ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 480

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

тель  четко  уловил  взаимосвязь  терроризма  с  уголовными  преступлениями
и прекрасно продемонстрировал срастание террора с уголовным миром на стра

-

ницах своих произведений

Реалистическая художественная литература первой

почувствовала  катастрофическую  опасность  террора

прикрываемого  героиче

-

ской риторикой и фразеологией

.

Многим  мастерам  художественного  слова  в  начале  ХХ  в

было  свойст

-

венно противоречивое отношение к революционному терроризму

обусловлен

-

ное

с одной стороны

стойкой оппозицией самодержавию и одобрением рево

-

люции

с другой стороны

 – 

внутренним нравственным разладом в связи с узна

-

ванием

 «

кровавой  изнанки  революции

» 

и  деградацией  нравственных  идеалов

в  период  первой  русской  революции

Подобное  состояние  испытывали

Л

Андреев

А

Белый

М

Осоргин

М

Горький

Примечательно

что  форми

-

руемый литературой информационный фон

не смотря на усиление рефлексив

-

ных  сомнений  интеллигенции

склонялся  в пользу  леворадикальной  протерро

-

ристической тенденции

.

Л

Андреев опубликовал повесть

 «

Тьма

», 

в которой впервые показал тер

-

рориста

разуверившегося в правоте своего дела

Поразительно

что это произ

-

ведение вышло из-под пера человека

считавшегося  убежденным сторонником

леворадикального крыла интеллигенции

 (

его произведения

 «

Рассказ о семи по

-

вешенных

» 

и

 «

Царь-голод

» 

признавались  настоящими  революционными  бест

-

селлерами

на  текстах  которых  воспитывались  будущие  террористы

). «

Тьма

»

имела  шокирующий  резонанс  даже  в  либеральной  читательской  аудитории

.

Однако самый мощный  удар по литературно-мифологическому имиджу героя

-

террориста  был  нанесен

 «

генералом  эсеровского  террора

» 

Б

Савинковым

в книге

 «

Конь бледный

».

Чем  можно  объяснить  тот  факт

что  самым  действенным  литературно

-

информационным  средством  антитеррористического  воздействия  на  общест

-

венное сознание стала книга

написанная одним из организаторов и руководи

-

телей  эсеровского  террористической  движения

Б

Савинков  отнюдь  не  стре

-

мился к разоблачению мифа об идеальном герое

его позиция не была следстви

-

ем глубокого психологического надлома личности

осознавшей греховность со

-

деянного и раскаявшейся

Ведь одновременно с

 «

Конем бледным

» 

Б

Савинков

писал и готовил к публикации очерки и рассказы

по-прежнему возвеличиваю

-

щие  террористов

Разоблачение  Азефа  означало для  Б

Савинкова  полное  кру

-

шение прежних идеалов

Выход из тупика накопившихся противоречий он по

-

пытался  найти  в  идее  религиозно-нравственного  оправдания  террора

которая

появилась у него в процессе общения с Д

Мережковским и З

Гиппиус

В обра

-

зе Вани из

 «

Коня бледного

» 

им был создан совершенно новый тип верующего

,

религиозно-ориентированного  террориста

дихотомически  противопоставлен

-

ного

 «

мастеру  красного  цеха

» 

Жоржу

Тенденциозный  замысел  религиозного

обновления терроризма с целью придания ему позитивного социального имид

-

жа  оказался  непонятым  леворадикальной  интеллигенцией  и  не  был
ею принят

Образ  Жоржа

напротив

был  более  цельным

жестким

реалистич

-

ным  и  скандально  вызывающим

что  выдвинуло  его  в  центр  читательского


background image

37

внимания

оттеснив  идеализированного  Ваню

. «

Расколдовывание

» 

мифа  про

-

изошло вопреки расчетам и желаниям автора и

в конце концов

привело к об

-

ратному эффекту

усилению отрицательного восприятия революции и террора

.

В  художественной  литературе  серебряного  века  достаточно  рельефно

обозначились  проблемы  информационно-семиотического  сопровождения  тер

-

роризма

Одной из них является осознание теснейшей взаимосвязи терроризма

и провокации

Постановка данного вопроса в литературе в такой семиотической

плоскости

 – 

культурологическое  открытие  А

Белого

Художественное  чутье

и интуиция подсказали ему

что провокация является одним из источников тер

-

рора

точно также как и его неизбежным следствием

В тексте романа

 «

Петер

-

бург

» 

символически  дан  образ  главного  организатора  эсеровского  террора

и главного провокатора Е

Азефа

который выведен под именем  Липпанченко

.

