяются следующие уровни передачи террористического
послания
: 1)
политический
; 2)
собственно террористический
; 3)
медийный
;
4)
рефлексивно-художественный
.
2.
Террористический акт рассматривается как культурный текст
,
под кото
-
рым понимается совокупность знаков
,
в которых зашифрована социальная
информация о смыслах и ценностях террористического послания
.
3.
Мировоззренческая основа террористических убеждений базируется
на доминировании мифологического способа мышления приверженцев
терроризма
.
Система их взглядов на мир и общественные отношения опи
-
рается на архаические пласты общественного сознания
.
4.
Концептуальный смысл террора сосредоточен в устрашении людей
.
Для когнитивного обозначения страха терроризма вводится термин
горгонофобия
.
5.
В хаотическом смешении информационных потоков
,
несущих в себе
множество смыслов
,
оценок
,
мифов
,
сформированных посредством СМИ
,
в пространстве культуры возникает и развивается специфический эффект
воздействия терроризма на социум
,
определяемый как
терророфония
.
6.
Средства массовой коммуникации служат проводником террористиче
-
ского воздействия на социум
,
новым типом оружия массового поражения
в информационно-психологической войне
,
но в медийном пространстве
существуют значительные неиспользованные резервы противодействия
терроризму
.
7.
Интернет используется исламистскими террористами в качестве акку
-
мулятора и транслятора информационных угроз
,
а также в качестве инст
-
румента дифференциации внутри мусульманского мира
.
Интернет пре
-
10
вращается в открытую трибуну пропаганды идей
,
спекулирующих на про
-
тиворечиях Востока и Запада и создающих иллюзию легитимности терро
-
ра в условиях утверждаемой ими глобальной войны миров
.
8.
Противодействие терроризму через СМК может проявляться в трех
сценарных вариантах воздействия
: 1)
разоблачение мифа и дискредитация
его творцов
; 2)
формирование нового мифа
,
переориентирующего объект
влияния
; 3)
контаминация отдельных элементов террористической ин
-
формационной системы со специально внедренными в нее антитеррори
-
стическими элементами
.
9.
Художественная литература и игровое кино трактуются как информа
-
ционные индикаторы ментальных настроений российского общества
.
В художественных произведениях прослеживаются две тенденции
:
про
-
террористическая и антитеррористическая
.
10.
В рамках СМК
,
художественной литературы и игрового кинематографа
мифологическая обусловленность терроризма экстраполируется в массо
-
вом сознании в образах и знаках
,
способных спровоцировать деструктив
-
ные действия посредством возбуждения бессознательной сферы человече
-
ской психики
.
11.
Художественно-преобразованная информация обладает способностью
к возвратному влиянию
:
сконструированная художественными средствами
«реальность
»
воздействует и на общественное мнение
,
и на террорократи
-
ческую элиту
,
и на власть
,
и на самих субъектов террористического дейст
-
вия
.
12.
Терроризм является формой социокультурной деструктивности
,
которую
можно рассматривать как анти-систему
,
направленную на разрушение ис
-
ходного социокультурного механизма
,
обеспечивающего жизнеспособ
-
ность враждебной террористам социальной общности
.
Структура работы
.
Диссертация состоит из введения
,
трех глав
,
вось
-
ми параграфов
,
заключения
,
списка литературы
,
включающего
483
наименова
-
ния
,
в том числе источников на иностранных языках
;
перечня неопубликован
-
ных архивных материалов
(4
наименования
)
и Интернет-ресурсов
(44
наимено
-
вания
).
Объем диссертации
421 c.
II.
Основное содержание диссертации
Во введении
дается общая характеристика темы исследования
,
обосно
-
вывается ее актуальность
,
формулируются цели и задачи
,
объект и предмет ис
-
следования
,
обозначаются методологические подходы к решению поставлен
-
ных задач
,
подчеркивается новизна в постановке и рассмотрении заявленной
научной проблемы
,
излагаются основные положения
,
выносимые на защиту
,
определяется теоретическая и практическая значимость работы
,
дается инфор
-
мация о ее апробации
.