Даже в его фамилии семантически проявляется ложь

фальшь

подделка

кичли

-

вость

Липпанченко

 – 

это  мастер  интриги  и  провокации

искусно  манипули

-

рующий не только судьбами людей

но и крупнейших политических и государ

-

ственных  организаций

Несмотря  на  всю  масштабность  фигуры  Липпанченко

,

А

Белый  в  своем  художественном  анализе  идет  гораздо  дальше  личностного

фактора

он выходит на более высокий уровень обобщения

в романе провока

-

ция  и  терроризм  связываются  неразрывной

взаимообусловленной  цепью  эмо

-

ционально

чувственных представлений

идей и действий

В тексте

 «

Петербур

-

га

» 

практически  все  действующие  лица

так  или  иначе

переплетены  провока

-

ционными или провоцирующими ситуациями

.

 Другая  проблема

которую  поднимает  автор  диссертации

рассматривая

литературу  начала  ХХ  в

., 

сфокусирована  на  религиозно-символическом  пони

-

мании сущности терроризма

На этом пути были сконцентрированы социально

-

философские  и  литературно-художественные  поиски  Д

С

Мережковского

,

З

Н

Гиппиус и Б

В

Савинкова

Д

С

Мережковский в свете теории

 «

религи

-

озной  общественности

» 

литературно  канонизировал  террористов

убеждая

в святости их поступков

Для него террористический акт

 – 

это терновый венец

,

путь террориста

 – 

это Голгофа

а его смерть на эшафоте

 – 

искупление грехов

.

Так открывается дорога в царство обожествляемого эсеровского террора

.

Мысль о святости революционной жертвы достаточно отчетливо прозвуча

-

ла в статье З

Гиппиус

 «

Революция и насилие

». 

Здесь она развивает идеи

уже

прозвучавшие у Д

Мережковского

Террористы в ее статье уподоблялись пер

-

вым  христианам  в  катакомбах

их  жизнь

 –

  это  жизнь  аскетов

отказавшихся

от всего ради революции

Она считала

что террористами двигало неосознанное

религиозное  чувство

желание  пострадать  за  правду

Магическая  сила  само

-

убийственной жертвенности в терроре заслоняла в сознании З

Гиппиус любые

моральные преграды

даже гибель ни в чем не повинных людей

.

Красной нитью в данном параграфе диссертации проходит идея об инфор

-

мационной  обусловленности  террористического  процесса

проявляющаяся

в текстах литературных произведений

Л

Андреев в повести

 «

Губернатор

» 

об

-

ратился к информационным источникам

формирующим общественное мнение

.

Он показал роль молвы в аксиологической кодификации протеррористических


background image

38

настроений

В  романе  А

Белого

 «

Петербург

» 

информационным  источником

,

выражающим неофициальную санкцию толпы на совершение террористическо

-

го акта

являются слухи

которые выступают индикатором общественного мне

-

ния

В романе выявлена информационная атмосфера

усиливающая терророфо

-

нический  эффект

показаны  факторы  формирования  протеррористически  на

-

строенной социальной среды

А

Белый показал подстрекательские и пропаган

-

дистские  возможности  прессы  через  распространение  панических  настроений
(серия репортажей о Красном Домино

терроризирующем жителей Петербурга

).

На примере  Н

Аблеухова он показал процесс подталкивания людей к террору

информационными  средствами

Кроме  того

в  романе  можно  проследить  фор

-

мирование  через  печать  негативного  образа  будущей  жертвы  теракта

чтобы

добиться  моральной  санкции  общества  на  его  совершение

Таким  образом

,

на  художественном  уровне  проясняется  реальная  возможность  средств  массо

-

вой информации лить воду на мельницу терроризма в погоне за рублем и сен

-

сацией

.

Второй  параграф  третьей  главы

«Российская  художественная  литера

-

тура рубежа ХХ

 – XXI 

вв

и проблема  отношения к терроризму

»

 отражает

художественную рефлексию постсоветской литературы на многочисленные со

-

циально-политические  метаморфозы в  России и мировом  сообществе

привед

-

шие к усугублению террористических угроз

.

Диссертант  обращает  внимание  на  такую  актуальную  тенденцию

как

«детективизация

» 

и

 «

триллеризация

» 

художественного  творчества

С  одной

стороны

она иллюстрирует реальный и виртуальный уровень криминальности

нашей жизни

с другой

 – 

является фантомным призраком постоянно нависшей

угрозы

которая ассимилируется общественным сознанием

Именно детективы

и  триллеры  служат  основными  проводниками  художественного  осмысления
терроризма в литературе

.

В постсоветскойя литературе

как и в литературе серебряного века

опре

-

деляются  протеррористическая  и  антитеррористическая  тенденции  в  осмысле

-

нии терроризма

 .

К первой тенденции можно отнести литературно-художественную разра

-

ботку темы  терроризма  в романе  Б

Акунина

 «

Статский советник

». 

Не  смотря

на  то

что  Б

Акунин  обратился  к  террористическим  событиям  далекого  про

-

шлого

читатель

 XXI 

в

воспринимает их по-особому

рассматривая в соответ

-

ствии с собственными представлениями о терроризме

сложившимися у него за

последние  годы

Благодаря  роману  Б

Акунина  в  либеральном  общественном

сознании  воссоздается  положительный  имидж  героя-террориста

вызывающий

уважение  своим бесстрашием

самоотверженностью

честностью

стремлением

к риску

силой воли и твердостью  характера

Представляя Грина и его товари

-

щей  по  террористической  группе  жертвами  провокации  со  стороны  высокого
государственного  чиновника

автор

 «

Статского  советника

» 

подводит  читателя

к  благорасположению  и  сочувствию  по  отношению  к

 «

своим

» 

террористам

.

Фактически Б

Акунин в талантливом увлекательном тексте полностью воспро

-

изводит мифологические стереотипы леворадикальной интеллигенции серебря

-


background image

39

ного  века

Следует  учесть

что  даже  неосознанные  попытки  литературно

-

художественной  романтизации  и  идеализации  образов  революционеров

-

террористов могут вызвать расширение зоны информационного влияния терро

-

ризма

Мифологизированное оправдание неонароднического терроризма начала

ХХ столетия означает формирование условий пресловутой политики

 «

двойных

стандартов

», 

разделение террористов на

 «

своих

» 

и

 «

чужих

». 

И это

безусловно

,

расширяет  горизонты  политического  манипулирования  людьми

Существует

реальная  возможность  подсознательной  экстраполяции  позитивного  имиджа
революционеров-террористов на  образы  нынешних приверженцев  террористи

-

ческой тактики

что приводит к аксиологической аберрации субъектов террори

-

стического влияния

.

 Вместе с тем Б

Акунин в ярких художественных  образах изобразил ре

-

альную историческую ситуацию начала ХХ  в

., 

когда значительному большин

-

ству либералов революционно-террористическая деятельность казалась вполне
допустимым

справедливым  и  эффективным  средством  политической  борьбы

,

а люди

подобные Фандорину

оказывались в атмосфере удручающего непони

-

мания и одиночества

Находясь между

 «

молотом

» 

провоцирующего государст

-

венного террора и

 «

наковальней

» 

оппозиционного терроризма

он не смог при

-

нять ни одну из сторон

Отсюда ощущение пессимизма и безысходности в фи

-

нале  романа

что  вызывает  усиление  терророфонических  настроений  в  чита

-

тельской среде

С одной стороны

Б

Акунин отчетливо героизирует художест

-

венные  образы  революционеров-террористов

С  другой  стороны

он  представ

-

ляет государственную  власть  в лице  ее  правоохранительных  органов  институ

-

том

генерирующем  терроризм

Информационный  эффект  от  такой  художест

-

венной дивергенции

проецируясь на современное положение

усиливает нега

-

тивистский настрой по отношению к государству и обеляет террористов

вызы

-

вая сочувствие к ним и возводя их деятельность в ранг вынужденной

но спра

-

ведливой борьбы

.

Выводы о возможном негативном протеррористическом потенциале  воз

-

действия романа Б

Акунина на общественное мнение ни в коем случае не сле

-

дует понимать как призыв к цензурным запретам или каким-либо другим адми

-

нистративным  ограничениям  свободы творчества

Тем не  менее

современный

писатель

в  условиях  повышенного  риска  манипуляции  общественным  созна

-

нием

должен  отчетливо  представлять  меру  своей  моральной  ответственности

перед читателем за возможные негативные последствия своих художественных
текстов

Художественная  литература  представляет  собой  своеобразный  мони

-

торинг общественных настроений

нуждающийся не  в цензуре и не  в запрети

-

тельно-силовых  методах  государственного  контроля

а  в  осмыслении  и  изуче

-

нии

что позволит своевременно выявлять негативные тенденции в информаци

-

онной сфере России и противопоставлять информационному вызову  террориз

-

ма нейтрализующие его адекватные меры

.

В  романах  А

Проханова

 «

Господин  Гексаген

» 

и

 «

Политолог

» 

автором

диссертации была  выявлена другая тенденция

имеющая протеррористический

оттенок  воздействия  на  читательскую  аудиторию

Данные  произведения


background image

40

А

Проханова отличаются мрачным удручающим пессимизмом и апокалипсич

-

ностью

Фатальная  неизбежность  надвигающейся  катастрофы  и  разрастание

террористической  угрозы предопределена  всем  ходом  развития  сюжета

Пора

-

жает  варварское  соединение  ужаса  реальной  трагедии  с  жанром  фантастиче

-

ской социально-политической  утопии

в которую втягивают читателя

Пробле

-

ма состоит в том

что

став заметным явлением современной российской лите

-

ратуры

, «

Господин Гексаген

» 

и

 «

Политолог

» 

несут в себе мощный отрицатель

-

ный  заряд  протеррористической  направленности

И  дело  здесь  не  в  апологии

терроризма и террористов со стороны автора

Напротив

А

Проханов категори

-

чески  не  приемлет  эту  социальную  болезнь

Но  ментально

психологически

,

романы  провоцируют  распространение  в  обществе  чувства  страха

постоянно

нависшей угрозы безопасности

абсолютного нигилизма по отношению к госу

-

дарственным способам и методам противодействия террору

Они способствуют

усилению  настроений  подавленности

катастрофической  напряженности  в  об

-

ществе

провоцируют  ненависть  граждан  к  государственным  органам  нацио

-

нальной безопасности

деятельность которых рассматривается как главная при

-

чина развития терроризма

.

В данном параграфе утверждается тезис о том

что информационные ко

-

ды  ультраправого  политического  терроризма  проникают  в  массовую  аудито

-

рию  через  художественную  литературу

Примечательно

что  современный  на

-

ционалистический  ультраправый  терроризм

который  часто  маскируется  под

более  широким понятием экстремизм

в  значительной мере  идеологически ба

-

зируется  на  литературных  и  беллетризованных  публицистических  текстах
их  лидеров  и  вождей

Иногда  литературные  произведения  служат  настоящим

учебным  пособием  начинающему  террористу

В  качестве  иллюстрации  автор

диссертации приводит роман  Д

Нестерова

 «

Скины

Русь  пробуждается

»

1

По

-

пулярность данной книги в среде скинхедов

попытки ее репринтного тиражи

-

рования  и  сетевого  распространения  говорят  об  использовании  художествен

-

ных текстов в качестве информационно-пропагандистских средств идеологиче

-

ской  обработки  молодежной  аудитории  через  привлекательную  приключенче

-

ско-детективную форму художественного изложения

.

Особое внимание обращается в диссертации на информационный протер

-

рористический  комплекс  представлений

имеющий целью  дискредитацию гос

-

подствующей политической власти путем информационного давления на соци

-

ум

Когда подрывается вера в силу государственной власти и ее реальные воз

-

можности противостоять террору

происходит иррационализация страха

к лю

-

дям  приходит  гнетущее  ощущение  постоянного  ожидания  теракта

их  безза

-

щитности  перед  непредсказуемыми  обстоятельствами

которым  они  ничего  не

могут  противопоставить

Именно  такую  тенденцию  отражают  литературные

произведения

подобные романам

 «

Синдикат

» 

Д

Рубинной или

 «

Номер один

»

Л

Петрушевской

В  них  сосредоточено  концентрированное  выражение  слабо

-

1

 Нестеров Д

Скины

Русь пробуждается

М

., «

Ультра-культура

», 2004

.